Занятие посвящено пословицам. Пословицы - бесценное наследие нашего народа.Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Красна речь пословицей"»
Красна речь пословицей
Цели:
– обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;
– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа
Ход занятия.
« Все великие люди, от Пушкина до Суворова
и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
Учитель. Сегодня наше занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. ( слайд)
Ученики
1. Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
2.Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.
3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.
4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.
5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи с трудом и бытом народа. Пословицы отображают жизнь народа той эпохи, когда создана эта пословица.
6. Существует много пословиц на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.
Учитель О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них. (чтение пословиц с доски).
- Так что же такое пословица? ( слайд)
Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:
« Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
- Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:
Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.
Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.
Учитель
Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц
1.Конкурс
«Закончи пословицу»
1 команда.
Труд человека кормит,( а лень портит).
Кто много говорит,( тот мало делает).
Повторенье – (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
2 команда.
Не спеши языком – (торопись делом).
Сделал дело – (гуляй смело).
Ученье-свет,( а неученье – тьма).
Куй железо, (пока горячо).
2 Конкурс
« Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».
( дети из мешка достают предметы)
Книга. (С книгой жить – век не тужить.)
Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)
Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)
Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)
Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)
3 Конкурс
«Магическая цифра».
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка. Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек». - Назовите пословицы, в которых встречается число 7:
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе. Тайна за семью печатями. Семеро с ложкой, а один с сошкой. Семь бед – один ответ. У семи нянек дитя без глазу. Семеро – не один, в обиду не дадим. Лук от семи недуг. Семь ворот, да все в огород.
4 конкурс
«Собери части пословицы».
– сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда
5 Конкурс
«Угадайка…»
- В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.( слайды)
Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы