Организационная информация |
Название команды | « |
Авторы образовательного мероприятия | |
Группа, количество человек | 4 класс, 20 человек |
Продолжительность мероприятия | 45 минут |
Методическая информация |
Тема мероприятия | «Если добрый ты -это хорошо!» Внеклассное мероприятие (может проводиться в рамках урока или в форме игры по станциям). |
Характеристика группы | Участники: группы учащихся одного возраста – учащиеся одного класса |
Цели мероприятия | Создать условия для сотрудничества в достижении осмысления учащимися понятий «доброта» и «милосердие». |
Задачи мероприятия | Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию. Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. Познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия | Знания о «доброте» и «милосердии», об их значении и проявлении в практической деятельности на разных уровнях взаимоотношений (в жизни человека, в коллективе, в семье, в обществе, в стране, в мире). |
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Понятия «доброта», «милосердие». |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия | Раздаточный материал: на цветных листах (количество цветов по количеству команд) маршрутные листы и эмблемы (символы добра и милосердия в виде смайликов), карточки с заданиями для каждого этапа, цветные стикеры, магнитная доска и магниты или двусторонний скотч, заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей, ножницы, клей. |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия |
Этап мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Универсальные учебные действия, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство/ инициация | 5 минут | Метод: знакомство. «Найди половинку». | Заимствованный, но адаптированный | Цель: создать атмосферу дружелюбия и симпатии, выработать чувство команды, обеспечить концентрацию на начало урока, повысить интерес к занятию, внимание учащихся. Проведение. 1. Выступление команд: девиз, приветствие. 2. Учитель приглашает 5 учеников из класса (по количеству команд) или представителей (капитанов) от каждой команды. Они получают карточки с началом пословиц о доброте и милосердии. Карточки с окончанием пословиц раздаются остальным участникам команд. Учащиеся восстанавливают текст пословиц, найдя вторую половину. Каждая команда зачитывает свои пословицы. Кто помогает людям, у того -------------------------------------------------------------- и свои желания сбываются. | Не суди по силе рук, а суди --------------------------------------------------------------- по силе сердца. | Не одежда красит человека, ---------------------------------------------------------------- а его добрые дела | “Доброе слово человеку, -------------------------------------------------------------- что дождь в засуху”, | Добро делаем — добро и снится, а худо — --------------------------------------------------------------- худо и снится. | | Ведущий (модератор) приветствует участников и предлагает выбрать символ для формирования команд (ДОБРО)- разрезанные буквы этого слова, но хватит этих букв не всем, а только 4 участникам. На столах таблички с полученными буквами. Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее - Начнём скорей урок -какое ключевое слово у нас получилось? - В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: |На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. (С. Островой) -А вот эти 5 человек остались без букв. Так давайте им поможем! Помощник ведущего раздает командам задания. Ведущий (модератор) разъясняет задание: необходимо восстановить текст пословиц, найдя вторую половину. Участники команд зачитывают пословицы, сложившиеся в итоге. Таким образом сформированы команды по 5 человек. | Коммуникативная: участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Познавательная: смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение. | - Познавательная - Коммуникативная |
Целеполагание или погружение в тему | Время проведения: 10 минут. | Метод: целеполагание: «Тайна слова». | Заимствованный, но адаптированный | Цель: создать условия для осознания учащимися значимости темы, предложенной для изучения, конкретизировать сущность доброты - понятие «милосердие». Проведение. Вы удивитесь, поискав слово «доброта» в словарях и в Интернете. Толкование этого слова небогато: «способный делать добро», «хороший», «нравственный». В старину чаще использовалось слово «МИЛОСЕРДИЕ» «Доброта» невозможна без «милосердия». Что же означает это слово «милосердие»? Командам раздаются карточки с заданием: придумать вопросы, которые помогут разгадать тайну слова «МИЛОСЕРДИЕ»: Кто.................................................................... ........................................................? | Что …………………………………………… …………………………………...? | Где …………………………………… ……………………………………………? | Когда …………………………………………… ……………………………...….? | Почему …………………………………… …………………………...…………..? | Команды зачитывают свои вопросы, на которые мы попытаемся ответить. | Ведущий (модератор) разъясняет задание. В конце этапа он сообщает информацию о толковании слова «милосердие» в словарях и энциклопедиях: МИЛОСЕРДИЕ —сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. dic.academic.ru › Философская энциклопедия МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п. dic.academic.ru › БЭС МИЛОСЕ́РДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия. Толковый словарь Ушакова МИЛОСЕ́РДИЕ -я; ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Большой толковый словарь русского языка. Синонимы: благосердие, благостыня, благость, благоутробие, гуманность, жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность, тчивость. Антонимы: жестокость | Познавательная: развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения. Коммуникативная: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками | Информационная: поиск и выделение необходимой информации; осуществление структурирования знаний; умение производить анализ, синтез, сравнение, обобщение. Социальная - освоение основных социальных норм и правил. |
Формирование ожиданий/образовательных эффектов | Время проведения: 5 минут. | Метод ожидания/опасения: «Розы и шипы». | Заимствованный, но адаптированный | Цель: создать условия для формирования ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора, для развития самосознания и готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию. Проведение. Участники самостоятельно формулируют свои ожидания опасения от предстоящей игры по теме «Если добрый ты -это хорошо!» и знакомят с ними остальных участников. Каждая команда получает 2 листа и стикеры двух цветов: зеленые - в форме «шипа» (треугольник) и розовые - в форме «лепестка розы». В центре – изображение эмблемы команды (можно прикрепить скотчем). На листе №1 участники каждой команды вокруг эмблемы прикрепляют «лепестки розы» с личными мнениями об ожиданиях, связанных с игрой, а на листе №2 участники каждой команды вокруг эмблемы прикрепляют «шипы» с личными мнениями об опасениях, связанных с игрой. (Мнение необходимо сформулировать в краткой форме). Капитаны прикрепляют листы к магнитной доске и вкратце озвучивают обобщенное мнение команды. | Ведущий (модератор) предлагает участникам заполнить оригинальную форму – вопросник, состоящую из двух листов бумаги с эмблемой команды в центре и цветных стикеров: зеленые - в форме «шипа» (треугольник) и розовые в форме «лепестка розы». На «лепестках розы» предлагается записать личные мнения об ожиданиях, связанных с игрой, а на «шипах»- об опасениях. Готовые детали нужно разместить на двух листах: на листе №1 участники каждой команды вокруг эмблемы прикрепляют «лепестки розы» с личными мнениями об ожиданиях, связанных с игрой, а на листе №2 участники каждой команды вокруг эмблемы прикрепляют «шипы» с личными мнениями об опасениях, связанных с игрой. Выполненные задания представители команд прикрепляют к доске и обобщают мнение команды об ожиданиях и опасениях. | Информационная: самостоятельно анализировать необходимую информацию. умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание. Познавательная: прогнозирование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативная: волевая саморегуляция умение вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Социальная: готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, | Информационная: Познавательная: Коммуникативная |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | Время проведения: 10 минут. | Метод: «Творить добро» | Авторский | Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. Презентация «Творить добро» | Учитель проводит интерактивную лекцию с использованием презентации ( см. приложение 1 и приложение 2) | Информационная установление связей и отношений в любой области знания. Познавательная развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения. Коммуникативная умение участвовать в коллективном обсуждении проблем. Социальная формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. | Информационная Познавательная Коммуникативная Социальная |
Проработка содержания темы обучающимися | Время проведения: 10 минут. | Метод: «Слово и дело» | Заимствованный, но адаптированный | Цель: формировать гражданские ценности у учащихся, активную гражданскую позицию, развить умение участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, слушать мнение других Проведение: Команды получают карточки с заданием. Каждая команда должна заполнить таблицу, в которой указаны различные уровни взаимоотношений. Командам необходимо привести примеры: кто и как своими делами и поступками приносит в жизнь добро? Как или в чем именно проявляется милосердие (в каких поступках, делах, мероприятиях) на разных уровнях взаимодействия. Взаимо- отношения | Кто может проявить доброту и милосердие? | Каким образом? | | Человек → Человек | | | | Человек___ Семья | | | | Человек→ Природа | | | | Человек→ Общество | | | | Общество → Человек | | | | | Взаимо- ошения | Кто может проявить доброту и милосердие? | Каким образом? | | Ведущий (модератор) разъясняет задание: заполните таблицу, в которой указаны различные уровни взаимоотношений. Командам необходимо привести примеры: Кто и как своими делами и поступками приносит в жизнь добро? Как или в чем именно проявляется милосердие (в каких поступках, делах, мероприятиях) на разных уровнях взаимодействия. Выполненные задания представители команд прикрепляют к доске и комментируют. | Познавательная развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения. Коммуникативная умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Информационная установление связей и отношений в любой области знания. | Познавательная Коммуникативная Информационная |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Разминка | Время проведения: 5 минут. | Метод: «Возьмемся за руки, друзья» | авторский | Цель: создать условия для развития самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности. Проведение. Исполняется песня с движениями «Друзья» (гр. «Барбарики») | Какими словами в этой песне раскрывается лексическое значение слова «ДОБРО» | Познавательная развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения. Коммуникативная умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Познавательная Коммуникативная |
Подведение итогов | Рефлексия. | Время проведения: 10 минут. | Метод: «… и вырастет сад». | Цель: формирование способности к самоорганизации в решении проблемной ситуации, умения соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности. Проведение. Учащиеся делятся своим опытом или вкладом, который они внесли и могут внести в повседневную жизнь Коллективное составление аппликации. На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. | Ведущий (модератор) разъясняет задание: -Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов). -Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. -Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. -Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают). «Пожелание». Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь, Не забывай творить добро, пока живёшь! Всё, с чистого листа, не перепишешь. Со временем, ты это всё поймёшь. Жизнь невозможно повторить сначала, Ушедших близких тоже не вернуть... И, как бы жизнь не била, не качала, Пройди достойно этой жизни путь! Люби людей, и будешь ты любимым, Всегда прощай, и будешь сам прощён, Ведь жизни срок летит неумолимо! И, добрым словом будешь ты польщён! Идти старайся в ногу вместе с веком, Не спотыкайся, на ногах держись. Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ, В круговороте, под названием "Жизнь"! (Зинаида Мостовая) | Информационная: самостоятельно анализировать и отбирать необходимую информацию. умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание. Познавательная развитие творческого мышления, продуктивного воображения действия моделирования, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативная сознательная ориентация учащихся на позицию других людей. Социальная: освоение основных социальных ролей, норм и правил; критичность к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям. | Информационная: Познавательная Коммуникативная Социальная |
Домашнее задание (если предполагается) | | | Метод: « Творческая мастерская » | Цель: создать условия для осуществления проектной деятельности. По желанию собирать сведения по какому-либо направлению изучения темы «Доброта и милосердие» (в жизни человека, в семье, в обществе, в стране, в мире). По желанию предлагается принять участие в работе над проектами по теме «Милосердие». Выбрать интересующую вас тему и написать (создать) творческие работы: поделки, рисунки, сочинения, фоторепортажи, презентации, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
| Игра может служить стартовым мероприятием проекта «Милосердие». Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы «Доброта и милосердие» (в жизни человека, в семье, в обществе, в стране, в мире). По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (творческие работы: поделки, рисунки, сочинения, фоторепортажи, презентации, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. | Информационная - способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Познавательная - владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Коммуникативная владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Социальная - развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение основных социальных норм и правил. | Информационная Познавательная Коммуникативная Социальная |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для выполнения целей и задач образовательного мероприятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания мероприятия); | «Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности». (ФГОС второго поколения) «"Если добрый ты -это хорошо!» - игровая форма внеклассного мероприятия, имеющего социальное и творческое направление. Дети любят играть, и в процессе игры становится очевидно, что тема «урока» задевает их за живое: вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности. Детей волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с учащимися о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы ориентиром в жизни, решая проблему ее смысла. Урок в игровой форме позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию общих учебных умений (универсальных учебных действий), обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания в межличностных отношениях и в учебной деятельности. Для урока характерна направленность на достижение конкретных воспитательных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом, в определенной степени неповторимость и уникальность. |
Анализ возможностей реализации принципов современного образования через ОМ, построенное по технологии АМО (компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, принципов здоровьесбережения и духовно-нравственного развития). | Применение активных методов обучения позволило реализовать учащимся свои творческие способности; разные виды деятельности в группе единомышленников способствовали свободному самовыражению мнений каждого участника, а связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечили эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений о важнейших духовных ценностях, как «доброта и милосердие» Применение технологии АМО в образовательном процессе позволяют: - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; - обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; - воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. |
Анализ и оценка модератором мероприятия построенного на основе технологии АМО - какие новые основные и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО. | |
Методическая ценность мероприятия | Запланированные цели и задачи внеклассного мероприятия выполнены и может быть использовано в практике учителей с соответствующими корректировками. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Проект урока разработан с использованием технологии АМО (активных методов обучения). Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point. Приложение содержит образцы раздаточного материала и презентацию . "Если добрый ты -это хорошо!» авторская методическая разработка | | Раздаточный материал к игре | | Презентация к игре " Если добрый ты -это хорошо!» | | Презентация " Если добрый ты -это хорошо! (методика проведения) | | |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
| - Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http://standart.edu.ru/
Источник: http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет" http://slovari.yandex.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary http://www.patriarchia.ru/ s-f-k.forum2x2.ru›t1333-topic |
Примечания авторов
| |