kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с Кемеровской областью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Знакомство с Кемеровской областью.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Россия – это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

– В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Слайд 1

– Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири, но она значительно превосходит по площади ряд зарубежных стран Европы – Австрию, Венгрию, Ирландию, Швейцарию, Бельгию. Здесь проживают более 3 млн. человек. 

Слайд 2-3
Преобладающие виды растительности – таёжная и лесостепная. 
Природа   земли Кузнецкой неповторима, уникальна: высокие, покрытые вечными льдами горы, тайга, прорезанная лентами рек, степные просторы, самые разнообразные растения и животные, богатые недра: каменный уголь, железные, медные, руды, золото, мрамор и другие.

Здесь солнечный ветер над снежным покровом,
Дыханье мороза и запах кедровый,
Медовые соты,
Настой черемши
И щедрый размах хлебосольной души!

Слайд 4

Административная столица области – Кемерово, город  химиков.
Новокузнецк – южная столица, крупный промышленный центр Сибири.
Прокопьевск и Киселёвск – «жемчужины» угольной промышленности.
Города энергетиков – Мыски и Калтан.
Мариинск – «золотые ворота» Кузбасса, город деревянного зодчества, город музеев и необычных памятников.
Таштагол, Шерегеш – туристические центры.
Горную Шорию называют «Сибирской Щвейцарией».
Хотя Кемеровская область самая маленькая по площади в Сибири, наш Кузбасс известен во всем мире.

Если в карту Сибири всмотреться 
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!»
                                                             (Г. Юров)

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим!
                                            (Степан Торбоков)

 

III. Сообщение темы занятия.

О чем же пойдет речь на нашем занятии? ( о Кемеровской области) По всем установленным документам 6 июля 1721 года. дата [обнаружения каменноугольного бассейна]

IV. Деление на группы.

(Рассаживаются на 2 команды по цвету жетона).

– Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-викторины

 

V. Викторина

 

1) Общие вопросы.

  •  Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?(сердце)
  • Чёрное золото Кузбасса… (уголь)
  • Из этого ископаемого делают «крылатый металл»… (алюминиевая руда)
  • Имя нашего родного края … (Кузбасс – кузнецкий угольный бассейн)
  • Древнейшие коренные жители Кузнецкой земли… (Телеуты и шорцы) слайд 5
  • Главный город нашей области… (Кемерово)
  • Какое название раньше носил г. Кемерово  (Щегловск)
  • Этот город называют южной столицей области… (Новокузнецк)
  • Название какого города носит женское имя? (Мариинск)
  • Название этих гор в переводе на русский язык «пёстрые горы»… (Кузнецкий Алатау) слайд 6
  • Главная река Кемеровской области… (Томь)
  • Любимое блюдо сибиряков. (пельмени)
  • Его мехом отделывали королевские мантии… (горностай)
  • Распространенное полезное ископаемое болот… (торф)
  • Видный строитель хаток и плотин… (бобр)
  • Это дерево цветет в июле, лучший медонос… (липа)
  • Это дерево имеет самую прочную древесину… (лиственница)
  • Горная страна на юге Кемеровской области… (Горная Шория)
  • Губернатор Кемеровской области. (Сергей  Цивелев). Слайд 7

 

    1. «Кто наши соседи»   слайд 8

Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.

 

– Север (с Томской областью), 
          - Запад (с Новосибирской областью)
          - Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
           - Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)

           Слайд 9

4  «Наши реки»

Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

– Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области: Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня

(задания в конвертах на карточках).

(Ответ: Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш)

– Кто помнит, как называют Томь? (Большая тёмная река)

Слайд 10

– Почему так называют? Имя Томи дал кетский народ, который видел, как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

– Какова роль Томи для жителей Кузбасса?

6   «Наша природа» Анаграммы.

 Командам раздают карточки с анаграммами – зашифрованными названиями (животных, растений).

яцза – заяц;                      балек – белка;
девмедь – медведь;          соль – лось;
сырь – рысь;                     ловк – волк.

лисветницан – лиственница;        пали – липа;
тахип – пихта;                                наоси – осина;
редк – кедр;                                    зёреба – берёза.

 

8.  Наши  знайки

– Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает?

Шахтёр

– Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?  

 

Слайд 11

  • Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в “горелой горе”. В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерово в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: “Как так, камень, а горит?” Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

  • Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах “уголье земляное”. Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел “горелую гору” и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до его использования прошло 100 лет.
  • Площадь в центре Кемерово носит имя Михайло Волкова. 23 августа 1968 г. здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор – кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.
  • Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.
  • Уголь – это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

VI. Подведение итога игры и итога занятия.

– Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с Кемеровской областью»

Тема: Знакомство с Кемеровской областью. 300-летию посвящается.

Цель урока: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить с Михайло Волковым – первооткрывателем каменного угля.

  • Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.

  • Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.

  • Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого.

  • Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

– Сегодня мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее.

– Все мы с вами россияне. Почему?

– Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

– На каком материке располагается Россия?

– Какой город является столицей России? (Москва)

– Кто является президентом России? (Владимир Владимирович Путин)

– Россия – это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

– В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

Слайд 1

– Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири, но она значительно превосходит по площади ряд зарубежных стран Европы – Австрию, Венгрию, Ирландию, Швейцарию, Бельгию. Здесь проживают более 3 млн. человек. 

Слайд 2-3
Преобладающие виды растительности – таёжная и лесостепная. 
Природа земли Кузнецкой неповторима, уникальна: высокие, покрытые вечными льдами горы, тайга, прорезанная лентами рек, степные просторы, самые разнообразные растения и животные, богатые недра: каменный уголь, железные, медные, руды, золото, мрамор и другие.

Здесь солнечный ветер над снежным покровом,
Дыханье мороза и запах кедровый,
Медовые соты,
Настой черемши
И щедрый размах хлебосольной души!

Слайд 4

Административная столица области – Кемерово, город химиков.
Новокузнецк – южная столица, крупный промышленный центр Сибири.
Прокопьевск и Киселёвск – «жемчужины» угольной промышленности.
Города энергетиков – Мыски и Калтан.
Мариинск – «золотые ворота» Кузбасса, город деревянного зодчества, город музеев и необычных памятников.
Таштагол, Шерегеш – туристические центры.
Горную Шорию называют «Сибирской Щвейцарией».
Хотя Кемеровская область самая маленькая по площади в Сибири, наш Кузбасс известен во всем мире.

Если в карту Сибири всмотреться 
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!»
                                                             (Г. Юров)

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим!
                                            (Степан Торбоков)



III. Сообщение темы занятия.

О чем же пойдет речь на нашем занятии? ( о Кемеровской области) По всем установленным документам 6 июля 1721 года. дата [обнаружения каменноугольного бассейна] То есть мы будем праздновать 300-летие Кузбасса 6 июля 2021 года,  все вопросы будут связаны с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.

IV. Деление на группы.

(Рассаживаются на 2 команды по цвету жетона).

– Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-викторины

придумываются названия командам).

V. Викторина



1) Общие вопросы.

  • Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?(сердце)

  • Чёрное золото Кузбасса… (уголь)

  • Из этого ископаемого делают «крылатый металл»… (алюминиевая руда)

  • Имя нашего родного края … (Кузбасс – кузнецкий угольный бассейн)

  • Древнейшие коренные жители Кузнецкой земли… (Телеуты и шорцы) слайд 5

  • Главный город нашей области… (Кемерово)

  • Какое название раньше носил г. Кемерово (Щегловск)

  • Этот город называют южной столицей области… (Новокузнецк)

  • Название какого города носит женское имя? (Мариинск)

  • Название этих гор в переводе на русский язык «пёстрые горы»… (Кузнецкий Алатау) слайд 6

  • Главная река Кемеровской области… (Томь)

  • Любимое блюдо сибиряков ... (пельмени)

  • Его мехом отделывали королевские мантии… (горностай)

  • Распространенное полезное ископаемое болот… (торф)

  • Видный строитель хаток и плотин… (бобр)

  • Это дерево цветет в июле, лучший медонос… (липа)

  • Это дерево имеет самую прочную древесину… (лиственница)

  • Горная страна на юге Кемеровской области… (Горная Шория)

  • Губернатор Кемеровской области ... (Сергей Цивелев). Слайд 7

    1. «Знатоки карты». 

Каждой команде дают разрезанную на части карту Кемеровской области. Задача – сложить карту в единое целое. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно.

    1. «Кто наши соседи» слайд 8

Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.

(Вытягивают вопрос на карточке, показ ответа на карте)

– Север (с Томской областью), 
- Запад (с Новосибирской областью)
- Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
- Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)

Слайд 9

4 «Наши реки»

Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

– Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области: Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня

(задания в конвертах на карточках).

(Ответ: Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш)

– Кто помнит, как называют Томь? (Большая тёмная река)

Слайд 10

– Почему так называют? Имя Томи дал кетский народ, который видел, как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

– Какова роль Томи для жителей Кузбасса?

  • утолить жажду;

  • транспортный путь;

  • источник гидроэнергии;

  • место отдыха;

  • основа рыбного хозяйства;

  • в быту роль “Золушки”.

5) Конкурс “ Собери и объясни пословицу ”

– О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 2 пословицы, смысл которой нужно будет объяснить. (Вытягивают)

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за неё постоять.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.


 



6 «Наша природа» Анаграммы.

-Сейчас я прочитаю небольшое стихотворение. Ваша задача по заглавным буквам каждой строчки составить слово:

  Фантазия нам ум питает,
  А потому сейчас, друзья, 
  Урок мы с вами продолжаем, 
  На ваши знанья уповаем,
  А лучше выдумать нельзя.
(ФАУНА)

-А кто знает, что такое фауна? (Мир животных). 

По древнегреческой легенде жила богиня, звали ее Фауна, которая покровительствовала всем животным на земле. Поэтому мир животных называют – ФАУНОЙ.

Формальная любовь к природе
Легко усвоена в народе, 
О ней забота нынче в моде.
Расхожим верим мы словам,
А только воз и ныне там. 
(ФЛОРА)

-А что такое флора? (Мир растений).

Это тоже была богиня и покровительствовала она всем растениям. Мир растений называют – ФЛОРОЙ. 

Командам раздают карточки с анаграммами – зашифрованными названиями (животных, растений).

яцза – заяц;                      балек – белка;
девмедь – медведь;          соль – лось;
сырь – рысь;                     ловк – волк.

лисветницан – лиственница;        пали – липа;
тахип – пихта;                                наоси – осина;
редк – кедр;                                    зёреба – берёза.

7«Лишний в ряду». 

Команды должны найти «лишних» в ряду. Объяснить причину.

  • Пихта, лиственница, липа, ель, сосна, кедр. (Липа – лишнее – лиственное растение. Пихта, лиственница, ель, сосна, кедр – хвойные растения).

  • Лиса, волк, рысь, соболь, ласка, бобр. (Бобр – лишнее – грызун. Лиса, волк, рысь, соболь, ласка – хищные животные).

  • Муравей, пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка. (Муравей – лишний – нелетающее насекомое. Пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка – летающие насекомые).

  • Комар, златоглазка, слепень, овод, муха. (Комар, златоглазка, слепень, овод – кровососущие насекомые. Муха – лишняя).

8. Наши знайки

– Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает?

Шахтёр

– Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области? Ответ на этот вопрос вы должны были подготовить дома.

(Выступление представителей команд)

Слайд 11

  • Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в “горелой горе”. В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерово в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: “Как так, камень, а горит?” Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

  • Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах “уголье земляное”. Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел “горелую гору” и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до его использования прошло 100 лет.

  • Площадь в центре Кемерово носит имя Михайло Волкова. 23 августа 1968 г. здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор – кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.

  • Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.

  • Уголь – это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

VI. Подведение итога игры и итога занятия.

– Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Знакомство с Кемеровской областью

Автор: Фатьянова Любовь Константиновна

Дата: 10.04.2022

Номер свидетельства: 604486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Ломаная линия.  Многоугольник "
    ["seo_title"] => string(31) "lomanaia-liniia-mnoghoughol-nik"
    ["file_id"] => string(6) "169580"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423420489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2270 руб.
1700 руб.
2430 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства