Опыт работы педагогов дополнительного образования показывает, что обучение наиболее эффективно при вовлечении обучающихся в проектную деятельность, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата». Но для того, чтобы вовлечь ребенка в проектную деятельность у педагогов дополнительного образования возникла необходимость внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий (ИТ) и новых методов приобщения воспитанников к формированию информационной культуры в процессе реализации различных видов деятельности. Использование мультимедийного проектора, интерактивных досок позволяет педагогам более доступно преподнести визуальный материал, выносить на экран термины, таблицы, видеосюжеты, схемы, делает его интересным. Просмотр готовых обучающих компакт-дисков расширяет кругозор обучающихся, помогает наглядно соприкоснуться с миром науки и техники, искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вовлечение обучающихся в проектную деятельность»
Применение информационных технологий для реализации исследовательской деятельности обучающихся.
Опыт работы педагогов дополнительного образования показывает, что обучение наиболее эффективно при вовлечении обучающихся в проектную деятельность, в основе которой лежит схема «от идеи до конечного результата». Но для того, чтобы вовлечь ребенка в проектную деятельность у педагогов дополнительного образования возникла необходимость внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий (ИТ) и новых методов приобщения воспитанников к формированию информационной культуры в процессе реализации различных видов деятельности. Использование мультимедийного проектора, интерактивных досок позволяет педагогам более доступно преподнести визуальный материал, выносить на экран термины, таблицы, видеосюжеты, схемы, делает его интересным. Просмотр готовых обучающих компакт-дисков расширяет кругозор обучающихся, помогает наглядно соприкоснуться с миром науки и техники, искусства.
В объединении достаточно активно используются ИТ средства: электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, компьютерные тесты. Воспитанники объединения представляют свои творческие проекты в зависимости от возраста и уровня освоения знаний: - младшее школьное звено – разработка художественно-графических рисунков по выбранной тематике (экология, противопожарная безопасность, открытки к праздничным мероприятиям);
- среднее школьное звено – разработка презентаций, анимационных фильмов по самостоятельно выбранным темам; - старшие воспитанники - участвуют в разработке и защите программных продуктов на языках программирования, создают тематические клипы, социальные ролики, направленные на улучшение мира, электронные пособия, сайты, в которых они не только демонстрируют свои интеллектуальные продукты, но и предлагают их для обсуждения широкой публике.
Инновационные формы организации образовательного и воспитательного процесса с применением ИТ эффективно используются сегодня в объединениях начально-технического моделирования и объединениях спортивно-технической направленности, делая занятия неповторимыми, увлекательными. В объединении «начальное техническое моделирование» дети представляют свои поделки в сопровождении компьютерных презентаций, в которых содержится информация об истории создания поделок, технологии изготовления, используемых материалах. Так как в этом объединении занимаются дети младшего школьного звена, то приобщение к творческой деятельности осуществляется через игровые формы, через практическую деятельность осваиваются элементы творчества; дети проявляют способность создавать творческие продукты.
В объединении «робототехника» обучающиеся не только собирают роботов, составляют для них программы, но и демонстрируют свои презентации с участием роботов в различных выставках и соревнованиях, научно-практических конференциях.
В спортивно-техническом объединении воспитанники получают свой опыт не только в освоении своей дисциплины, но и при создании творческих проектов, где демонстрируются этапы изготовления моделей авиамодельного, судомодельного направления, используются технологии записи и показа фильмов с испытаниями моделей на тренировках и во время соревнований. Видеосъемка соревнований по техническим видам спорта позволяет увидеть ошибки воспитанников, обсудить их на занятиях, понять и со временем устранить, формирует правильное отношение на критические замечания педагога и сверстников, позволяет формировать адекватную самооценку. В этом объединении занимаются дети разных возрастов. В спортивных мероприятиях участвуют все воспитанники, а творческие проекты и разработки демонстрируют только те спортсмены, которые не только умеют управлять моделями, но и вносят свой вклад в усовершенствование техники, конструировании отдельных блоков и механизмов. Этот метод уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует большой объем умений и навыков:
план работы над проектом выстраивается с максимальной четкостью;
у детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих и успех всей команды зависит от каждого участника проекта;
обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового завершения;
у детей формируются важнейшие умения и навыки (исследовательские, презентационные, творческие, ораторские).
Свои творческие проекты обучающиеся защищают на городских, областных и российских выставках, научно-практических конференциях, где важно не только продемонстрировать свою модель, но и с помощью ИТ показать этапы изготовления данной модели, ее испытание (апробирование), отличия от существующих прототипов.
Приобщение учеников к проектному методу обучения, связанному с изучением информационных технологий способствует формированию исследовательских и прикладных знаний, связанных с жизнью в обществе, обеспечивает мотивацию детей и подростков в выборе в будущем инженерно-технических специальностей.