Ход занятия.
«Здоровый нищий счастливее богатого, но больного короля».
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажет живая- я её умертвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим, постараемся понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья посредством правильного питания.
- В наших руках наше здоровье, оно в большей степени зависит от самого человека.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что мы сами можем сделать для своего здоровья, какие факторы влияют на наше здоровье.
Наше с вами здоровье бесценно. Значит, его необходимо беречь. Что же нам поможет его сберечь? (соблюдение режима дня; соблюдение правил гигиены; прививки от болезней; здоровое питание)
И сегодня мы поговорим о здоровом питании, что же нужно кушать и почему.
Предположения мы сделали о том, кто нас сопровождает сегодня, но точно сказать правы ли мы, мы не можем. Чтобы точно определиться и правильно назвать наших проводников, давайте разгадаем кроссворд.
Учитель: И маленькая былинка и вековой дуб ловят листьями солнечные лучи – источник жизни, солнечный лучик упадает на зелёный лист и погаснет, но не пропадёт, с его помощью в листочке возникнут необходимые для растения вещества, возникнут витамины.
Человек не способен сам образовать витамины. Он получает их с пищей.Витамины разрушаются при длительном хранении овощей и фруктов, при их нагревании, кипячении. Ешь свежие овощи и фрукты каждый день
-
Витамин А: тыква, яйца, яблоки, молоко, апельсины, масло.
Витамин В: хлеб, молоко, сыр, орехи, яйца, печень.
Витамин С: апельсины, лимоны, капуста, лук, смородина.
Витамин Д: рыбий жир, печень трески, яйца, рыба.
5.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»
Стучится в дверь почтальон.
Почтальон: Я принёс письмо от Карлсона.
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье, пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон».
Учитель. Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Сейчас мы пойдём в магазин и выберем продукты для него. Первый и третий ряд – покупатели. Второй ряд – контролёры. Покупатели складывают в корзины картинки с изображением различных продуктов.
Мы выбрали самые полезные продукты. А сейчас разложим остальные продукты на две тарелки: на жёлтую – полезные продукты, используемые достаточно часто, на красную 0 продукты, присутствующие на столе редко. ( Работает второй ряд).
Учитель: Одним из факторов, которое отрицательно влияет на здоровье, является неправильное питание. Оно влияет также и на самочувствие: человек, питающийся как попало, не получает полезных веществ, следовательно, чувствует себя, мягко говоря, не очень хорошо.
Ученики: Рацион – должен быть разнообразным, состоять из полезных продуктов!!!
Учитель:
Сказка о полезных овощах
Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог.
Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.
— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!
— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.
Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.
— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!
— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его огого сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.
— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?
— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.
— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.
Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.
Знакомство с пирамидой питания (Составление меню для завтрака)
-
-
Учитель: Какой же совет мы дадим Карлсону???
Ученики:
Мы ведем наш разговор
О полезной пище.
И напомним вам совет,
Он не будет лишним –
Прежде чем за стол вам сесть,
Призадумайся, что съесть!
Ученица:
Какую пищу есть полезно детям?
Вопрос заботит каждую из мам.
Строительную функцию отводят
Таким необходимым нам белкам.
Ученик:
Важней всего, чтоб в меню были
И сыр, и рыба , и орех.
А также мясо, творог, яйца.
Тогда здоровьем поразим мы всех.
А как же обойтись без углеводов?
Ученица:
Волнуется бабуля по утрам.
Они с жирами вместе в непогоду
Тепло поддержат в организме нам.
Учитель:
Наша песня напрямик
Всем вам точно говорит:
И белки и углеводы,
Безусловно, все важны.
Ну, а также организму
Требуются и жиры.
-
Стихотворение Натальи Кончаловской
Про овощи
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки
Он принёс чемодан
Полный разных семян
Но смешались они в беспорядке
Наступила весна
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали,
Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и репуста.
_ Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).
7. Мозговой штурм «Знаете ли вы овощи???»
- Этот овощ известен с давних времён. Ещё египетские фараоны приказывали есть его своим рабам, чтобы те сохраняли силу. Воины Древней Греции Рима ели его в большом количестве, чтобы стать храбрее и отважней. В русском старинном травнике говорится, что этот овощ почитается «предохранительным средством от яда, укусов змей, заразных заболеваний…» Что это за овощ? (чеснок)
- Этот овощ относительно молод. В 12 веке это растение было завезено арабами в Испанию, откуда распространилось и в другие европейские страны. Первые его плоды были жёлтого цвета, позднее их вытеснили оранжевые плоды, весьма богатые каротином. Ещё древнегреческие писатели восхваляли этот овощ, называя его королевой овощей. Что это? (морковь)
- Этот овощ привлекает своим вкусом и запахом. Был окультурен в Индии ещё 6 тысяч лет назад. В диком западе заросли этого овоща можно встретить и сегодня в северо – западной Индии. В Россию он попал в 15 веке, а прижился при Петре Первом. Назовите овощ. (огурец)
- Родина этого овоща – Южная Америка. Перуанские индейцы были знакомы с ним ещё в 5 веке до нашей эры. Испанцы и португальцы завезли овощ в Европу. Долгое время люди относились к нему с недоверием и считали ядовитым. В России этот овощ появился в 1780 году, когда посол Екатерины 2 во Франции привёз оттуда несколько ящиков «яблок любви». Назовите современное название овоща. (помидор)
8.Игра «Разложи по корзинкам»
В данной игре нужно по корзинкам ABCD разложить овощи и фрукты, называя их на 3 языках.
А В С D
Правильные ответы читает учитель:
Витамин А:
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
Он и в масле, в жирном сыре.
И, конечно, в рыбьем жире.
И в печенке, и в желтке
Он бывает в молоке.
И морковь, и абрикосы
Витамин «А» в себе носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Витамин В:
Рожь, пшеница и гречиха,
Печень, дрожжи и сырок,
Вкусный от яиц желток –
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» – в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.
Витамин С:
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
И в салате, в щавеле,
Поищите на земле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Витамин Д:
«Д» находится всегда
В молоке и в рыбьем жире,
В масле сливочном и в сыре.
Это вкусная еда.
9. Итог урока
Экскурсия в поликлинику. Доктор Айболит даст советы.
1) При простуде надо пить чай с лимоном.
2) От насморка полезен свекольный сок.
3) При кашле пьют настойку на меду.
4) От головной боли помогает избавиться капустный лист.
5) Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
10. Пожелание от учителя
Чтобы расти здоровыми, красивыми
Должны мы подружиться с витаминами.
Их очень много – целый алфавит
И каждый витамин по своему звучит.
"А" – служит для сиянья наших глаз,
"В" – будут нервы крепкие у нас,
"С" – полезен для зубов и для костей
Им даже можно угощать гостей.
"D" – словно лучик солнышка весеннего
Хорошее подарит настроение.
Сердечку бодрому и чтобы не скучали
Нам нужен "Р" – он есть в зеленом чае.
Никак нельзя оставить в стороне
Прекрасный витамин с названьем "Е".
Смешно, но важно для красивой кожи
Он в масле есть и в облепихе тоже.
11.Рефлексия «Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной - красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
КГУ «Средняя школа №1 п. Осакаровка»
МЕРОПРИЯТИЕ
«ЗНАТОКИ ВИТАМИНОВ»
-
-
-
-
-
-
Подготовила: Витовская Н.Н.
2016-2017 учебный год
-
Продукт
Продукт
дукт