Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 - 8 класс. ФКГОС
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 - 8 класс. ФКГОС
??
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» 5-8 классы для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом школы на основе сборника нормативных документов: Технология. Примерные программы.- М.Дрофа,2007. Срок реализации программы 4 года.
Данная рабочая программа является документом, устанавливающем перечень тем и объем учебного времени, отводимого на их изучение.
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает следующие задачи:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей
и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых
социально-экономических условиях.
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 - 8 класс. ФКГОС »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Методический Совет УТВЕРЖДЕНО
МОУ «СОШ № 5» приказом директора
МОУ «СОШ № 5»
Протокол № _1_от_31 августа 2013года от 01. 09. 2013г. № 01 – 13/160
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Технология»
Основное общее образование
(ФКГОС)
5 - 8 классы
Срок реализации: 4 года
Составлена на основе сборника нормативных документов
Технология. Примерные программы по технологии.- М. Дрофа, 2007.
Составители рабочей программы:
Коссова Антонина Ивановна
Чертова Людмила Александровна,
учителя технологии
2013 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» 5-8 классы для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом школы на основе сборника нормативных документов: Технология. Примерные программы.- М.Дрофа,2007. Срок реализации программы 4 года.
Данная рабочая программа является документом, устанавливающем перечень тем и объем учебного времени, отводимого на их изучение.
Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает следующие задачи:
1.. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В основу программы по технологии заложена концепция, обеспечивающая непрерывность технологической подготовки в системе основного общего образования.
Реализация программы обеспечивается учебниками «Технология» для 5-8 классов В.Д.Симоненко «Вентана-Граф» 2007, 2008 г. в 5-7 классах по 70 часов, в 8 классе -35 часов.
В процессе преподавания предмета «Технология» за курсы с 5 по 8 классы включены следующие разделы:
Кулинария;
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов;
Технологии ведения дома;
Электротехнические работы;
- Современное производство и профессиональное образование.
-Творческие, проектные работы
Одним из ведущих подразделов программы является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола. Материальная база школы позволяет всесторонне изучить «Технологию приготовления пищи», что подготавливает учащихся к жизни.
Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены подразделы «Технологии ведения дома» и «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, области, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьеров кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере. Учатся изготавливать изделия в технике вышивки, лоскутного шитья, вязания крючком, вязания на спицах, аппликации.
Задачами раздела « Электротехнические приборы» являются знакомство учащихся с правилами электробезопасности при эксплуатации бытовых осветительных и электроприборов, эксплуатации и обслуживания, выявления и устранения простых неполадок домашней электротехники.
Основная цель подраздела «Современное производство и профессиональное образование» - ознакомить обучающихся с основами современного производства и предпринимательства,
сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Национально-региональный компонент установлен в размере 10% от общего объема учебной программы и направлен на ознакомление с обычаями и традициями народов Коми.
Большой объем учебного материала предполагает такие формы и методы реализации программы как организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов, практических работ. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне - взаимопонимания и взаимоуважения.
5 класс
Тема
Государственная
примерная программа
Рабочая
программа
Вводное занятие
Кулинария
Создание изделий из текстильных и
поделочных материалов
Технологии ведения дома
Творческие, проектные работы
Резерв учебного времени
0
16
32
4
10
8
1
19
36
4
10
0
6 класс
Тема
Государственная
примерная программа
Рабочая
программа
Вводное занятие
Кулинария
Создание изделий из текстильных и
поделочных материалов
Технологии ведения дома
Электротехнические приборы
Творческие, проектные работы
Резерв учебного времени
0
14
34
2
2
10
8
1
17
38
2
2
10
0
7 класс
Тема
Государственная
примерная программа
Рабочая
программа
Вводное занятие
Кулинария
Создание изделий из текстильных и
поделочных материалов
Технологии ведения дома
Электротехнические приборы
Творческие, проектные работы
Резерв учебного времени
0
14
32
4
2
10
8
1
17
36
4
2
10
0
8 класс
Тема
Государственная
примерная программа
Рабочая
программа
Вводное занятие
Кулинария
Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов
Технологии ведения дома
Электротехнические приборы
Современное производство
и профессиональное образование
Резерв учебного времени
0
8
7
8
4
4
4
1
8
10
8
4
4
0
Данная программа отличается от типовой программы перестановкой изготовления основного изделия в разделе «Технология изготовления швейных изделий», так как изготовление поясного изделия (юбки) в 6 классе по технологии исполнения сложнее, чем изготовление изделия с цельнокроеным рукавом (ночная сорочка) в 7 классе, а приобретенных в 5 классе навыков и умений не достаточно.
Из резерва учебного времени выделяется:
- по 1 часу в 5-8 классах для «Вводного занятия», так как учащиеся должны быть ознакомлены с содержанием программы обучения и правилами техники безопасности на уроках технологии;
- по 2 часа в 5-6 классах для разделов «Материаловедения» на практические работы;
- по 2 часа в 5 - 7 классе для раздела «Технология изготовления швейных изделий» для отработки практических навыков при работе на швейной машине и улучшения качества швейных изделий;
- 3 часа в 8 классе для раздела «Конструирование и моделирование швейных изделий» в целях привития вкуса художественного оформления изделия, в соответствии с основными направлениями современной моды.
Тематическое планирование
5 класс, технология.
Всего: 70 часов, 2 недельных часа.
Тема
Кол-во
часов
В том
числе
НРК
В том числе часов
практического
вида занятий
Вводное занятие
Кулинария
Санитария и гигиена
Физиология питания
Технология приготовления пищи
Сервировка стола
Заготовка продуктов
Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Элементы материаловедения
Элементы машиноведения
Конструирование и моделирование швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
Технологии ведения дома.
Эстетика и экология жилища
Творческие, проектные работы
1
19
2
2
11
2
2
36
8
4
4
6
14
4
4
10
4
3
1
2
1
1
1
1
9
1
1
5
1
1
20
5
2
2
3
8
2
2
7
Итого:
70
7
38
6 класс, технология.
Всего: 70 часов, 2 недельных часа.
Тема
Кол-во
часов
В том
числе
НРК
В том числе
практического
вида занятий
Вводное занятие
Кулинария
Физиология питания
Технология приготовления пищи
Заготовка продуктов
Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Элементы материаловедения
Элементы машиноведения
Конструирование и моделирование швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
Технологии ведения дома.
Уход за одеждой и обувью
Электротехнические работы
Электромонтажные работы
Творческие, проектные работы
1
17
2
13
2
38
10
4
4
6
14
2
2
2
2
10
5
4
1
1
1
1
1
9
1
7
1
21
7
1
2
3
8
1
1
1
1
8
Итого:
70
7
40
7 класс, технология.
Всего: 70 часов, 2 недельных часа.
Тема
Кол-во
часов
В том
числе
НРК
В том числе часов
практического
вида занятий
Вводное занятие
Кулинария
Физиология питания
Технология приготовления пищи
Заготовка продуктов
Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Элементы материаловедения
Элементы машиноведения
Конструирование и моделирование швейных изделий
Технология изготовления швейных изделий
Технологии ведения дома
Эстетика и экология жилища
Электротехнические работы
Электроосветительные приборы. Электроприводы
Творческие, проектные работы
1
17
2
13
2
36
8
4
4
6
14
4
4
2
2
10
2
1
1
4
2
1
1
1
1
9
1
7
1
21
5
1
2
4
9
1
1
1
1
8
Итого:
70
7
40
8 класс, технология.
Всего: 35 часов, 1 недельный час
Тема
Кол-во
часов
В том
числе
НРК
В том числе часов
практического
вида занятий
Вводное занятие
Кулинария
Технология приготовления пищи
Сервировка стола
Заготовка продуктов
Создание изделий из текстильных и поделочных
материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Конструирование и моделирование швейных изделий
Технологии ведения дома
Ремонт помещений
Санитарно-технические работы
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов
Электротехнические работы
Электротехнические устройства
Современное производство и профессиональное
образование
Сфера производства и разделение труда
Пути получения профессионального образования
1
8
4
2
2
10
7
3
8
2
2
4
4
4
4
2
2
2
1
1
1
1
5
3
1
1
7
5
2
4
1
1
2
2
2
2
1
1
Итого:
35
3
20
Содержание учебного материала
Vкласс
Кулинария
Санитария и гигиена
Основные теоретические сведения: санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Практические работы: приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены; проведение сухой и влажной уборки; рациональное размещение инструментов на рабочих местах; безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; освоение способов применения различных моющих и чистящих средств; оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Физиология питания
Основные теоретические сведения: понятие о процессе пищеварения; общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы: работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах; определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Технология приготовления пищи
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения: продукты, используемые для приготовления бутербродов; виды бутербродов; способы оформления открытых бутербродов; условия и сроки хранения бутербродов; виды горячих напитков; способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы: выполнение эскизов художественного оформления бутербродов; нарезка продуктов; подбор ножей и разделочных досок; приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения: строение яйца; способы определения свежести яиц; приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц; особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы: определение свежести яиц; первичная обработка яиц; приготовление блюда из яиц; выполнение эскизов художественной росписи яиц; крашение и роспись яиц.
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения: виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов; методы определения качества овощей; влияние экологии на качество овощей; назначение, виды и технология механической обработки овощей; виды салатов; изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки; принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы: современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей; фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов; выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной; приготовление блюд из сырых и вареных овощей; жаренье овощей и определение их готовности.
Сервировка стола
Основные теоретические сведения: составление меню на завтрак; правила подачи горячих напитков; столовые приборы и правила пользования ими; эстетическое оформление стола; правила поведения за столом.
Практические работы: выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку; оформление готовых блюд и подача их к столу; складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения: роль продовольственных запасов для экономного ведения домашнего хозяйства; способы приготовления домашних запасов; правила сбора ягод, овощей, фруктов, грибов, лекарственных трав для закладки на хранение; условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов; температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Практические работы: закладка яблок на хранение; сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав; замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Вышивка
Основные теоретические сведения: традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества; применение вышивки в народном и современном костюме; знакомство с видами вышивки; композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке; построение узора в художественной отделке вышивкой; холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета; цветовые контрасты.
Практические работы: зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки; организация рабочего места для ручного шитья; вышивание метки, монограммы стебельчатым швом; выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки; определение места и размера узора на изделии; перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка; заправка изделия в пяльцы; выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик»; способы безузлового закрепления рабочей нити; свободная вышивка по рисованному контуру узора; отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Узелковый батик
Основные теоретические сведения: виды росписи по ткани; материалы и красители; технология крашения.
Практическая работа: подготовка красителя; выбор способа складывания ткани и завязывания узлов; оформление салфеток в технике «узелковый батик».
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения: классификация текстильных волокон; натуральные растительные волокна; изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях; основная и уточная нити, кромка и ширина ткани; полотняное переплетение; лицевая и изнаночная сторона ткани; свойства тканей из натуральных растительных волокон; краткие сведения обассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей; материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы: изучение свойств нитей основы и утка; определение направления долевой нити в ткани; определение лицевой и изнаночной сторон ткани; выполнение образца полотняного переплетения.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения: виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения; виды машин, применяемых в швейной промышленности; бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики; назначение основных узлов; виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работы: подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе; безопасные приемы труда при работе на швейной машине; намотка нитки на шпульку; заправка верхней и нижней нитей; выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям; регулировка длины стежка.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Основные теоретические сведения: виды рабочей одежды; фартуки в национальном костюме; общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий; типы линий в системе ЕСКД; правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями; понятие о масштабе, чертеже, эскизе; фигура человека и ее измерение; правила снятия мерок; понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии; использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы: снятие мерок и запись результатов измерений; построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам; моделирование фартука выбранного фасона; подготовка выкройки к раскрою.
Технология изготовления швейных изделий
Основные теоретические сведения: прямые стежки; строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчка для образования сборок; шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва; правила безопасной работы при использовании колющего и режущего инструмента; конструкция машинного шва; длина стежка, ширина шва; назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения; способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка; художественная отделка изделия; влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Практические работы: организация рабочего места для ручных работ; подбор инструментов и материалов; выполнение ручных стежков, строчек и швов; подготовка ткани к раскрою; раскладка выкройки фартука и головного убора; обмеловка и раскрой ткани; перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань; обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой; обработка накладных карманов, пояса и бретелей; соединение деталей изделия машинными швами; отделка и влажно-тепловая обработка изделия; контроль и оценка качества готового изделия.
Технологии ведения дома
Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории архитектуры и интерьера; национальные традиции, связь архитектуры с природой; интерьер жилых помещений и их комфортность; современные стили в интерьере; рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним; создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований; современные системы фильтрации воды; разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой; отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву; декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления; влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
Практические работы: выполнение эскиза интерьера кухни; выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Творческие, проектные работы
Примерные темы: «блюда национальной кухни для традиционных. праздников»; «Отделка швейного изделия вышивкой».
VIкласс
Кулинария
Физиология питания
Основные теоретические сведения: минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах; роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека; значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека; суточная потребность в солях.
Практические работы: работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах; определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
Технология приготовления пищи
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения: кулинарное значение молока и молочных продуктов; виды молока и молочных продуктов; питательная ценность и химический состав молока; условия и сроки его хранения; значение кисломолочных продуктов в питании человека; ассортимент кисломолочных продуктов; виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы: первичная обработка крупы; определение качества молока; приготовление молочного супа или молочной каши; приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях; приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения: понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря; возможности кулинарного использования рыбы разных видов; технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы: подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы; определение свежести рыбы органолептическим методом; первичная обработка чешуйчатой рыбы; варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками; определение готовности блюд из рыбы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения: виды круп и макаронных изделий; правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий; технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В; причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы: подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий.
Приготовление обеда в походных условиях
Основные теоретические сведения: обеспечение сохранности продуктов; посуда для приготовления пищи в походных условиях; природные источники воды; способы обеззараживания воды; способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности.
Практическая работа: расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения: процессы, происходящие при солении и квашении; консервирующая роль молочной кислоты; сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах; время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности; условия и сроки хранения.
Практические работы: первичная обработка овощей перед засолкой; подготовка тары; определение количества соли и специй; засолка огурцов или томатов; квашение капусты.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории создания изделий из лоскута; орнамент в декоративно-прикладном искусстве; симметрия и асимметрия в композиции; геометрический орнамент;' возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практические работы: изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья; подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе; изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента; раскрой ткани с учетомнаправления долевой нити; технология соединения деталей между собой и с подкладкой; использование прокладочных материалов.
Свободная роспись по ткани
Основные теоретические сведения: приемы стилизации реальных форм; элементы декоративного решения реально существующих форм; художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка; приемы выполнения свободной росписи.
Практические работы: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация; подбор тканей и красителей; инструменты и приспособления для свободной росписи; свободная роспись с применением солевого раствора; закрепление рисунка на ткани; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободная роспись по ткани».
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения: натуральные волокна животного происхождения; получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях; свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе; саржевые и атласные переплетения нитей в тканях; понятие о раппорте переплетения; влияние вида переплетения на драпируемость ткани; дефекты ткани; сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы: распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти; определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетения; составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетения.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения: назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины; подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани; неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы: регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей; замена иглы в швейной машине; уход за швейной машиной, ее чистка и смазка.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Основные теоретические сведения: эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью; ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок; конструкции юбок; мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок; прибавки к меркам для обеспечения свободы облегания; условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах; способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок; форма, силуэт, стиль; индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы: снятие мерок и запись результатов измерений; построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам; выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры; моделирование юбки выбранного фасона; подготовка выкройки юбки к раскрою.
Технология изготовления швейных изделий
Основные теоретические сведения: назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения; особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску; способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки; особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы: раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани; прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя; обработка деталей кроя; скалывание и сметывание деталей кроя; подготовка юбки к примерке; примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре; стачивание деталей изделия; окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия; художественное оформление изделия; контроль и оценка качества готового изделия.
Технологии ведения дома
Уход за одеждой и обувью
Основные теоретические сведения: современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью; средства защиты от моли; оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы: удаление пятен с одежды; ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами; закладка на хранение шерстяных и меховых изделий; закладка на летнее хранение зимней обуви; влажная уборка дома.
Электротехнические работы
Электромонтажные работы
Основные теоретические сведения: общее понятие об электрическом токе; виды источников тока и потребителей электрической энергии; правила электробезопасности при эксплуатации бытовых электроприборов; индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ; виды соединения элементов в электрических цепях; условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах; электроустановочные изделия; виды проводов; приемы монтажа установочных изделий; профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы: организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов; подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке; сборка модели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора; оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Творческие, проектные работы
Примерные темы: сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края; изготовление сувенира; изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
VIIкласс
Кулинария
Физиология питания
Основные теоретические сведения: понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека; понятие о пищевых инфекциях; заболевания, передающиеся через пищу; профилактика инфекций; первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы: определение доброкачественности продуктов органолептическим способом; определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Технология приготовления пищи
Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста
Основные теоретические сведения: виды теста; рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей; влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий; виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы: выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных; выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Пельмени и вареники
Основные теоретические сведения: состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления; инструменты для раскатки теста; правила варки.
Практическая работа: первичная обработка муки; приготовление теста и начинки; изготовление вареников или пельменей; варка пельменей или вареников; определение времени варки; оформление готовых блюд и подача их к столу.
Сладкие блюда и десерт
Основные теоретические сведения: сахар, его роль в кулинарии и в питании человека; роль десерта в праздничном обеде; исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы: приготовление желе и муссов; приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов; приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод; украшение десертных блюд свежими и консервированными ягодами и фруктами; приготовления мороженого в домашних условиях; подача десерта к столу.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения: значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра; способы определения готовности; условия и сроки хранения; хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы: предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой; определение количества сахара; приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок; консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Вязание крючком
Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории рукоделия; изделия, связанные крючком, их место в современной моде; условные обозначения, применяемые при вязании крючком; раппорт узора и его запись.
Практические работы: работа с журналами мод; зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов; инструменты и материалы для вязания крючком; подготовка материалов к работе; выбор крючка в зависимости от ниток и узора; определение количества петель и ниток; выполнение различных петель; набор петель крючком; изготовление образцов вязания крючком.
Плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков
Основные теоретические сведения: промыслы, распространенные в регионе проживания; макраме; материалы, используемые для плетения узорных поясов и тесьмы; виды узлов макраме; способы плетения; технология ткачества поясов на дощечках и бердышке; отделка пояса кистями, бисером, стеклярусом и т. п.
Практические работы: подбор инструментов, приспособлений и материалов для плетения; изготовление пояса, тесьмы, шнура и других изделий способом плетения; изготовление пояса методом ткачества на дощечках или бердышке.
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения: химические волокна; технология производства и свойства искусственных и синтетических волокон; свойства тканей из искусственных и синтетических волокон; использование тканей из искусственных, синтетических волокон в производстве одежды; сложные переплетения нитей в тканях; зависимость свойств ткани от вида переплетения; уход за изделиями из химических волокон.
Практические работы: изучение свойств тканей из химических волокон; определение раппорта в сложных переплетениях.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения: виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; устройство качающегося челнока универсальной швейной машины; принцип образования двухниточного машинного стежка; назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки; наладка швейной машины.
Практические работы: разборка и сборка челнока универсальной швейной машины; обработка срезов зигзагообразной строчкой; применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий; устранение неполадок при работе на швейной машине.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Основные теоретические сведения: виды женского легкого платья и спортивной одежды; особенности моделирования плечевых изделий; зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы: снятие мерок и запись результатов измерений; построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом; эскизная разработка модели швейного изделия; моделирование изделия выбранного фасона; подготовка выкройки к раскрою; выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Технология изготовления швейных изделий
Основные теоретические сведения: способы обработки проймы, горловины, застежек; обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски; особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.
Практические работы: раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани; выкраивание подкройной обтачки; перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя; обработка деталей кроя; скалывание и сметывание деталей кроя; обработка выреза горловины подкройной обтачкой, проведение примерки, выявление и исправление дефектов; стачивание деталей и выполнение отделочных работ; влажно-тепловая обработка изделия; контроль и оценка качества готового изделия.
Технологии ведения дома
Эстетика и экология жилища
Основные теоретические сведения: характеристика основных элементов систем энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах; правила их эксплуатации; понятие об экологии жилища; микроклимат в доме; современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума; роль освещения в интерьере; требования к интерьеру прихожей, детской комнаты; способы оформления интерьера; использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления; использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Практические работы: подбор и посадка декоративных комнатных растений; выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей; подбор на основе рекламной информации бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Электротехнические работы
Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы
Основные теоретические сведения: электроосветительные приборы; пути экономии электрической энергии; лампы накаливания и люминесцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации; гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения; электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения; использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике; схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы: подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению; замена гальванических элементов питания; изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от полярности и величины приложенного напряжения.
Творческие, проектные работы
Примерные темы: изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера; оформление интерьера декоративными растениями; изготовление ажурного воротника; организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).
VIIIкласс
Кулинария
Технология приготовления пищи
Блюда из птицы
Основные теоретические сведения: виды домашней птицы и ее кулинарное употребление; виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы; время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд; оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы: определение качества мяса птицы; первичная обработка птицы; приготовление блюд из домашней птицы; разделка птицы и украшение блюда перед подачей к столу; изготовление папильоток.
Сервировка стола
Основные теоретические сведения: приготовление закусок, десерта и пр. требования к качеству и оформлению готовых блюд; способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами; правила поведения за столом и приема гостей; как дарить и принимать цветы и подарки; время и продолжительность визита.
Практические работы: составление меню, расчет количества и стоимости продуктов; сервировка стола к обеду; аранжировка стола цветами; складывание салфеток различными способами; изготовление приглашения.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения: способы консервирования фруктов и ягод; преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией; значение кислотности плодов для консервации; стерилизация в промышленных и домашних условиях; время стерилизации; условия максимального сохранения витаминов в компотах; условия и сроки хранения компотов.
Практические работы: первичная обработка фруктов и ягод для компота; подготовка банок и крышек для консервирования; приготовление сахарного сиропа; бланширование фруктов перед консервированием; стерилизация и укупорка банок с компотом.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Рукоделие. Художественные ремесла
Вязание на спицах
Основные теоретические сведения: ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах; материалы и инструменты для вязания; характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы: подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити; начало вязания на двух и пяти спицах; набор петель; выполнение простых петель различными способами; убавление, прибавление и закрывание петель; соединение петель по лицевой и изнаночной стороне; вязание двумя нитками разной толщины; изготовление изделий в технике вязания на спицах.
Художественная роспись ткани
Основные теоретические сведения: техника росписи ткани «холодный батик»; инструменты, оборудование и материалы для «холодного батика»; роль рисунка и способы нанесения его на ткань; способы нанесения и закрепления краски.
Практические работы: выполнение эскиза росписи; подбор рисунка, красителей, инструментов; подготовка ткани и перевод рисунка на ткань; изготовление сувенира в технике «холодный батик»; закрепление рисунка.
Конструирование и моделирование швейных изделий
Основные теоретические сведения: брюки в народном костюме; основные направления современной моды; выбор модели с учетом особенностей фигуры; мерки, необходимые для построения чертежа брюк; конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона; зрительные иллюзии в одежде; способы моделирования брюк; виды художественного оформления изделия.
Практические работы: чтение чертежа брюк; снятие мерок и запись результатов измерений; построение основы чертежа брюк в масштабе 1 :4 по своим меркам; построение основы чертежа в натуральную величину или копирование чертежа готовой выкройки из журнала мод, его проверка и коррекция по снятым меркам; моделирование брюк выбранного фасона; выбор художественного оформления; подготовка выкройки к раскрою.
Технология изготовления швейных изделий
Основные теоретические сведения: применение складок в швейных изделиях; правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем; виды строчек для отделки кокетки и их расположение; технология обработки вытачек; обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой «молния», разреза (шлицы).
Практические работы: изготовление образцов пооперационной обработки поясных швейных изделий; раскладка выкройки на ворсовой ткани и раскрой; обработка деталей кроя; скалывание и сметывание деталей кроя; обработка верхнего края притачным поясом; проведение примерки, выявление и исправление дефектов; стачивание деталей и выполнение отделочных работ; обработка низа потайными подшивочными стежками; окончательная отделка изделия; режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими волокнами; контроль и оценка качества готового изделия.
Технологии ведения дома
Ремонт помещений
Основные теоретические сведения: характеристика наиболее распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений; инструменты для ремонтно-отделочных работ; подготовка поверхностей стен помещения под окраску или оклейку; технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейки обоев, пленок, крепления плинтусов и элементов декоративных украшений; соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ; применение индивидуальных средств защиты и гигиены; экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ; профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Практические работы: выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни); подбор строительно-отделочных материалов по каталогам; определение гармоничного соответствия плинтусов, карнизов и других элементов стилю интерьера; выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам; эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Санитарно-технические работы
Основные теоретические сведения: правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации; устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков; причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках; способы ремонта; соблюдение правил по предотвращению аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации; профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы: ознакомление с системами теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома; подбор по каталогам санитарно-технического оборудования для ванной комнаты и туалета.
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов
Основные теоретические сведения: рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи; бюджет семьи; анализ потребительских качеств товаров и услуг; права потребителя и их защита.
Практические работы: изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи; выбор способа совершения покупки; расчет минимальной стоимости потребительской корзины; оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета; выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товарах.
Электротехнические работы
Электротехнические устройства
Основные теоретические сведения: принципы работы и использования типовых средств защиты; схема квартирной электропроводки; способы определения места расположения скрытой электропроводки; подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии; пути экономии электрической энергии; виды и назначение автоматических устройств; автоматические устройства в бытовых электроприборах; простейшие схемы устройств автоматики; влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы: определение расхода и стоимости электрической энергии; изучение схемы квартирной электропроводки; сборка модели квартирной электропроводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты; подбор бытовых приборов по их мощности.
Современное производство и профессиональное образование
Сферы производства и разделение труда
Основные теоретические сведения: сферы и отрасли современного производства; основные структурные подразделения производственного предприятия; разделение труда; приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности; влияние техники и технологий на виды и содержание труда; понятие о профессии, специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы: анализ структуры предприятия легкой промышленности; анализ профессионального деления работников предприятия; ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса; экскурсия на предприятие швейной промышленности.
Пути получения профессионального образования
Основные теоретические сведения: роль профессии в жизни человека; виды массовых профессий сферы производства и сервиса; региональный рынок труда и его конъюнктура; профессиональные качества личности и их диагностика; источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования; возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы: знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности; анализ предложений работодателей на региональном рынке труда; поиск информации о возможностях получения профессионального образования; диагностика склонностей и качеств личности; построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Творческие, проектные работы
Примерные темы: сервировка праздничного стола; изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани; проектирование электропроводки в интерьере.
Поурочное планирование
5 класс
№
п/п.
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Вводное занятие
1
1
Цель, задачи и содержание предмета технологии
1
Кулинария
19
Санитария и гигиена
2
2
Санитарно-гигиенические требования
1
3
Пр.р. Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями
1
Физиология питания
2
4
Физиология питания. Витамины
1
5
Пр.р. Суточная потребность человека в витаминах
1
Технология приготовления пищи
11
6
Бутерброды. Горячие напитки. НРК
1
7
Пр.р. Приготовление открытых бутербродов, какао
1
8
Блюда из яиц
1
9
Пр.р. Приготовление омлета
1
10
Роль овощей в питании. Классификация овощей. НРК
1
11
Первичная обработка овощей
1
12
Приготовление блюд из вареных овощей. НРК
1
13
Пр.р. Приготовление картофельного пюре
1
14
Приготовление блюд из жареных овощей
1
15
Пр.р. Приготовление жареного картофеля
1
16
Пр.р. Украшение блюд из овощей
1
Сервировка стола
2
17
Сервировка стола к завтраку
1
18
Пр.р. Сервировка стола к завтраку. Эскизы
1
Заготовка продуктов
2
19
Заготовка продуктов. Сушка и замораживание. НРК
1
20
Пр.р. Сушка, замораживание фруктов, грибов
1
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
36
Рукоделие. Художественные ремесла
8
21
Применение вышивки в народном и современном костюме
1
22
Пр. р. Зарисовка традиционных орнаментов. НРК
1
23
Инструменты, материалы, приспособления. Организация рабочего
места
1
24
Пр.р. Простейшие вышивальные швы
1
25
Пр.р. Вышивка салфетки
1
26
Пр.р. Вышивка салфетки
1
27
Узелковый батик. Технология крашения
1
28
Пр.р. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов
1
Элементы материаловедения
4
29
Изготовление ткани
1
30
Пр.р. Изготовление образца полотняного переплетения
1
31
Отделка ткани.
1
32
Пр.р. Определение нитей основы, лицевой стороны ткани
1
Элементы машиноведения
4
33
Виды бытовых швейных машин
1
34
Пр.р. Подготовка и безопасные приемы труда на швейной машине
1
35
Последовательность заправки швейной машины нитками
1
36
Пр.р. Выполнение образцов машинных строчек
1
Конструирование и моделирование швейных изделий
6
37
Общие сведения о конструировании и моделировании одежды
1
38
Пр. р. Измерение фигуры и запись результатов
1
39
Пр. р. Построение чертежа фартука в М 1:4.
1
40
Пр.р. Построение чертежа фартука в натуральную величину
1
41
Моделирование фартука. Виды отделки. НРК
1
42
Изготовление выкройки
1
Технология изготовления швейных изделий
14
43
Подготовка ткани к раскрою
1
44
Пр.р. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия
1
45
Подготовка деталей кроя к обработке.
1
46
Пр.р. Перенос контурных и контрольных линий
1
47
Машинные швы: стачной и вподгибку
1
48
Пр.р. Изготовление образцов швов стачного и вподгибку
1
49
Обработка боковых и нижнего срезов фартука
1
50
Пр.р. Обработка срезов фартука швом вподгибку
1
51
Обработка верхнего среза фартука
1
52
Пр.р. Обработка верхнего среза фартука
1
53
Обработка накладных карманов и соединение с фартуком
1
54
Пр.р. Обработка накладных карманов
1
55
Пр.р. Соединение карманов с фартуком
1
56
Пр.р. Окончательная отделка фартука
1
Технологии ведения дома
4
Эстетика и экология жилища
4
57
Интерьер жилого помещения. НРК
1
58
Кухня
1
59
Пр.р. Выполнение эскиза интерьера кухни
1
60
Пр.р. Выполнение эскиза интерьера кухни
1
Творческие, проектные работы
10
61
Что такое творческий проект
1
62
Этапы выполнения творческого проекта
1
63
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
64
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
65
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
66
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
67
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
68
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
69
Пр.р. Выполнение творческого проекта
1
70
Защита творческого проекта
1
6 класс.
№
п/п.
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Вводное занятие
1
1
Цель, задачи и содержание предмета технологии
1
Кулинария
17
Физиология питания
2
2
Минеральные вещества
1
3
Пр.р. Суточная потребность человека в минеральных веществах
1
Технология приготовления пищи
13
4
Молоко и молочные продукты. НРК
1
5
Пр.р. Приготовление молочного супа
1
6
Кисломолочные продукты. НРК
1
7
Пр.р. Приготовление сырников
1
8
Рыба и нерыбные продукты моря. НРК
1
9
Пр.р. Приготовление п/ф из рыбы
1
10
Пр.р. Приготовление рыбы отварной, жареной
1
11
Блюда из круп. НРК
1
12
Пр.р. Приготовление молочной каши
1
13
Блюда из бобовых и макаронных изделий
1
14
Пр.р. Приготовление макарон отварных с сыром
1
15
Приготовление обеда в походных условиях
1
16
Пр.р. Расчет продуктов для похода
1
Заготовка продуктов
2
17
Заготовка продуктов. Соление и квашение. НРК
1
18
Пр.р. Засолка капусты
1
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
38
Рукоделие. Художественные ремесла
10
19
История создания и возможности лоскутного шитья
1
20
НРК. Пр. р. Изготовления эскиза изделия с использованием
коми - орнамента
1
21
Подбор тканей, подготовка их к работе
1
22
Пр.р. Изготовление шаблонов. Раскрой прихватки
1
23
Пр.р. Изготовление прихватки
1
24
Пр.р. Изготовление прихватки
1
25
Пр.р. Изготовление прихватки
1
26
Пр.р. Изготовление прихватки
1
27
Понятие о свободной росписи по ткани
1
28
Пр.р. Создание композиции в технике «свободная роспись по ткани»
Анализ структуры предприятия легкой промышленности
Диагностика склонностей и качеств личности
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
Учащиеся должны знать
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы тепловой обработки овощей, их преимущества и недостатки, оборудование, посуду и инвентарь для варки;
способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине;
принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правил посадки и постановки рук во время работы;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного, расстрочного и вподгибку; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки накладных карманов, оборудование рабочего места и приемы влажнотепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
содержание и характер труда специалистов по обработке тканей.
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни;
Учащиеся должны уметь
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
применять различные способы варки, определять свежесть яиц и готовить блюда из них;
нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, простые блюда из овощей;
сервировать стол к завтраку;
делать заготовки на зиму;
переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, выполнять простейшие ручные швы;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
отключать маховое колесо, наматывать нитки на шпульку, заправлять швейную машину нитками, регулировать длину стежка;
снимать мерки и записывать результаты, читать и строить чертеж фартука, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку и ткань к раскрою;
выполнять раскладку выкройки на ткани;
- выполнять машинные швы: стачной, расстрочной, шов вподгибку и применять их при пошиве фартука, обрабатывать накладные карманы и соединять их с изделием, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
разрабатывать и оформлять интерьер кухни (включая предметы и изделия собственного изготовления), чистить посуду из металла, стекла, керамики, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни.
6 класс.
Учащиеся должны знать
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма;
общие сведения о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока и его хранения; технологию приготовления молочных каш и супов;
общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, способы заквашивания молока для получения простокваши, кефира, технологию получения творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога, технологию их приготовления;
правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение этих видов продуктов и жидкости при варке каш и гарниров;
правила первичной и тепловой обработки рыбы;
выполнять заготовки на зиму (закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи);
возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы;
способы получения натуральных волокон животного происхождения и нитей, производство тканей и их свойства, принцип изготовления саржевого, сатинового и атласного переплетений;
назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;
виды бельевых изделий, требования, предъявляемые к ним, правила снятия мерок и их условное обозначения для построения чертежа основы изделия с цельнокроеным рукавом, особенности моделирование плечевого изделия на цельнокроеной основе;
правила подготовки выкройки и ткани к раскрою, технологическую последовательность пошива плечевого изделия;
назначение, графическое обозначение и технологию выполнения машинных швов: двойного бельевого и запошивочного;
виды ремонта одежды, правила ухода за нею;
понятие об электрическом токе, применение его в быту.
Учащиеся должны уметь
работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду с применением моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды;
определять качество молока, творога, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, блюда из творога, оценивать качество готовых блюд;
проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий;
варить каши различной консистенции, бобовые и макаронные изделия;
проводить первичную обработку рыбы, приготавливать блюда не сложного приготовления;
определять раппорт саржевого, сатинового и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;
регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу, определять простые неполадки в работе швейной машины из-за неправильной установки иглы, чистить и смазывать швейную машину;
снимать и записывать мерки, строить и читать чертеж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, моделировать изделие, изготавливать выкройку;
подбирать ткань, подготавливать ее к раскрою, выполнять экономичную раскладку выкройки, раскраивать плечевое изделие;
выполнять машинные швы: двойной бельевой и запошивочный и применять их при пошиве изделия, подготавливать крой к обработке и примерке, проводить примерку изделия, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;
соединять и ответвлять электрические провода.
7 класс.
Учащиеся должны знать
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций;
правила оказания первой помощи при пищевых отравлениях;
виды теста, понятия о пищевой ценности изделий из теста, технологию приготовления различных видов теста, требования к качеству теста и готовой продукции, виды и причины дефектов различного теста;
виды десертов, правила обработки фруктов;
методы домашнего консервирования: двухниточного машинного стежка;
возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения;
основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных ткацких переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетений;
принцип образования двухниточного машинного стежка, назначение и принцип получения зигзагообразной строчки;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к одежде, единство стиля костюма; материалы для изготовления юбок, основные конструкции юбок, правила снятия мерок, их условное обозначение, основные приемы моделирования прямых, конических и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;
экономичную раскладку выкройки юбки на ткани с рисунком, правила подготовки и проведения примерки юбки, выявление и исправление дефектов, способы отделки и влажно - тепловой обработки;
назначение, графическое обозначение и технологию выполнения машинных швов: настрочного, накладного, технологическую последовательность раскроя юбки и ее обработки, требования к качеству готового изделия:
понятие об экологии жилища
способы оформления интерьера детской комнаты и прихожей;
разновидности комнатных растений, способы оформления интерьера растениями;
электроосветительные приборы, их достоинства и недостатки.
Учащиеся должны уметь
оказывать первую помощь при отравлениях пищевыми продуктами;
приготавливать несложные, блюда из фруктов;
выполнять некоторые приемы домашнего консервирования;
соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасной работы в мастерских;
подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок и нитки, выполнять рисунок узора по записи;
применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
выявлять и устранять неполадки в работе швейной машины, обрабатывать швы зигзагообразной строчкой;
работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать выбранные фасоны юбок;
выполнять машинные швы: накладной, настрочной, обрабатывать застежку тесьмой «молния», пояс и соединять его с изделием;
готовить ткань к раскрою, раскраивать изделие, проводить примерку, выявлять и устранять технологические и конструктивные дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;
участвовать в оформлении интерьера своей комнаты, облагораживать ее комнатными растениями, ухаживать за ними;
разбираться в сборке схемы бытового электроосвещения.
8 класс.
Учащиеся должны знать
основные понятия о пищевой ценности птицы, их классификацию, технологию приготовления различных блюд;
порядок оформления меню;
порядок сервировки стола к обеду, правила складывания салфеток;
ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах, материалы и инструменты для вязания, условные обозначения, применяемые при вязании;
основные понятия о технике росписи по ткани, способы нанесения и закрепления рисунка;
производство синтетических волокон и тканей из них, свойства тканей из синтетических волокон, классификацию текстильных волокон;
основные направления современной моды, значение брюк в народном костюме;
мерки и расчет конструкции для построения чертежа брюк, способы моделирования брюк, виды художественного оформления изделия;
характеристики распространенных технологий ремонта жилых помещений;
способы оклейки помещений обоями, виды обоев, малярных работ виды укладки кафельной плитки;
устранять простейшие неполадки в работе водопроводного крана;
понятие о предпринимательской деятельности в семье, о видах бюджета семьи, о расходах и сбережениях;
понятие об электрическом токе и его использовании, параметрах источника электроэнергии;
сферы и отрасли современного производства, разделение труда, виды профессий.
Учащиеся должны уметь
определять качество птицы, необходимой для приготовления блюд;
определять готовность блюд и подавать их к столу;
сервировать стол к приходу гостей;
участвовать в составлении меню;
подбирать спицы и пряжу, набирать петли и выполнять их различными способами;
подбирать и выполнять эскиз для росписи ткани;
различать синтетические и искусственные нити в тканях;
измерить фигуру, выполнить расчет конструкции, построить чертеж брюк;
выполнять работы по оклеиванию помещений обоями, несложные малярные работы, плиточные работы;
участвовать в оформлении интерьера спальни;
рассчитывать минимальную стоимость потребительской корзины;
определять расход и стоимость электроэнергии, разбираться в схемах квартирной электропроводки; подбирать электроприборы по мощности;
разбираться в путях получения профессионального образования, определять свой уровень самооценки, и своих способностей в профессиональном самоопределении.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
за устные ответы
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полно раскрыл содержание материала;
изложил материал в определенной логической последовательности;
дал ответ самостоятельно, использовал ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
раскрыл основное содержание материала;
определения понятий дал не полными, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
усвоил основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения дал не точно четкие;
допущены ошибки и неточности в изложении материала.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не раскрыл основное содержание материала;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в изложении материала.
за выполнение практических работ
Оценка ”5"
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка "4"
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнение отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия (блюда) аккуратный.
Оценка "3"
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделия (блюдо) оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка "2"
Ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделия (блюдо) оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценкаиндивидуального творческого проекта
Достижение целей проекта (5 баллов)
Оформление
(5 баллов)
Защита
Процесс работы над проектом (по 5 баллов)
Представление
(5 баллов)
Ответы на
вопросы
(5
баллов)
Творчество
Использование
дополнительной
литературы
Практическое
применение
проекта
Оценка учителя
Общее количество баллов за проект ________
Отметка ________________________________
Шкала оценок:
«5» - 31-35 баллов
«4» - 26-30 баллов
«3» - 20-25 баллов
Меньше 20 баллов – рекомендуется доработать проект
Оценка группового творческого проекта
Достижение целей проекта (5 баллов)
Оформле
ние
(5 баллов)
Защита
Процесс работы над проектом (по 5 баллов)
Представление (5 баллов)
Ответы на
вопросы
(5
баллов)
Творчество
Использование
дополнительной
литературы
Практическое
применение
проекта
Умение работать в группе
Оценка учителя
Общее количество баллов за проект ________
Отметка ________________________________
Шкала оценок:
«5» - 36-40 баллов
«4» - 31-35 баллов
«3» - 26-30 баллов
Меньше 26 баллов – рекомендуется доработать проект
Список литературы для учителя
И.П.Арефьев «Технология. Профориентация. Тесты» М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2005г.
В.И.Ермакова «Основы кулинарии 10-11» М. «Просвещение» 2002 г.
В.Д.Симоненко «Технология 5 класс» М. «Вентана-Граф» 2007г.
В.Д.Симоненко «Технология 5 класс. Обслуживающий труд» М. «Вентана-Граф» 2009г.
В.Д.Симоненко «Технология 6 класс» М. «Вентана-Граф» 2008г.
В.Д.Симоненко «Технология 7 класс» М. «Вентана-Граф» 2008г.
В.Д.Симоненко «Технология 8 класс» М. «Вентана-Граф» 2009г.
В.Д.Симоненко «Технология 9класс» М. «Вентана-Граф» 1999 г.
О.Ф.Потемкина «Практическая психология. Тесты для подростков» М. «АСТ-Пресс Книга» 2005г.
И.П.Арефьев «Занимательные уроки технологии 9 класс» М. «Школьная пресса» 2005 г.
С.Н.Чистякова «Технология. Профессиональный успех 10-11» М. «Просвещение» 2008 г.
З.П.Матюхина «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии» М. «Академия» 2003 г.
З.П.Матюхина «Товароведение пищевых продуктов» М. «Академия» 2003 г.
Е.Хлебалина «Классика кулинарного жанра» М. «Олма-пресс» 2006 г.
Список литературы для учащихся
В.Д.Симоненко «Технология 5 класс» М «Вентана-Граф» 2007г.
В.Д.Симоненко «Технология 5 класс. Обслуживающий труд» М «Вентана-Граф» 2009г.
В.Д.Симоненко «Технология 6 класс» М «Вентана-Граф» 2008г.
В.Д.Симоненко «Технология 7 класс» М «Вентана-Граф» 2008г.
В.Д.Симоненко «Технология 8 класс» М «Вентана-Граф» 2009г.
В.Д.Симоненко «Технология 9 класс» М. «Вентана-Граф» 1999 г.
А.Чудова «Сомоучитель. Вкусные украшения для праздничного стола» М. АСТ-Астрель 2010г
Ж.П.Девигон «Как украшать десерт» М. «Интербук-бизнес» 2201г.
М.Мюллер «Как красиво накрыть стол» М. «Аст-пресс» 2001г.