Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 3 класса по окружающему миру»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;
Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;
Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);
СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;
Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г.от 30.08.2023 г.;
Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;
Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год.
Данная программа будет реализована в 3 классе для детей с ЗПР.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность);
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 раза в неделю).
УЧЁТ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Целевые приоритеты
Формы работы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками
Поощрение, поддержка, похвала, просьба, поручения беседы, совместное обсуждение общих интересов, поездок, путешествий; организация учебных игр на уроке, дискуссий, бесед и т.д.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
Беседы о нормах и правилах поведения, организация рефлексии и самооценки деятельности; организация дежурства классов (разбор случаев несоблюдения общепринятых норм); соблюдение правил работы в группе; взаимоконтроль обучающихся и т.д.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений
Обсуждение, высказывание мнения и его обоснования, акцентирование внимания обучающихся на нравственных проблемах, анализ явлений, развитие у обучающихся умения совершать правильный выбор
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков персонажей
Применение на уроке интерактивных, современных форм работы учащихся
Электронное образование: программы-тренажеры, зачеты в электронных приложениях, обучающие платформы Учи.ру, Якласс, РЭШ, онлайн – уроки, онлайн – конференции, электронные презентации, электронные учебники; дистанционные технологии обучения, смешанное обучение, решение проектных задач, дискуссии, «мозговой штурм», деловая игра, мастер-класс, интеллектуальные игры, групповые формы работы или работу в парах и т.д.
Организация предметных образовательных событий
Проведение предметных недель, конференций, олимпиад
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
Наставничество по форме «успевающий – неуспевающий» (вариант поддержки для достижения образовательных результатов), «равный - равному» (обмен навыками для реализации творческих и образовательных проектов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов, грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений.
Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному плану;
на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы по предложенному алгоритму;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного под руководством учителя;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями используя наводящие вопросы;
моделировать цепи питания в природном сообществе с использованием наглядности и помощи учителя; ориентироваться в понятиях «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом) с использованием справочных материалов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить с помощью учителя на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить с помощью учителя на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать с помощью учителя несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению и под руководством учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, цепь питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации);
описывать (характеризовать) по предложенной схеме/плану условия жизни на Земле;
описывать по опорным словам схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать по плану представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки после предварительного анализа.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера) (с помощью учителя), подчинённого;
положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения (при необходимости прибегая к помощи учителя).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне, проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам;
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео- графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне;
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника;
считаться с наличием разных мнений;
не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
К концу обучения в З классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края (используя справочно-дидактический материал, материалы учебника, записи в тетради), столицы России; иметь представление о памятниках природы, культурных объектах и достопримечательностях городов РФ с богатой историей и культурой, российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать с помощью учителя на карте мира материки, изученные страны мира; иметь представление о расходах и доходах семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов (под руководством учителя);
соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию (при необходимости при помощи учителя); сравнивать с опорой на образец/алгоритм/схему по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы (после предварительного анализа);
описывать (на доступном уровне) на основе предложенного плана и опорных слов изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека (используя наглядность и помощь учителя);
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы (с помощью учителя);
создавать по заданному плану собственные высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; иметь представления об основах здорового образа жизни, в том числе требованиях к двигательной активности и принципы здорового питания;
иметь представления об основах профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
иметь представление о возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья - коллектив близких. Родных людей.
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Страны и народы мира.
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
11
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.3
Разнообразие растений
7
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.4
Разнообразие животных
7
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.5
Природные сообщества
3
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.6
Человек - часть природы
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3.2
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
1
Безопасная информационная среда
1
2
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы
Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород
1
6
Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения
1
7
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e
8
Что такое общество?
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa
9
Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России
1
10
Родной край – малая родина. Российская Федерация
1
11
Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией
1
12
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры
1
13
Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca
14
Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392
15
Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328
16
Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62
17
Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78
18
Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a
19
Почва, её состав. Значение для живой природы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26
20
Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26
21
Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de
22
Растение как живой организм
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282
23
Как растения размножаются?
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c
24
Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ)
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6
25
Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e
26
Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16
27
Особенности питания животных. Цепи питания
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16
28
Размножение и развитие рыб, птиц, зверей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2
29
Роль животных в природе и жизни людей
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90
30
Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России
Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"
1
1
33
Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240
34
Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba
35
Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78
36
Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6
37
Пищеварительная система и её роль в жизни человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4
38
Дыхательная система и её роль в жизни человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0
39
Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654
40
Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a
41
Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910
42
Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека"
1
1
43
Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90
44
Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8
45
Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c
46
Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6
47
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0
48
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e
49
Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706
50
Полезные ископаемые – богатство земных недр
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896
51
Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона
1
52
Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c
53
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве
1
54
Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет
1
55
Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи
1
56
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4
57
Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c
58
Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30
59
Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba
60
Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)
1
61
Памятники природы и культуры Китая (по выбору)
1
62
Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)
1
63
Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль
1
64
Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга
1
65
Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода
1
66
Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e
67
Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация"
1
1
68
Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков, А. А. Учебник «Окружающий мир». 3 класс: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, Плешаков, А. А. Окружающий мир.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2022.
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.).
Географические и исторические настенные карты.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Лупа.
Компас.
Часы.
Модели дорожных знаков.
Игры и игрушки.
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Электронно-звуковые пособия.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Презентации.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru общеобразовательного портала.
Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com детей и родителей (1-4 класс).
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.