Просмотр содержимого документа
«Все мы разные, но все мы равные»
Тема : Все мы разные, но все мы равные!
Цель: формировать понятие толерантный человек.
Ход занятия:
1 Орг момент.
Звучит музыка ( Мы вместе)
Дети встают, приветствие учителя.
Готовы работать, тогда поднимите руки и помашите. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
Сейчас ко мне подойдут ребята со светлыми волосами и возьмут листочки станут в полукруг,
Теперь ребята. чьи имена начинаются с согласного звука
Мальчики и девочки 4 класса б
У вас в руках листочки с цифрами
В первую группу идут ребята с цифрами 1,2,,3,4
Во вторую .5-8
В третью группу 9-13
- Что сейчас произошло? Я разделила вас на группы по каким признакам? (ответы детей)
- А теперь переверните ваши цифры и покажите буквы, которые написаны у вас на обратной стороне, начинаем читать , какое слово получилось? (толерантность) Читаю тему урока. какую цель поставим.
Для того чтобы подробнее ознакомить вас с этим словом , что оно обозначает внимательно посмотрите видеоролик. Мультфильм о толерантности.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
Где проявляется толернтность?
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве.
Что вы увидели, какая ситуация была в мультфильме?
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Что же такое толерантность? ( ответы детей) Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки
Слайд как переводится толерантность на разных языках.
Какое вы выбрали? Мы все имеем право выбирать. Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
тимология понятия “толерантность.
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке“толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
Ведь мы с вами такие разные…
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность»
У вас на парте лежат ладошки. Вам нужно в середине написать свое имя, внизу написать качество, какой я, а вверху какие мы. Дети читают и прикрепляют на доску. З человека отважных садятся на стул мнений, а дети говорят им какие они. Мнения разные, значит, каждый имеет право на уважение к особенностям других людей.
Цветок толерантности. Каждый лепесток- это качество человека. Разрешите мне первой сделать лепесток и прикрепить его.
Дальше вам точно так же предстоит по предложенным ситуациям вывести секреты толерантности
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Задания для 1 группы
Без этого невозможно жить, этим нужно дорожить. Это такое качество, о котором сложены стихи и песни, и даже сняты мультфильмы. Даже Кот Леопольд в одноимённом мультфильме призывал всех к этому. Дружба
К нам в класс пришёл новенький. Он приехал из какой-то кавказской республики. Плохо говорит по-русски, а уж пишет – ничего не разобрать. Мы помогаем ему, объясняем, как можем, значение новых для него слов. Вместе разбираем домашние задания по русскому языку.
Задания для 2 группы.
Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как к этому относиться? Варианты ответа:
Осуждать эти поступки ученицы.
Считать, что это — личное дело Оксаны и не вмешиваться.
С пониманием относиться к проблеме Оксаны, постепенно побуждая её к учёбе. Понимание
Я недавно был по туристической путёвке в одной африканской стране. Там было много необычного для меня. Например, местные жители употребляли в пищу личинок насекомых, и им нравилась эта еда. Я морщился, говорил, что только отсталые дикари едят это. Это противно!!
Героям мультфильма не важно, кто такой Чебурашка, откуда он. Ему нужна помощь, и они готовы помочь. Милосердие
Задания для 3 группы
Вадим постоянно проявляет неуважение к другим, плохо относится к своим товарищам. Как быть? Варианты ответа:
Пытаться избегать общения с Вадимом.
Отвечать грубостью на грубость.
«Глотать» обиды. Чему нужно научиться Вадиму? Уважению
У нас в классе учится мальчик. У него нос картошкой лопоухий Мы его дразним, потешаемся над ним – надо же быть таким нескладным! ). Принятие другого таким, какой он есть
К нам приехали гости из других стран . Они живут по своим обычаям и традициям. Уважение прав других.
• Почему Дюймовочка не понравилась друзьям Жука? (У неё только две ножки, … Она не такая как все). Принятие другого таким, какой он есть
.
Всё приходит в своё время для тех, кто умеет ждать Терпение
Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
1. «В семье»
Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?
2. «В школе»
Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?
3. «На улице»
Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?
Доброе слово лечит, злое калечит.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе братство лучше богатства.
Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Дружно за мир стоять – войне не бывать
1-группа
Для дорогого друга ВОРОТА настежь.
Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.
Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.
2- группа
Только сильные УМЕЮТ прощать.
Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ, чем прощение просить.
Сильнее всех ПОБЕД - прощение.
3- группа зеленых
Доброе слово ЛЕЧИТ, злое калечит.
ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.
Доброе братство лучше БОГАТСТВА.
СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ СОСТРАДАНИЕ ? это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям. МИЛОСЕРДИЕ ? готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, сама помощь, вызванная такими чувствами. ПРОЩЕНИЕ ? отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. ТЕРПЕНИЕ ? способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо. ТЕРПИМОСТЬ ? способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. ТОЛЕРАНТНОСТЬ ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность — это неотъемлемая составляющая прав человека и мира.
Дети читают ситуацию ,выбирают принцип ,приклеивают и прикрепляют на доску.
2. Составляют пословицы, говорят о чем они.
3. Толерантный и нетолерантный приклеивают к солнышку и молнии. Прикрепляют на доску.
,
Перед вами предложения, вам необходимо закончить фразы.
Я - толерантный человек, потому что я
(терпимый и терпеливый);
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Цель нашего занятия вывести принципы ,на что основывается толерантность. Посмотрите на лепестки подумайте, пожалуйста, и приложите свою ладошку на тот лепесток, где у вас все получается. Мы ребята учимся всему целую жизнь . Это не признание того, что мы не умеем еще хорошо делать, это наш путь чему мы будем учиться.
Мы не можем жить друг без друга. Подойдите все ко мне станьте в круг положите правую руку на плечо, а левую протяните друг другу. Вот так и по жизни идите, подставляя плечо и протягивая руку. Учитесь дружить. И не забывайте про девиз: « Мы вместе».