Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по технологии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 КЛАСС
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», ОП НОО и учебным планом МБОУ «Яблоневской ООШ», авторскими программами Н.И. Роговцевой «Технология» и Т.М. Геронимус «Маленький мастер». (УМК «Школа России»
Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология». Во 2 классе предмет «Технология» изучается в объёме 34 часов, из них 7 часов отводится на внутрипредметный модуль «В мире искусства».
В классе обучаются дети с ОВЗ (задержка психического развития). Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития:
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми
для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
1. Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
чувство патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
нормы уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
образцы социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
самостоятельность и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
эстетические потребности.
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
установки на безопасный и здоровый образ жизни.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы с различными материалами;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
Познавательные:
Ученик научится:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к творчеству;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
выполнять простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
выполнять моделирование, конструирование из разных материалов;
овладеет решением доступных конструкторско-технологических задач, творческих художественных задач;
навыкам самообслуживания, овладеет технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоит правила техники безопасности;
простейшему проектированию;
ориентироваться в мире профессий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Основные содержательные линии «Технологии»2 класса представлены 5 разделами:
- «Давай познакомимся» 1 час
- «Человек и земля» 23часа (17 часов + ВПМ 6 часов)
- «Человек и вода» 3 часа (2 часа + ВПМ 1 час)
- «Человек и воздух» 3 часа
- «Человек и информация». 4 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п/п
Тема уроков
Тип урока
Кол-во
часов
Давайте познакомимся – 1ч
1.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.
1 час
Человек и земля – 23ч
2.
Земледелие.
1 час
3.
Посуда. Работа с пластичными материалами (пластилин)
1 час
4.
Посуда. Работа с пластичными материалами (тестопластика)
1 час
5.
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)
ВПМ «В мире искусства»
1 час
6.
Проект «Праздничный стол».
1 час
7.
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
1 час
8.
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
ВПМ «В мире искусства»
1 час
9.
Народные промыслы. Дымка.
Работа с пластичными материалами (пластилин)
1 час
10.
Народные промыслы. Матрешка.
Работа с текстильными материалами (апплицирование)
ВПМ «В мире искусства»
1 час
11.
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы
1 час
12.
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование
1 час
13.
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.
1 час
14.
Проект «Деревенский двор» ВПМ «В мире искусства»
1 час
15.
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц
1 час
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.
1 час
16.
В доме. Работа с волокнистыми материалами.
Помпон.
1 час
18.
Проект «Убранство избы». ВПМ «В мире искусства»
1 час
19.
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.
1 час
20
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.
1 час
21
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. ВПМ «В мире искусства»
1 час
22
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
1 час
23
Работа с ткаными материалами. Шитье.
1 час
Человек и вода – 3ч
24
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.
1 час
25
Проект «Аквариум». ВПМ «В мире искусства»
1 час
26
Работа с бумагой и волокнистыми материалами.
1 час
Человек и воздух – 3ч
27
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.
1 час
28
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование
1 час
29
Использование ветра. Работа с фольгой.
1 час
Человек и информация – 4ч
30
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы.
1 час
31
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном
1 час
32
Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.
1 час
33
Правила набора текста. Поиск информации в Интернете.
1 час
34
Итоговая работа
1 час
Итого – 34ч
«Технология» 2 класс (34 ч., в том числе 7ч ВПМ «В мире искусства»)