Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.
В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.
И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "День птиц!"»
«День птиц»
(внеклассное мероприятие)
МБУ «Школа № 70» г. Тольятти
Корнилова Любовь Сергеевна
Пояснительная записка
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.
Цели данного мероприятия:
- экологическое воспитание обучающихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний эрудиции;
- видеть взаимосвязь человека с природой.
Задачи:
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;
- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;
- развивать наблюдательность детей.
Оборудование:
карточки с изображением птиц; выставка рисунков, аппликаций; кормушки, изготовленные из вторсырья; корм для птиц.
В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.
И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры : 1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности; 2) взаимосвязь с окружающим миром; 3)удовлетворение результатами своего труда.
Цели :1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;
2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;
3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
4)расширять представления о природоохранной деятельности ;
5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.
Ход занятия
I.Вступительная часть
Учитель:
Не нужны ни слова, ни дела,
Чтоб приятное ждать от кого-то,
Полный ласки, добра и тепла
Мир свой дивный открыла природа.
Всё даёт она щедрой рукой,
И за это не надо ей плата,
На душе от общенья покой,
Так чудесно, что лучше не надо.
Лес и луг, речка, золото ржи,
Солнца луч в голубом небе ясный,
Всё имеет для счастья души
Удивительный мир и прекрасный.
Дети читают стихи:
1.Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
2. Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
3. Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
4. Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
5. Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Учитель. Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
- Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь
2 Пословицы и поговорки о птицах русского народа
Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
Журавль летает высоко, да видит далеко.
Орел хоть и страшен, но остается птицей.
Не учи орла летать, а соловья петь.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не нужна соловью золотая клетка,
Лучше зеленая ветка.
Соловей с вороной в одном лесу живут,
Да по-разному песни поют.
3. Загадки
Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей:
Что за птичка? (Соловей)
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят... (грачи)
Очень трудная работа -
О семье весной забота -
Строить в доме этажи!
Кто строители? (Стрижи)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Рано выпорхнув спросонок,
Кто поет нам? (Жаворонок)
Кто в лесу у нас гадает,
Про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь -
Сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (кукушка)
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Задавака и пижон,
Своим хвостом гордится он,
Распустит перья для смотрин,
А как зовут его? (Павлин)
Учитель. А сейчас мы проведем с вами викторину.
4. Викторина
1. Какая птица ест, пьет, спит на лету? (Стриж обыкновенный)
2. Какие птицы размножаются на льду? (Пингвины)
3. У какой птицы при беге на полной скорости каждый шаг может равняться семи метрам? (У африканского страуса)
4. У какой современной птицы самый большой размах крыльев? (У альбатроса)
5. Какая птичка чаще других машет крыльями? (Колибри)
6. Какие хищные птицы — самые зоркие и способны разглядеть голубя на расстоянии восьми километров? (Сапсаны)
7. Какая птица получила свое название за большой зоб, увеличивающий в размерах ее горло? (Горлица)
8. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он, как будто, сжат, сдавлен. За форму своего клюва, похожего на инструмент, и получила эта птичка свое название. Какое? (Клест)
9. Название какой болотной птицы произошло от древнего русского глагола, обозначавшего «медленно передвигаться»? («Цапля»)
10. Название какой птички говорит о том, что она подрагивает одной частью своего тела? (Трясогузка)
11. Какая священная птица, согласно древней легенде, могла возрождаться из пепла, почему и стала символом бессмертия? (Феникс)
12. У какого попугая есть хохолок? (У какаду)
13. Прилет каких птиц мы считаем началом весны? (Прилет грачей)
14. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка)
15. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
16. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок)
17. Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга)
18. Назовите птицу розового цвета, о которой в песне поется, что это «дитя заката». (Розовый фламинго)
19. Какая птица на Руси символизирует супружескую верность? (Лебедь. Так как пара лебедей, встретившись однажды, живет вместе всю жизнь)
20. Какая птица «обрегает семейный очаг», служит символом семейного благополучия и заботится о том, чтобы в семье прибавлялось потомство? (Аист)
21. Какая птица ударом ноги может убить человека? (Страус)
5. Мифы и легенды:
Королек У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть- чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.
Аисты - иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра... Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо... Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
Совы Когда птицы имеют что- то необычное в своем происхождении или повадках, то по этому поводу часто возникают суеверные суждения. Сова имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц. Вот почему она обросла всевозможными легендами. Знаете ли вы, что в древние времена она считалась птицей, приносящей несчастье? Римляне так сильно ненавидели сову, что, увидев и поймав ее в городе в дневные часы, сжигали, а пепел публично бросали в Тибр! Однако в Англии и других местах ее часто называли «мудрой старой совой».
Сорока В окрестностях Кроссена есть поверье, что в сороку нельзя стрелять, это приносит несчастье.
6.Практическая часть.
Подведение итогов «Лучшая кормушка»
Дети вместе с классным руководителем выходят в школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.
Ученики читают стихи, рассказы собственного сочинения о птицах, отрывки из «Жалобной книги природы».