Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;
- Учебника «Мир природы и человека» 4 класс / Н.Б. Матвеева, И. А. Ярочкина –
М.: «Просвещение», 2018.
Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.
Программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 34 часа (1 час в неделю).
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Временные представления. | 1. Временные представления. |
Соотнесение частей суток с видами деятельности | Узнавание (различение) дней недели |
Узнавание (различение) дней недели | Представление о неделе как о последовательности 7 дней |
Представление о неделе как о последовательности 7 дней | Различение выходных и рабочих дней |
Различение выходных и рабочих дней | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам |
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности | Представление о годе как о последовательности сезонов |
Узнавание (различение) месяцев. | |
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев |
Соотнесение месяцев с временами года |
Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.) |
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.) |
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам |
Представление о годе как о последовательности сезонов |
2. Животный мир: | 2. Животный мир: |
Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) |
Знание строения птицы | Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) |
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни | Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) |
Знание питания птиц | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) |
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) | |
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) |
Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы» |
Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан) |
Знание значения птиц в жизни человека, в природе |
3. Объекты природы: | 3. Объекты природы: |
Узнавание Солнца | Узнавание Солнца |
Знание значения солнца в жизни человека и в природе | Узнавание Луны |
Узнавание Луны | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) |
Знание значения луны в жизни человека и в природе | Узнавание глобуса – модели Земли |
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) | Различение земли, неба |
Узнавание изображения Земли из космоса | Определение месторасположения земли и неба |
Узнавание глобуса – модели Земли | Определение месторасположения объектов на земле и небе |
Знание свойств воздуха | |
Знание значение воздуха в природе и жизни человека |
Различение земли, неба |
Определение месторасположения земли и неба |
Определение месторасположения объектов на земле и небе |
4. Растительный мир: | 4. Растительный мир: |
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) | Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) |
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) | Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) |
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) | Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев |
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев | Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник) |
Знание значения деревьев в природе и жизни человека | Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник) | Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Знание особенностей внешнего строения кустарника | Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) |
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников | Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду |
Знание значения кустарников в природе и жизни человека | |
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта | |
Знание значения фруктов в жизни человека | |
Знание способов переработки фруктов | |
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение съедобных и несъедобных частей овоща | |
Знание значения овощей в жизни человека | |
Знание способов переработки овощей | |
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |
Различение лесных и садовых ягод | |
Знание значения ягод в жизни человека | |
Знание способов переработки ягод | |
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду | |
Знание строения гриба (ножка, шляпка | |
Различение съедобных и несъедобных грибов | |
Знание значения грибов в природе и жизни человека | |
Знание способов переработки грибов | |
Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Промежуточный контроль.
Проверочная работа по теме: « Дикие и домашние животные».
1. Продолжи предложение «Домашними называют животных, которые …»
2. Назови, что получает человек от домашних животных?
3. Обведи номера названий диких животных.
6) овца 7) белка 8) лиса 9) заяц 10) кролик
4. Назови жилище лошади.
7. Назови отличительные особенности коровы.
8. Назови действия, которые выполняет лошадь.
Итоговый контроль. Человек. Органы.