Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно - развивающая часть:
произношение, развитие речи
1 класс (ФГОС)
Учитель-логопед: Погорелова Елена Аркадьевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету произношение для 1-го класса разработана на основе:
1) Федерального Государственного стандарта второго поколения,
2) примерной программы начального общего образования, подготовленной в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения”, реализуемого Российской академией образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию,
3) программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Настоящая программа составлена на 66 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
развитие артикуляционной моторики обучающихся;
формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
автоматизацию навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса
— воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи (окружающий мир) и опирается на их содержание.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.
На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи.
В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
I. Формирование навыков произношения звуков.
II. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
III. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
Содержание курса
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.
1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:
1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.).
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных:па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; па-та, пта.
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.
Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-татата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков:татотутато тутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.
Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те.
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений
Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло),четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
3.1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].
3.2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
3.3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
3.4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из словсани, совы и т. п.
3.5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
3.6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
3.7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
положительное отношение к школе и учебной деятельности,
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку произношения - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику),
знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения,
этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми,
знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Предметные результаты
Первоклассник получит возможность научиться:
правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи,
правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных,
воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты,
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки,
анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове,
определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов,
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования,
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
определять пути и средства достижения учебной цели,
с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей,
выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда,
осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля),
работать в определённом темпе,
применять знания в новых ситуациях.
Познавательные
Обучающийся научится:
ориентироваться в учебнике (на развороте),
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом),
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций учебника,
с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков,
проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия,
подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда,
понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме,
свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции,
целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия,
соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба),
отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии,
пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии,
обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением,
применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы,
адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр.
календарно - Тематическое планирование
произношение
1А класс , 2016-2017 учебный год.
№ п/п
Дата
Тема занятия
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия (УУД)
Тема: Звуки речи -6 часов
1-2
1 неделя
Обследование речи.
Звуки речи.
Овладение понятиями о звуке и букве.
Овладеют умением выделять речевые и неречевые звуки. Выделять отдельные звуки и правильно произносить их.
Различать на слух звуки речи, выделяя их из слов
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Развитие памяти: запоминание инструкции выполнения действий
3-4
2 неделя
Обследование речи.
Работа артикуляционного аппарата.
Овладение названиями органов артикуляционного аппарата и узнают их значение для речи
Выделять отдельные звуки и правильно произносить их.
Овладеть навыком правильного выполнения артикуляционных упражнений
Подготовка и развитие мышц артикуляционного аппарата для правильного звукопроизношения.
Чётко и правильно выполнять артикуляционные упражнения
Формирование речевой деятельности в процессе обучения
Развитие моторики артикуляционного аппарата
5-6
3 неделя
Гласные и согласные звуки. Ударный и безударный звук.
Познакомятся с понятиями: «гласный и согласные звуки».
Овладеют знаниями о звуке и букве. Овладеют умением выделять гласные звуки и правильно их произносить.
Познакомятся с понятием: ударный и безударный звук.
Овладеют умением постановки ударения.
Научатся понимать смыслоразличительную роль ударения.
Научатся различать гласные и согласные звуки по их артикуляционным и акустическим признакам
Осознанно, чётко произносить гласные и согласные звуки.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Оценивать свои результаты.
Развитие внимания, памяти: повторение в заданной последовательности слоговых рядов
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развитие наблюдательности к языковым явлениям
Гласные звуки. -6 часов
7-8
4 неделя
Звуки [а], [у], [о]
Правильное произношение и различение звуков
[а-о-у]
Научатся слышать звуки [а, у,о] в ряду других звуков, слогов, слов, будут учиться определять место звука в слове
Научатся выделять гласные из слов с последующим определением слогового состава слова
Овладение умением выделять гласные звуки и правильно произносить.
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Выделять гласные их ряда других звуков, из слогов, слов.
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Формировать положительное отношение к учению.
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согл-ых: односл-ых, двусл-ных, трехсл-ых.
Уметь оценивать свои достижения на уроке.
9-10
5 неделя
Звук [ы]
Звук [и]
Звук [э]
Правильное произношение и различение звуков
[ы-и-э]
Научатся слышать звуки [ы], [и], [э] в ряду других звуков, слогов
Научатся выделять гласные из слов с последующим определением слогового состава слова
Овладеют умением выделять гласные звуки и правильно произносить.
Овладеть умением различать гласные звуки по их артикуляционным и акустическим признакам
Овладеют акустической и зрительной дифференцировкой гласных звуков и букв
Выделять гласные их ряда других звуков, из слогов, слов.
Анализировать и делать выводы.
Выделять гласные их ряда других звуков, из слогов, слов.
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Формировать положительное отношение к учению.
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Выделять гласные их ряда других звуков, из слогов, слов.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Уметь соотносить звуки речи со схемой и строить схемы слов
Развитие памяти: запоминание 3-4 инструкций выполнения действий
Расширение представлений об окружающем мире
Развитие наблюдательности к языковым явлениям
Развитие слухового внимания и памяти
11-12
6 неделя
Деление слов на слоги
Слогообразующая роль гласных.
Овладение навыком делить слова на слоги с опорой на гласные.
Понимание слогообразующей роли гласных.
-Воспроизведение двусл-ых слов с ударением, анализ и синтез двусложных слов.
-Составление слоговых схем слова.
-Умение концентрировать слуховое внимание.
Согласные звуки. Дифференциация звуков.-48 часов
13-14
7 неделя
Твердые и мягкие согласные
Овладеть умением давать характеристику твердым и мягким согласным с опорой на кинетические анализаторы.
Выделять твердые и мягкие согласные.
Владеть навыком анализа слов с твердыми и мягкими согласными.
Овладеть навыком составление схем слов.
-Воспроизведение двухсложных с открытыми и закрытыми слогами. (ПАУК, УТКА, МАНКА, ГАЛКА)
-Анализ двухсложных слов.
-Постановка ударения в слове.
-Умение выделять твёрдые и мягкие согласные.
-Тренировка умения переключать внимание.
-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников.
15-16
8 неделя
Согласные звонкие и глухие.
Овладением понятием звонкости и глухости.
Овладеть умением различать звуки с опорой на слуховой и тактильные анализаторы.
-Воспроизведение слогов со стечением согласных (ПЛА-БЛА).
-Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков, в начале слова.
Анализ слогов со звонкими и глухими согласными
- Умение анализировать трехсложные слова с прямым слогом.
-Умение применять учебную задачу.
-Умение выполнять и упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной , слуховой памяти.
17-18
9 неделя
Согласные звуки: [м , п, б]
Дифференциация звуков [п- б]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Узнают особенности согласных звуков, особенности их произношения.
Овладеют навыком чтения слогов с опорой на слоговые таблицы.
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Научатся подбирать слова к схемам, составлять слова из слогов
Уметь различать изученные звуки
Выделять согласные из ряда других звуков, слогов, слов.
Различать согл-ые и гласные звуки, анализировать их.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Аргументировать свою позицию.
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Формирование речевой деятельности в процессе обучения
19-20
10 неделя
Согласные звуки: [н], [к, г].
Дифференциация звуков[к,г].
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Узнают особенности согласных звуков и их произношения.
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Научатся делению слов на слоги.
Уметь соотносить звуки речи со схемой и строить схемы слов
Формировать положительное отношение к учению.
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Уметь слушать и понимать речь других.
Развитие моторики артикуляционного аппарата
21-22
11 неделя
Согласные звуки [т, д]
Дифференциация звуков
[т-д]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Узнают особенности согласных звуков и их произношения.
Уметь соотносить звуки речи со схемой и строить схемы слов
Формировать положительное отношение к учению.
Развитие памяти: запоминание инструкции выполнения действий
Формировать навык дифференциации и звукового анализа слов с данными звуками.
Формировать умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.
23-24
12 неделя
Согласные звуки [в, ф]
Дифференциация звуков
[в-ф]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками.
Научатся делению слов на слоги.
Выделять звуки на конце слов в формах ед. и мн. числа
Уметь слушать и понимать речь других.
Развитие внимания, памяти: повторение в заданной последовательности слоговых рядов
25-26
13 неделя
Согласный звук [х].
Дифференциация звуков
[к]- [х]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Научатся делению слов на слоги.
Научатся дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляционным и акустическим признакам: сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Анализировать и делать выводы.
Развитие внимания, памяти: повторение в заданной последовательности 3-4 слов различного и сходного звукового состава
Уметь слушать и понимать речь других.
Формирование фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
27-28
14 неделя
Согласные звуки [з, с]
Дифференциация звуков [с-з]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Научатся подбирать слова к схемам, составлять слова из слогов
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Расширение лексического запаса
согласный
29-30
15 неделя
Правильное произношение и различение звуков [л]-[л,]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Научатся на слух отличать мягкие согласные от твёрдых.
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Анализировать и делать выводы.
Обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.
31-32
16 неделя
Звук [ш].
Дифференциация звуков
[с]- [ш]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Уточнят артикуляцию шипящего звука «ш».
Научатся различать на слух и в собственной речи согласные «с-ш»
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Формировать положительное отношение к учению.
Развитие внимания, памяти: повторение в заданной последовательности слоговых рядов
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Уметь слушать и понимать речь других.
33-34
17 неделя
Звук [ж].
Дифференциация звуков
[з]- [ж]
Научатся различать на слух и в собственной речи согласные «з-ж».
Научатся дифференцировать смешиваемые звуки по артикуляционным и акустическим признакам: сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.
Уметь оценивать свои достижения на уроке, уметь обнаруживать и исправлять свои ошибки.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
Формирование фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
звонкий
35-36
18 неделя
Произношение звука [р ]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Уметь различать изученные звуки
Выделять согласный из ряда других звуков, слогов, слов.
Различать согласные и гласные звуки, анализировать их.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
Аргументировать свою позицию.
Уметь различать правильную артикуляцию звука
37-38
19 неделя
Дифференциация звуков
[р]- [л]
Будут развивать фонематическую дифференциацию звуков, зрительную
Уточнят артикуляцию звуков «р-л».
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
Формирование речевой деятельности в процессе обучения
39-40
20 неделя
Дифференциация звуков
[ж]- [ш]
Будут тренироваться в различении звонких и глухих согласных на слух и в собственной речи
Научатся анализировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов со стечением согласных
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
Формирование фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
твёрдый
41-42
21 неделя
Звук [j]. Звук [j] в конце слога, слова
Будут формировать зрительную дифференциацию «й - е».
Научатся различать звуки «й -е».
Выделять звуки из слогов, слов, давать им характеристику
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Развитие моторики артикуляционного аппарата
43-44
22 неделя
Звук [j] в середине слова после гласного;
в начале слова перед гласными а, у, е, о.
Научатся подбирать слова к схемам, составлять слова из слогов
Научатся анализировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов со стечением согласных
Научатся слышать звук [и] в ряду других звуков, слогов, слов, будут учиться определять место звука в слове
Выделять звуки на конце слов в формах ед. и мн. числа
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Формировать положительное отношение к учению.
Анализировать и делать выводы.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей
45-46
23 неделя
Звук [j] после разделительного мягкого знака
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Анализировать и делать выводы.
Формировать положительное отношение к учению.
Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
47-48
24 неделя
Звук [j] после разделительного твёрдого знака
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Выделять звук из слогов, слов, давать характеристику
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Развитие моторики артикуляционного аппарата
Анализировать слова с открытыми, закрытыми слогами.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
49-50
25 неделя
Звук [ц]. Дифференциация звуков [ ц]- [т,]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Уточнят артикуляцию свистящего звука «ц».
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Выделять звуки на конце слов в формах ед. и мн. числа
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
51-52
26 неделя
Дифференциация звуков
[ ц]- [с ]; [ ц]- [т ].
Уточнят артикуляцию свистящих звуков «с, ц».
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Анализировать слова с открытыми, закрытыми слогами.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Выделять звуки на конце слов в формах ед. и мн. числа
Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
53-54
27 неделя
Звук [щ].
Дифференциация звуков [щ]- [с]; [щ]- [ш].
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Уточнят артикуляцию шипящего звука «щ».
Научатся различать на слух и в собственной речи согласные «щ- с».
Научатся различать на слух и в собственной речи согласные «щ-ш».
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
Уметь слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Анализировать и делать выводы.
Уметь слушать и понимать речь других.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
55-56
28 неделя
Звук [ч]
Дифференциация звуков
[ч ]- [т],[ч]-[с]
Познакомятся с новым звуком и его акустическими и артикуляционными характеристиками
Уточнят артикуляцию шипящего звука «ч».
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Уметь различать правильную артикуляцию звука
Анализировать слова с открытыми, закрытыми слогами.
Анализировать слова с твердыми и мягкими согласными.
Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.
57-58
29 неделя
Дифференциация звуков
[ч]- [ц]; [ч]-[т,],[ч]-[щ]
Научатся подбирать слова к схемам, составлять слова из слогов
Научатся различать на слух и в собственной речи согласные [ч]-[т,],[ч]-[щ].
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Выделять звуки на конце слов в формах ед. и мн. числа
Анализировать слова с твердыми и мягкими согласными.
Производить звукобуквенный анализ слов без стечения согласных: односложных, двусложных, трехсложных.
59-60
30 неделя
Звукобуквенный анализ слов.
Овладение умением давать характеристику звука, анализировать и сравнивать их.
Научатся соотносить звуковую и буквенную оболочку слова, определять слоговой состав слова
Выделять звуки из слогов, слов, давать им характеристику
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Развитие моторики артикуляционного аппарата
Повторение. -6 часов
61-62
63-66
31 неделя
Повторение. Гласные и согласные звуки.
Выделение ударного слога.
Анализ слов, различающихся ударением.
Анализ слов с открытыми, закрытыми слогами.
Различение твердых и мягких согласных.
Соотнесение звуковой и буквенной оболочки слова, определение слогового состава слова
Определение количества и последовательности слов в предложении.
Предупреждение ошибок грамматического оформления предложения
Развитие навыка речевого анализа и синтеза на уровне предложения.
Обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач
Уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Формирование речевой деятельности в процессе обучения
Развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей
32 -33 недели
Повторение.
Обследование речи.
Повторение.
Обследование речи.
ВСЕГО: 33 недели - 66 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.
Рабочая программа по учебному предмету произношение разработана и на основе:
-Федерального Государственного стандарта второго поколения,
- примерной программы начального общего образования, подготовленной в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения”, реализуемого Российской академией образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию
Общая характеристика учебного курса.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная - умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ОНР II - III уровня.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.
Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Содержание рабочей программы.
Программой предусмотрена взаимосвязь следующих разделов работы:
Работа над словом
-Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий. Умение ставить вопросы к словам.
-Правильное употребление видов и родовых слов-названий; слов, обозначающих имена собственные, имеющих только единственное или множественное число(молоко, сливки), несклоняемых (пальто, метро), объединенных по общности признака, указывающих на лиц по роду их деятельности, профессии.
-Правильное использование слов, обозначающих признаки предметов по качеству(мягкий, твердый); по весу (легкий, тяжелый); по сезонности (зимний, осенний);по материалу, из которого он сделан (резиновый, металлический); по принадлежности (лисий, медвежий), по степени сравнения качеств предметов(белый, белее); по уменьшительно-ласкательному названию качеств предметов(новенький, голубенький).
-Правильное употребление слов, обозначающих действия предметов, с наиболее распространенными приставками в-, во-, вы- в значении движения внутрь или изнутри; при-, у-, от-, под-в значении удаления или отсутствия; пере-, про-, до-в значении перемещения; раз-, раз-, с-, со-, за-в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения; на-, вз-, вс-, с-в значении движения вниз, вверх, по поверхности; о-, от-в значении движения вокруг предмета.
-Понимание смысловых оттенков слов. Слова, противоположные и близкие по смыслу, их различие и употребление.
-Сопоставление слов, обозначающих незавершенное действие и завершенное (глаголы с приставками на-, вы-, по-, с-).
-Соотнесение слов-действий с одушевленными и неодушевленными предметами.
-Употребление возвратных глаголов, притяжательных местоимений. Правильное употребление слова в разных текстах (идти куда? где? в чем? с кем? с чем?).
-Сопоставление и группировка слов с общим корнем, приставкой, суффиксом, близких и противоположных по смыслу.
-Усвоение понятия многозначности. Объяснение значения многозначных слов. Использование многозначных слов в усвоенных грамматических конструкциях.
-Овладение необходимым запасом слов для учебного и бытового общения. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, включая его в грамматически верное сочетание с другими словами.
Работа над предложением
Совершенствование речевых умений, полученных детьми в 1 классе. Использование в ответах предложений со словосочетаниями, имеющими значение: принадлежности (без предлога и с предлогом у: у козы козленок; у брата), отрицание или отсутствия (нет книги, товарища), отсутствия совместности или сопровождения (хлеб без масла, пришел без брата), количества и качества целого (литр молока, килограмм хлеба), целевой направленности с предлогом для (книга для товарища), временных отношений с предлогами до, после, в, через (зашел до собрания, послеобеда), пространственных отношений с предлогами у, от, с, со, из-за, из-под (лодка у берега, отплыл от берега, снял с вешалки, со стены, выглянул из-за угла); наличие совместности или сопровождения с предлогом с(пришел с братом, хлеб с колбасой), наличие целевой направленности с предлогами за, в, перед, между (стоит за деревом, лежит между книгой и тетрадью) и без предлогов, характеристика предметов по материалам и назначению (кружка из дерева, папка для бумаг), обозначение причинных отношений с предлогами от, из-за (дрожал от ветра, не пришел из-за дождя).
Практическое овладение всеми падежными формами прилагательных, согласование из существительными в роде, числе, падеже и с личными местоимениями без предлогов и с предлогами (её, к ней, от неё и т.п.). Функция и место прилагательных в предложении.
Правильное выражение временных отношений, использование в речи глаголов совершенного и несовершенного вида во всех временных формах с существительными и местоимениями (1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа).
Установление связи слов в предложении и анализ предложений по вопросам в соответствии с его составом. Распространение предложения с использованием вопросов.
Различение простого и сложного предложений, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; их уместное употребление в речи. Умение интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.
Связная речь
Речь и ее значение в жизни человека. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи. Участие в беседах по указанным темам. Умение давать краткие и распространенные ответы, задавать правильно вопросы, требующие сравнения предметов, выяснения их характерных признаков, оценки действий, времени действия и направления действия. Составление диалогов по заданной ситуации.
Самостоятельное составление и запись отдельных предложений на основе наблюдений за конкретными предметами, явлениями природы, процессами труда, по сюжетной картинке.
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Выявление опорных слов в тексте. Определение темы текста. Выявление частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
Понятие об изложении. Устное изложение под руководством учителя небольшого текста, сказки по вопросам.
Коллективное составление связного рассказа повествовательного характера по серии картин, по отдельным словам, по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности.
Коллективное составление небольшого рассказа (устное сочинения) о труде, играх, учебе, увлечениях.
Развитие грамматически правильной речи при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Составление простого диалога, состоящего из одного цикла речевого взаимодействия.
Формирование речевого взаимодействия в видах диалога: диалог-спор, диалог-выяснение.
Речевая этика. Выражение благодарности, слова, используемых при знакомстве, несогласии с собеседником.
характерные признаки времен года, их сезонные изменения;
названия растений (не менее 10) и животных ( не менее 10), условия жизни растений и животных;
о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;
о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
о назначении справочной литературы;
правила поведения а школе, общественных местах, на улице, дома;
основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощения, несогласия с собеседником.
Обучающиеся должны уметь:
правильно и уместно использовать новую лексику по изученным темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;
выяснить конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д), давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения предметов;
понимать переносное значение слов, обозначающих действия (идет гроза, идет письмо);
употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями – косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей.);
правильно, соответственно нормам падежного и предложного управления, согласования, примыкания, строить распространенные предложения из 5 – 7 членов;
правильно и четко произносить все звуки (сохранные и поставленные) в словах с усвоенной слоговой структурой, предложениях, связной речи;
составлять диалоги по картине, по заданной ситуации, в связи с прослушанным или прочитанным текстом;
беседовать на темы из окружающей жизни, по содержанию учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализировать различные ситуации общения по вопросам кто? что? как? кому? (сказал)?
Литература и материально-технические средства обучения.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
№ п/п
Дата
ТЕМА
Универсальные учебные действия (УУД)
Наш класс.- 4часа
1-2
1 неделя
Здравствуй, школа!
Давайте познакомимся!
-Ориентировка в школе
-Знакомство с одноклассниками, учителями
-Научатся ориентироваться в школе. Узнают расположение классов, спален, столовой.
- Развитие устной монологической речи.
3-4
2 неделя
Учебные предметы.
Режим дня. Сто ловая.
-Письменная и устная речь,
-имена собственные и нарицательные, единственное и число слов-предметов,
-названия школьных предметов.
Научатся правильно называть школьные принадлежности, мебель в классе.
Познакомятся с понятием «режим дня», вспомнят названия основных предметов
Узнают название и назначение столовых принадлежностей, профессии работников столовой, запомнят правила поведения за столом.
Узнают, как составить рассказ с опорой на вопросы.
Осень. -10 часов
5-6
3 неделя
Осень.
Признаки осени в неживой природе.
-признаки осени,
-признаки предмета по качеству,
-сравнение сезонных изменений в природе
Научатся сравнивать сезонные изменения в природе осенью по месяцам, анализировать происходящие изменения в природе.
Научатся сравнивать сезонные изменения в природе осенью по месяцам.
7-8
4 неделя
Деревья и кустарники.
Охрана окружающей среды
-признаки предмета по форме,
-слова близкие по смыслу,
-листопад, -устно рисовать картины осени,
-чтение экологических знаков
-рассказ о правилах поведения в природе, охрана окружающей среды
Узнают, что такое листопад и почему он бывает осенью. Узнают названия осенних красок и их оттенков, научатся устно рисовать картины осени, определять с помощью атласа-определителя растения своей природной зоны.
Познакомятся с правилами Друзей природы, научатся читать и различать экологические знаки, анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них.
9-10
5 неделя
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке.
Ягоды. Фрукты. Овощи.
-Признаки предмета по качеству, форме, цвету.
-названия фруктов, ягод, овощей, произрастающих в нашей полосе.
-составление описательных рассказов.
Познакомятся с осенними работами в огороде и в саду, узнают названия с\х машин и их назначение.
Повторят названия фруктов, произрастающих в нашей полосе. Познакомятся и узнают названия экзотических фруктов. Научатся определять с помощью атласа-определителя фрукты своей природной зоны.
11-12
6 неделя
Птицы осенью.
Животные осенью.
-Признаки предмета по принадлежности.
-знакомство с понятиями, названиями
-рассказ о значении жив-го мира и уходе за ними.
Узнают названия птиц, их отличительных признаках, роли в жизни человека.
Узнают о животных и их роли в жизни человека. Научатся правилам обращения с этими животными, рассказывать о значении животных и уходе за ними.
13-14
7 неделя
Обобщение знаний об осени.
-Составление плана рассказа. Мнемотаблицы, умение работать с ними
- Закрепят знания, проверят и оценят свои знания.
Наш город.- 10 часов
15-16
8 неделя
Город , в котором мы живем.
Основные достопримечательности нашего города
-степень сравнения качества предметов
-слова близкие по смыслу
Узнают об особенностях города и села, научатся их различать, смогут рассказывать о своём городе или селе, научатся приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе.
Познакомятся с культурными объектами родного края и их значением в жизни родного края.
17-18
9 неделя
Заводы и фабрики города. Ферма и теплица.
-слова близкие по смыслу
-составление кратких описательных рассказов
Познакомятся с промышленными
объектами родного края и их значением в жизни родного края.
19-20
10 неделя
Домашние животные и уход за ними.
-признаки предметов по принадлежности
Узнают о различных породах кошек и собак, о роли их в жизни человека. Научатся правилам обращения с этими животными, сравнивать и различать диких и домашних животных, приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
21-22
11 неделя
Транспорт нашего города.
-обобщающие слова
-сравнение предметов
Узнают виды транспорта, научатся их различать, узнавать транспорт служб экстренного вызова, запомнят номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
23-24
12 неделя
Правила дорожного движения
-признаки по форме
Вспомнят о правилах перехода улицы, запомнят основы безопасного поведения на улице, правила дорожного движения, безопасный обход транспорта.
Зима.-10 часов
25-26
13 неделя
Зима
Признаки зимы
Птицы зимой
-уменьшительно-ласкательное название качеств предмета
-Слова близкие по смыслу
Познакомятся с зимними явлениями природы и их различиями. Узнают, почему они происходят и когда. Запомнят названия зимних месяцев и их последовательность.
Узнают названия перелетных птиц и зимующих, причины перелета, как оказывать помощь зимующим птицам.
27-28
14 неделя
Труд зимой в городе и селе.
-слова-действия
Познакомятся с зимними работами в городе, узнают, как помочь взрослым.
29-30
15 неделя
Зимняя одежда и обувь
-слова близкие по смыслу
Научатся правильно называть предметы зимней одежды, научатся правильно одеваться на прогулку в зимнее время
31-32
16 неделя
Зимний лес. Дикие животные зимой.
Праздник ёлки
-слова противоположные по смыслу
-описание природы по мнемотаблицам
Узнают о растений в зимнем лесу, об их подготовке к зиме.
Узнают названия ёлочных украшений, вспомнят новогодние традиции своей семьи, оставят описание любимой ёлочной игрушки.
Познакомятся с дикими животными. Научатся их различать и рассказывать о них.
33-34
17 неделя
Зимние развлечения
Зимой на реке
-признак предмета по принадлежности
-степень сравнения качества
-составление рассказа
-слова –действия
-обогащение словаря
- Вспомнят названия и правила зимних игр, видов спорта, спортивного инвентаря.
Узнают о названиях различных водоемов, научатся их сравнивать. Сформулируют правила поведения на водоемах в зимний период.
Наш дом. Моя семья.- 6 часов.
35-36
18 неделя
Наш дом.
Моё имя, моя фамилия.
-Временные формы слов-действий.
-значение форм настоящего времени
Научатся составлять рассказ о себе (полные и краткие формы имени, отчество, фамилия, возраст, увлечения).
37-38
19 неделя
Наш дом. Моя семья.
Дни рождения.
Временные формы слов-действий.
-значение форм будущего времени
Научатся рассказывать о своей семье, о родственниках, о взаимоотношениях в семье.
Узнают о традициях праздника Дня рождения в разных семьях, составят рассказ о своём празднике.
39-40
20 неделя
Семья дома.
-временные формы слов-действий
-значение формы прошедшего времени
Узнают о домашнем труде взрослых.
Весна.-10 часов.
41-42
21 неделя
Весна. Признаки весны в неживой природе.
8 марта.
-слова противоположные по смыслу
-значение формы настоящего времени
Узнают названия и последовательность весенних месяцев, запомнят признаки весны в неживой природе
Научатся анализировать происходящие изменения в природе.
Узнают о традициях праздника 8 марта в разных семьях, составят рассказ о своём празднике.
43-44
22 неделя
Признаки весны в живой природе.
Половодье. Весна в городе. Одежда и обувь весной.
-слова противоположные по смыслу
-значение формы настоящего времени
Узнают признаки весны в живой природе, почему они происходят и когда.
Познакомятся с весенними явлениями природы на водоёмах, узнают правила безопасности на водоёмах весной.
Научатся правильно называть предметы весенней одежды, научатся правильно одеваться на прогулку в весеннее время.
45-46
23 неделя
Весна в лесу. Дикие животные весной.
Птицы весной
-значение формы будущего времени
Узнают, как меняется жизнь диких животных в лесу, вспомнят правила поведения на природе.
Узнают, как меняется жизнь птиц в весеннем лесу, вспомнят правила поведения на природе. Научатся узнавать перелетных и зимующих птиц, осуществлять самопроверку, определять с помощью атласа-определителя птиц своей природной зоны .
47-48
24 неделя
Растения весной
-значение слов-действий (внутрь-изнутри)
-Описательные рассказы
Узнают, как меняется жизнь растений в весеннем лесу, вспомнят правила поведения на природе. Научатся устанавливать по схеме различия между группами растений, определять растения с помощью атласа-определителя.
49-50
25 неделя
Труд людей весной.
Весна на пришкольном участке.
-значение слов –действий (удаление-отсутствие)
-значение слов-действий (внутрь-изнутри)
Узнают, какие профессии востребованы на селе. Научатся различать с\х машины и их назначение ,определять значение с\х машин в с\х работах.
Познакомятся с весенними работами в поле и в саду.
Родная страна.- 6 часов
51-52
26 неделя
Моя родная страна-Россия
Мы –россияне.
Столица России-Москва.
-значение слов-действий (перемещения)
-значение слов – действий, (направления действия в разные стороны)
Познакомятся с картой мира. Повторят название нашей страны, познакомятся с её достопримечательностями.
Узнают понятия Отчизна, Родина, национальность.
Научатся находить столицу нашей страны на карте, глобусе, узнают её достопримечательности.
53-54
27 неделя
Флаг России.
Герб России.
Гимн России.
-значение слов – действий, (направления действия в разные стороны)
Узнают государственные символы России, будут учиться уважительному отношению к ним. Научатся отличать флаги герб России от флагов и гербов других стран.
Узнают государственные символы России, будут учиться уважительному отношению к ним. Научатся отличать гимн России от гимнов других стран.
55-56
28 неделя
Эмблема родного города
-Значение слов- действий(движения)
Узнают символы Ульяновска, будут учиться уважительному отношению к ним.
Лето .- 10 часов
57-58
29 неделя
Сезонные изменения в природе.
-слова противоположные по смыслу
-текст с дырками
Узнают о сезонных изменениях в природе, почему они происходят. Научатся анализировать происходящие изменения в природе.
59-60
30 неделя
Летние цветы.
-работа с деформированным текстом
-слова близкие по смыслу
Узнают основные виды растений, научатся их различать и группировать. Научатся рассказывать о растениях, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
определять растения с помощью атласа-определителя.
61-62
63-66
31 неделя
Насекомые.
-работа с деформированным текстом
Узнают о жизни животного мира летом и научатся составлять рассказы из жизни насекомых.
32 -33 недели
Лес летом.
Летом на реке.
-завершенное действие и незавершенное действие
-признаки предмета по принадлежности
Познакомятся с правилами Друзей природы, научатся читать и различать экологические знаки.
Узнают о значении воды в жизни человека. Научатся рассказывать о загрязнении и охране водоемов.
Развлечение детей летом
-признаки предмета по принадлежности
-текст как единица речи
Вспомнят названия и правила летних игр, видов спорта, спортивного инвентаря.