| 2. Актуализация знаний. | Загадка. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушёл. У него румяный бок Кто же это? 
 -) Что хотели сделать с колобком все герои русской народной сказки? 
 -) Почему они хотели съесть колобка? 
 
 
 -) Из чего был сделан колобок? 
 -) Что ещё делают из муки? | 
 
 
 
 
 Хоровой ответ: КОЛОБОК 
 - Съесть. 
 
 - Вкусный. - Румяный. - Ароматный. 
 
 - Из муки. 
 -Булки -Печенье, пряники. -Сушки, баранки и т.д. | 
 
 
 
 
 Синтез признаков 
 
 
 
 
 Умение выдвигать версии. 
 
 
 
 
 Самореализация |   
 
 
 
 Познаватель-ные 
 
 
 
 Познаватель-ные 
 
 
 
 
 Личностные | 
 Слайд 2: (загадка, колобок) 
 
 
 
 Слайд 3:  (герои сказки «Колобок») | 
  | 3. Самоопределение к деятельности. | -) Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на занятии? 
 
 Сегодня мы узнаем как рождается хлеб. 
 -) О чём бы вы хотели ещё узнать? 
 
 
 На эти вопросы постараемся сегодня ответить.   Стихотворение | - О хлебе. - О булке. - О муке. - Как пекут хлеб. 
 
 
 - Как хлеб пришёл к нам на стол. - О профессиях людей, которые выращивают хлеб. 
 Стихотворение (читает ученик): Слава миру на земле. Слава хлебу на столе. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. | Выдвижение версий. Самореализация. 
 
 
 
 Целеполагание. 
 
 
 
 
 Самореализация. | Познаватель-ные, личностные. 
 
 
 
 Регулятивные. 
 
 
 
 
 Личностные. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заранее подготовлен- ный ученик читает стихотворение. | 
  | 4. Практическая работа. | -) Назовите, что лежит у вас на столе? 
 - В группах составьте цепочку, как получилась булочка? 
 Я тоже составила цепочку. Цепочка: зерно-мука- тесто- булка 
 -) У кого такая же цепочка? Поднимите руки. -) У кого другая? 
 -) Чем ваша цепочка отличается от моей? 
 -) Все ли согласны? 
 -) Какое растение надо вырастить, чтобы испечь хлеб? | - Мука, булочка, тесто, гербарий колоса. 
 Составление цепочки. 
 
 
 
 
 Сигнал (поднимают руки). Сигнал   
 - У нас предметы, у вас слова. 
 Доказывают правильность выбора. - Пшеницу, рожь. | 
 
 
 Сотрудничество в группе, планирование и организация действий. 
 Контроль. 
 
 
 Коррекция. | 
 
 Коммуникативные, регулятивные. 
 
 
 
 
 
 
 
 Регулятивные. | Мука, тесто, булочка, гербарий колоса пшеницы и ржи. 
 Слайд 4: (зерно -мука - тесто - булочка). | 
  | 5. Работа по теме. 
 Работа на интерактивной доске. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Словарная работа. 
 
 
 
 
 
 Словарная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Словарная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Словарная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Это интересно! 
 
 
 
 
 | - Рассмотрите картинки. -) Какое задание вы могли бы предложить выполнить другой группе? 
 -) Как думаете, какая картинка должна быть первая? 
 -) Чем пашут землю? 
 -)Кто знает, как пахали землю в старину? 
 -)Какая картинка следующая? 
 -) Для чего проводят боронование? Боронование - предохраняет почву от высыхания, выравнивает поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. 
 
 -) Чем боронят землю? Борона – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы. 
 Подготовили почву. -) Что будем делать дальше? 
 Для посева зерна есть специальная машина. -) Кто знает как она называется? Сеялка- сельскохозяйственная машина для равномерного посева семян в почву. 
 -) Как сеяли хлеб раньше? 
 -) Какая картинка будет следующая? 
 -) Какие машины придут на помощь человеку? 
 -) Как убирали урожай, когда не было комбайнов? 
 -) Что происходит дальше? 
 -) Куда увозят зерно? Элеватор- сооружение для хранения зерна. 
 -) Что происходит дальше? -) Вспомним, из чего пекут хлеб? 
 А мы видим готовые булочки. -) Какая картинка отсутствует? 
 -) Где из зерна делают муку? У нас такой завод находится в городе Кондопога. 
 -) А в старину как мололи муку? 
 Для выпечки 1 батона требуется 10 тысяч зёрен. -) Какая картинка будет последней? 
 В городе Петрозаводске есть два больших предприятия для выпечки хлебобулочных изделий: хлебозавод и хлебокомбинат. В городе Пудоже, откуда нам с вами привозят хлеб тоже есть хлебозавод. | Формулировка задания: (расставить картинки по порядку, назвать с/х машины). 
 - Вспахать землю. 
 
 - Трактором с плугом. 
 -На лошади. 
 
 - Боронование. 
 - Предохраняет почву от высыхания, выравнивает поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. - Бороной. 
 
 
 
 - Сеять зерно. 
 
 
 - Сеялка. 
 
 
 
 - Люди шли по полю и бросали зерно. - Уборка зерна. 
 - Комбайны. 
 
 - Жали серпом. 
 
 - Машины везут зерно. 
 - На элеватор. 
 
 
 (Ответы детей.) - Из муки. 
 
 - Как мелют муку. 
 - На мукомольном заводе. 
 
 - На мельнице. 
 
 
 - Из муки испекли хлеб. | 
 Формулировка задания. 
 
 Выявление закономерности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выдвижение версий. 
 
 
 
 
 
 Сотрудничество в группах. Умение слушать и слышать. | 
 Познаватель-ные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познаватель-ные. 
 
 
 
 
 Познаватель-ные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познаватель-ные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Коммуникатив ные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познаватель-ные. 
 | 
 
 
 
 
 Слайд 5: (трактор с плугом пашет поле). 
 Слайд 6: (лошадь с плугом). 
 Слайд 7: (трактор с бороной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 8: (трактор с сеялкой). 
 
 
 
 Слайд 9: ( так сеяли раньше). 
 
 Слайд 10: (уборка урожая комбайном). Слайд 11: (так убирали хлеб раньше). Слайд 12: (машины везут зерно). Слайд 13: элеватор). 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 14: (мукомольный завод). 
 Слайд 15: (мельница). Слайд 16: (это интересно).  Слайд 17: (хлебобулоч-  ные изделия на столе). | 
  | 7. Первичное закрепление. | Вернёмся к составленной цепочке «Как хлеб на стол пришёл». 
 -) Назовите машины и орудия труда, которые помогли людям вырастить хлеб? 
 
 
 -) Людям каких профессий мы должны сказать « СПАСИБО» за их труд? | 
 
 
 - Трактор. - Плуг. - Сеялка. -Борона. - Комбайн. - Грузовик (ЗИЛ, ВАЗ). - Тракторист. - Комбайнёр. - Шофёр (водитель). - Пекарь. - Грузчик. -Продавец. - Агроном. - Фасовщик. | 
 
 
 Сравнение, обобщение. 
 
 
 
 Выдвижение версий. | 
 
 
 Познаватель-ные. 
 
 
 
 Познаватель- ные. | 
 
 
 Напечатаны названия машин и орудий труда. 
 
 Напечатаны названия профессий. 
 
 Слайд 18: (стих-ние) 
 | 
  | 8. Обобщение. 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с пословицами. | Столько людей трудилось, чтобы хлеб всегда был на нашем столе. -) Как мы должны относиться к хлебу? 
 О хлебе придумано много пословиц и поговорок, загадок, прибауток, частушек, считалок.   
 Откройте конверты. - Слова рассыпались. Попробуйте составить пословицу и объяснить как её понимаете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Проверка: прочитать пословицу, объяснить её. 
 
 
 
 
 
 
 -) Какие маленькие открытия вы сделали для себя на этом занятии? | 
 
 - Бережно. - Не бросаться и т.д. 
 
 
 
 
 Пословицы:  Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.Плох обед, коли хлеба нет.Пот на спине – так и хлеб на столе.Работай до поту, поешь хлеба в охоту.Какова земля, таков и хлеб.Поезжай на день, а бери хлеба на неделю. 
 
 Ответы учащихся. | 
 
 Позиция учащихся. 
 
 
 
 
 
 Сотрудничество в группе. Учет чужой позиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самореализация. |   
 Личностные. 
 
 
 
 
 
 Коммуникатив ные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные. 
 | 
 
  Слайд 19: (правила обращения с хлебом). Слайд 20: (устное народное творчество). 
 Слайд 21-22: (пословицы). |