А давайте вместе вспомним , как всё начиналось. Итак- 1 сентября 2016 года.
II. Песня «Теперь мы первоклашки»
(во время исполнения песни демонстрируется презентация с фотографиями детей в детском саду и школе).
«Теперь мы первоклашки»
1.Вот и осень пришла,
Собираться пора
В дом огромный, что школой зовётся.
Завершилась вчера
В детском саде игра.
Всё прошло и уже не вернётся.
Припев:
Серёжки и Наташки, теперь мы первоклашки,
И смотрим на приятелей вчерашних свысока.
Они остались в садике: Марины, Саши, Вадики.
Они ещё не слышали школьного звонка.
2.На уроках не спят,
Только ручки скрипят
Над тетрадкой по чистописанью.
Только пишем мы так:
Всё наперекосяк.
Ну, за что нам такие страданья!?
Припев.
3.Скоро будем мы знать,
Как читать и считать,
Как по химии опыты ставить.
Ведь учиться у вас
Мы пришли в первый класс.
С этим можно друг друга поздравить.
Ведь учиться у вас
Мы пришли в первый класс.
С этим можно друг друга поздравить.
Припев.
Учитель:
-Многие из вас, ребята, до прихода в школу, не умели читать. Давайте заглянем с вами к лесным зверюшкам и узнаем, а важно ли это умение?
III.Мини-сценка «Лиса, тетерев и зайчата»
Действующие лица: лиса, тетерев Терентий, двое зайчат.
Оборудование: макет дерева с дуплом, куст, плакат с надписью: «Зайцы! Здесь ходит лиса!»
(звучит музыка с голосами птиц)
(Тетерев сидит на дереве. Рядом висит плакат. Выбегают зайцы.)
ЗАЙЧАТА: Здравствуй, дядюшка Терентий!
ТЕРЕНТИЙ: Здравствуйте, зайчата! Что вы здесь делаете?
ЗАЙЧАТА: Играем.
ТЕРЕНТИЙ: А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
ЗАЙЧАТА: А мы читать не умеем. Мы не научились! Мы пока только иностранные языки изучаем!
ТЕРЕНТИЙ: И какие же вы иностранные языки изучаете?
1 ЗАЙЧОНОК: Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав!
2 ЗАЙЧОНОК: А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
ТЕРЕНТИЙ: Очень хорошо! Эти иностранные языки вам, может быть, очень пригодятся в жизни. Но все-таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы на этом плакате: «Зайцы! Здесь ходит лиса!»
(зайцы испуганно прижимаются друг к другу)
ТЕРЕНТИЙ: А вот и она сама, зайчата, прячьтесь в кусты.
(зайцы прячутся за куст, появляется лиса, замечает плакат)
ЛИСА: Опять, Терентий, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие…
ТЕРЕНТИЙ: Нет, не видел.
ЛИСА: (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это? Посмотри, Терентий, тебе сверху всё видно…
ТЕРЕНТИЙ: Да, нет, там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.
ТЕРЕНТИЙ: Да и вы не растерялись, вовремя залаяли. Пригодились вам иностранные языки.
ЗАЙЧАТА: Конечно, но теперь мы еще и учиться читать начнем, Обязательно начнем. Теперь мы видим, что и уметь читать тоже очень важно. А давай побежим на праздник к ребятам, посмотрим, как они научились читать. Давай.
- До свидания, дядюшка Терентий.
ТЕРЕНТИЙ: До свидания, зайчата. Пожалуй, и я полечу на праздник.
(звучит музыка «Чему учат в школе», со сцены убирают декорации)
IV.Сценка «Школа»
Учитель:
Я возьму вот эти буквы
И из них сложу я слово
Вот уже и всё готово!
(Складывает слово «школа»)
Эй, Бельчонок, посмотри,
Что написано, прочти!
Бельчонок:
Хоть я маленький бельчонок
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое «орех»
Лисёнок:
Каждый братец мой лисёнок
Слово вкусное такое
Прочитает без ошибки
Ну, конечно, это «рыбка»
Медвежонок:
Ха-ха-ха! Аж смех берёт!
Где тут рыбка? Это - «мёд»
Учитель:
Успокойтесь! Успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите,
Слово правильно прочтите.
Дети:
Школа.
Учитель:Зверята доказали нам, что умение читать очень важно.
V.Выступление Буратино, Мальвины и Азбуки
(Вбегает Буратино.)
Буратино: - Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: - Научились!
Буратино: - Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
(Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина: - Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети:Азбука!
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
(Приходит Азбука.)
Азбука:
- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Только в школу вы пришли,
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я , друзья , за вас!
Учитель: - Ребята, Азбука научила нас самому главному - грамоте. Без неё невозможно познать ни одну науку.
Мальвина: Спасибо тебе, Азбука.
Буратино: Давайте, ребята, споём для азбуки песню.
Ученики поют песню «Дружба с букварём»
(автор Гульнара Азаматова-Бас )
1.Радуются дети, мамы и отцы, Потому что вместе все мы молодцы! В школу нас водили видно вы не зря , С буквами сдружились мы из букваря.
Припев: Буквы разные от А до Я Наши лучшие теперь друзья . Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
2.Мне не нужно к маме больше приставать , Сможем мы и сами книжку прочитать, Потому что мчались в школу мы не зря , Буквы изучали мы из букваря.
Припев:
3.Радуются дети, мамы и отцы, Потому что вместе все мы молодцы! И любую трудность мы переживем , Победила дружба, дружба с букварем!
Припев:
Азбука:А сейчас начнём парад букв.
Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я!
Ученица:
Буквы - значки, как бойцы на парад
В чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё - алфавит.
Диалог Азбуки и детей:
-Гласные!
-Здесь!
-Согласные!
-Здесь!
-Буквы, которые не обозначают звуков!
-Здесь!
VI. Дети читают стихи о буквах и демонстрируют иллюстрации
А , как лесенка ,стоит
Перед входом в алфавит.
Буква Б проснётся рано…
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров!
Богатырь Борис Бобров!
Видишь: девочка Алёна
Держит трубку телефона.
Трубка телефонная-
Буква В огромная,
Может слушать и молчать,
На вопросы отвечать.
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
Д - это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Ева гребнем причесалась-
В нём три зубчика осталось.
Е и Ё - родные сёстры.
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Точно в лесенке гвоздочки.
Жук летает над лужком-
Он устал ходить пешком.
Буква З – замок висячий.
Ищем ключик ей в придачу.
Буква И наискосок
Подвязала поясок.
Ты ей шляпку подари-
Станет краткой буква И.
Сигнальщик держит два флажка,
С флажками он, как буква К.
Клоун с бантом стал гигантом,
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули,
Увидали букву Л.
Взялись за руки друзья
И сказали : «Ты да я-
Это мы». А между тем
Получилась буква М!
Н – натянутая сетка,
Сетку стойки держат крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.
Буква О - луна и солнце,
И бочонок , и оконце,
И часы, и колесо…
И это, кажется, не всё!
П – подходящие ворота-
Проходи кому охота.
Буква Р - на мачте парус-
Выгибается дугой.
И летит, небес касаясь,
Над зелёною волной.
Села мышка в уголок-
Съела бублика кусок.
Т - антенна, выше крыши.
Всё увидит, всё услышит.
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
У дубочка - два сучочка.
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Х всё ходит, ходит, ходит…
Места, что ли, не находит?
Буква Ц – смотрите сами,
Как скамейка вверх ногами.
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Буква Ш наверняка
Вилка, но без черенка.
Щётка Щ поможет вам
Чистить зубы по утрам.
Как мы пишем твёрдый знак?
Твёрдый знак мы пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
Смешно мальчишкам и девчонкам.
Проходят мимо толстый с тонким.
Они идут, не понимают,
Что букву Ы напоминают.
(Ь) Дверь закрылась! Ай-ай-ай!
Вот он ключик! Открывай!
Рот разинув до ушей,
Буква Э сказала: «Эй!»
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась… буква Ю.
Я сказала про себя:
-Хоккеист известный я,
Шайба точно в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!
VII. Сценка «На уроке»
Ученики :
1.Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, И учитель учит нас
2.Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
3.Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.
4.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
5.Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. МА и ША ( А вместе: МАША!) К нам явились на урок.
6.Если слоги встанут рядом, Получаются слова. ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, всего: СОВА.
7.Соединили мы два слова,
И предложение готово!
Дождь идёт. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
8.Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
9. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
10.Ты эти буквы заучи - Их три десятка с лишком, Но для тебя они – ключи, Ко всем чудесным книжкам.
11.В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку.
12.Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами!
Подружились сказки с нами.
Учитель:
Буквы дружные у нас,
И пусть споют теперь для вас.
Дети исполняют песню «Учиться надо весело»
I.В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Припев:
И песенка, и песенка в дороге пригодится.
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.
II.По лесенке знаний вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины.
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны.
Припев:
VIII. Игра «Школьники строят слова»
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Школьники строят слова».
Слушаем загадки , а отгадки строим из « живых» букв.
1.На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (Глобус)
2.Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться. (Книга)
3.Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят (Буквы).
4.Если сломан карандаш –
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу –
Быстро, остро наточу. (Точилка)
5.Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (резинка или стёрка)
6.Я люблю прямоту,
Я самая прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. ( линейка)
7.В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот Заяц? (мел)
8.Стоит веселый светлый дом
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
9.В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, ластики, точилки,
Что угодно для души. (пенал)
10.Новый дом несу в руке.
Двери дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом. (портфель)
IX. Дети исполняют частушки.
1.Мы, ребята-семилетки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своём любимом классе
Замечательно живём.
2.Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
3.Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
4.Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!
5.Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом "проглочу"!
6.Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
7.С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут-
Уважаю с детства труд.
8.Не печалься, Азбука,
Лучше нету книжки,
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
9.Все науки одолеем,
Всё у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
10. Мы ребята - семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем
На «4» и на «5».
X. Мини-диалоги с уроков.
1.Учитель:
-Дети, придумайте предложение со словом (показывает карточку) уха́.
Алёша:
-У Маши на голове два у́ха.
Учитель:
-Да не про уши речь, посмотри на ударение, а про рыбный суп - уху!
-Де́вочка. Ударение падает на слог де, на гласную е.
3. Учитель:
-Составьте предложение из данных слов: крутой, с, катался , горы, малыш.
Алёна:
-Малыш катался с крутой горы.
Учитель:
-Молодец, Алёна. А ты, Алёша, какое предложение составил?
Алёша:
-Крутой малыш катался с горы.
Учитель:
-Да, ну и молодёжь пошла…
XI. Дети читают стихи
1 ученик:
Без азбуки, без азбуки,
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что азбука
На белом свете есть!
И у меня есть азбука:
Могу её прочесть!
2 ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Азбука:
Среди общего веселья,
Мне немного грустно стало.
Вместе с вами провела
Дней хороших я немало.
Мы читали, мы писали,
Мы учились дружно.
Но другие ждут меня,
Уходить мне нужно.
Не грустите, веселитесь
Вместе, милые друзья,
На «отлично», лишь учитесь
С вами же прощаюсь я.
3 ученик:
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит тех,
Кто в первый класс придёт.
XII.Дети исполняют песню
1.Мой букварь, мой друг надёжный, Расстаёмся мы теперь. В новый мир большой и сложный, Для меня открыл ты дверь.
Припев:
Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём.
2.Много радостных событий Ты мне щедро подарил. К миру радостных открытий Ты ступенькой послужил.
Припев
3.Раскрывал тебя , как чудо, Наступил прощанья срок. Никогда я не забуду Первый твой большой урок.
XIII.Поздравление
Учитель: -Молодцы, первоклассники!
Вы Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Вручение удостоверений «Азбуку прочёл»
Учитель:- В народе говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Я поздравляю Вас, дорогие ребята, с первой школьной победой – окончанием азбуки. Желаю вам дальнейших успехов в учении.
Буратино:- Ребята, мы тоже поздравляем вас с праздником. А нам пора возвращаться в сказку. Жду, не дождусь, когда Мальвина научит меня хорошо читать и красиво писать.
Мальвина:
- Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться,
И Азбуку не забывать!
-До свидания, ребята! Успехов в учёбе вам!
Учитель: - Спасибо вам, сказочные герои, что пришли к нам на праздник. Мы вам всегда рады!