Цели: провести познавательный разговор о тактичности; формировать нравственные знания:
умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим людям;
развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
Оборудование:
магнитофон, записи песен «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживём», детские сочинения на тему: «День добрых дел», изображение солнца, мальчика и девочки, дидактический материал.
Ход классного часа:
1.Организационный момент
Здравствуйте, ты скажешь человеку,
Здравствуй, улыбнётся он в ответ,
И наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
2.А сейчас - песня.
Звучит музыка. Дети исполняют песню «Если добрый ты»
3.Сообщение темы и целей классного часа.
Все сели, успокоились и мысленно настроились на серьёзный разговор. Ребята посмотрите на доску. Назовите тему классного часа. (дети читают на доске)
Да, тема нашего занятия не совсем обычна. Сегодня мы поведём разговор о шестом чувстве человека, узнаем как называется оно, будем учиться сопереживать, сочувствовать, учиться помогать другим людям.
4.Вступительное слово учителя. Ребята! В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Прослушайте стихотворение Николаенко «Доброта».
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
5.На доске записаны слова: красят дела добрые человека
Составьте из этих слов пословицу.
Прочитайте пословицу («Добрые дела красят человека»)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.
Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.А какие добрые поступки совершили вы? (дети называют)
6.Вы писали сочинение на тему: «День добрых дел». Лучшими сочинениями были признаны сочинения: ….
А сейчас прослушаем ещё два сочинения ……. (дети читают сочинения) Вам понравились эти сочинения? Давайте громко поаплодируем авторам.
Какой вывод можно сделать по прослушанным сочинениям?
7.Вывод: Добрые дела красят человека.
8.Прослушайте стихотворение «Не стой в стороне равнодушно».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
У. Доброта – стремление человека дать счастье всем людям
9.Психологическая минутка отдыха.
Звучит спокойная музыка
Вы устали? Расслабьтесь! Садитесь удобнее, прикройте веки, мысленно окиньте себя изнутри взглядом. Представьте перед собой приятный уголок природы. Постарайтесь перенестись туда. Почувствуйте аромат цветов, шуршание травы. Лёгкий ветерок ласкает нам лицо. Растворитесь в отдыхе и покое. Отдохнули? Сейчас продолжим наш разговор
10.Мы вспомним народную мудрость о силе доброго слова.
Я начну, а вы продолжайте. Доброе слово, (что ясный день).
Недоброе слово (больней огня жжёт). Ласковым словом (и камень растопишь).
А ещё в старину люди говорили: «Уважен хочешь быть – умей других уважить».
Как вы думаете, о чём эта мудрость?
Д. Если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, уважали, сам должен других уважать.
У. О чём эта пословица?
«Разделённая радость – двойная радость,
разделённое горе – половина горя».
Д. Если тебе плохо, грустно, то становится лучше, если кто-то утешит и разделит грусть. Также и в радости.
У. Но всегда ли у каждого это получается: понимать состояние другого человека?
Послушайте и поразмышляйте над небольшими историями.
11.Анализ этических ситуаций.
Ситуация 1
За 5 минут до первого урока в класс зашла Оля. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. «Чего это ты плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», - подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала.
У. В чём была ошибка ребят?
Д. Нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось.
Ситуация 2
В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого Таниного попугая. «Ничего птичка, симпатичная, - сказала Ира, - но они долго не живут. У меня такая же была, только сдохла». Таня надулась, и Ира уже не смогла её развеселить.
У. Какую оплошность допустила Ира?
Д.Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример.
Ситуация 3.
Девочка обращается к подружке: «Ну у тебя и куртка! Я бы такую ни за что не надела!»
У.Как надо было сказать, если куртка действительно не нравится?
Д. «Ты знаешь, я думаю, этот цвет тебе не совсем подходит»
У.Вывод. У всех героев есть все 5 чувств. Какие? (изучали по природоведению).
Д. зрение обоняние слух осязание вкус
У. Герои видят, слышат, чувствуют вкус, у них прекрасное обоняние и осязание.
Но у них не хватает шестого, очень важного для человеческого общения чувства – тактичности (открыть слово на доске). К сожалению, оно даётся не всем от рождения. Как бы вы его определили? Что такое тактичность?
Д. Чувство доброты, жалости, желание не обидеть другого, помочь ему.
У. О каком человеке мы скажем: «У него нет чувства такта?»
Д.О том, кто не понимает другого, не сочувствует в горе.
У.Как поступит тактичный человек, если кто-то плачет?
Д. Постарается развеселить, расскажет смешную историю.
У. А над чем нельзя смеяться?
Д.Нельзя смеяться над бедой, над физическими недостатками человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Шестое чувство" »
Внеклассное мероприятие
Тема: «Шестое чувство»
Цели: провести познавательный разговор о тактичности; формировать нравственные знания:
умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим людям;
развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
Оборудование:
магнитофон, записи песен «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживём», детские сочинения на тему: «День добрых дел», изображение солнца, мальчика и девочки, дидактический материал.
Ход классного часа:
Организационный момент
Здравствуйте, ты скажешь человеку,
Здравствуй, улыбнётся он в ответ,
И наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
А сейчас - песня.
Звучит музыка. Дети исполняют песню «Если добрый ты»
Сообщение темы и целей классного часа.
Все сели, успокоились и мысленно настроились на серьёзный разговор. Ребята посмотрите на доску. Назовите тему классного часа. (дети читают на доске)
Да, тема нашего занятия не совсем обычна. Сегодня мы поведём разговор о шестом чувстве человека, узнаем как называется оно, будем учиться сопереживать, сочувствовать, учиться помогать другим людям.
Вступительное слово учителя. Ребята! В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
Прослушайте стихотворение Николаенко «Доброта».
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
На доске записаны слова: красят дела добрые человека
Составьте из этих слов пословицу.
Прочитайте пословицу («Добрые дела красят человека»)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.
Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.А какие добрые поступки совершили вы?(дети называют)
Вы писали сочинение на тему: «День добрых дел». Лучшими сочинениями были признаны сочинения: …..
А сейчас прослушаем ещё два сочинения ……. (дети читают сочинения) Вам понравились эти сочинения? Давайте громко поаплодируем авторам.
Какой вывод можно сделать по прослушанным сочинениям?
Вывод: Добрые дела красят человека.
Прослушайте стихотворение «Не стой в стороне равнодушно».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
У. Доброта – стремление человека дать счастье всем людям
Психологическая минутка отдыха.
Звучит спокойная музыка
Вы устали? Расслабьтесь! Садитесь удобнее, прикройте веки, мысленно окиньте себя изнутри взглядом. Представьте перед собой приятный уголок природы. Постарайтесь перенестись туда. Почувствуйте аромат цветов, шуршание травы. Лёгкий ветерок ласкает нам лицо. Растворитесь в отдыхе и покое. Отдохнули? Сейчас продолжим наш разговор
Мы вспомним народную мудрость о силе доброго слова.
Я начну, а вы продолжайте. Доброе слово, (что ясный день).
Недоброе слово (больней огня жжёт). Ласковым словом (и камень растопишь).
А ещё в старину люди говорили: «Уважен хочешь быть – умей других уважить».
Как вы думаете, о чём эта мудрость?
Д. Если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, уважали, сам должен других уважать.
У. О чём эта пословица?
«Разделённая радость – двойная радость,
разделённое горе – половина горя».
Д. Если тебе плохо, грустно, то становится лучше, если кто-то утешит и разделит грусть. Также и в радости.
У. Но всегда ли у каждого это получается: понимать состояние другого человека?
Послушайте и поразмышляйте над небольшими историями.
Анализ этических ситуаций.
Ситуация 1
За 5 минут до первого урока в класс зашла Оля. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. «Чего это ты плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», - подскочила к ней Наташа. «Что случилось?» - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала.
У. В чём была ошибка ребят?
Д. Нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось.
Ситуация 2
В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого Таниного попугая. «Ничего птичка, симпатичная, - сказала Ира, - но они долго не живут. У меня такая же была, только сдохла». Таня надулась, и Ира уже не смогла её развеселить.
У. Какую оплошность допустила Ира?
Д.Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример.
Ситуация 3.
Девочка обращается к подружке: «Ну у тебя и куртка! Я бы такую ни за что не надела!»
У.Как надо было сказать, если куртка действительно не нравится?
Д. «Ты знаешь, я думаю, этот цвет тебе не совсем подходит»
У.Вывод. У всех героев есть все 5 чувств. Какие? (изучали по природоведению).
Д. зрение обоняние слух осязание вкус
У. Герои видят, слышат, чувствуют вкус, у них прекрасное обоняние и осязание.
Но у них не хватает шестого, очень важного для человеческого общения чувства – тактичности (открыть слово на доске). К сожалению, оно даётся не всем от рождения. Как бы вы его определили? Что такое тактичность?
Д. Чувство доброты, жалости, желание не обидеть другого, помочь ему.
У. О каком человеке мы скажем: «У него нет чувства такта?»
Д.О том, кто не понимает другого, не сочувствует в горе.
У.Как поступит тактичный человек, если кто-то плачет?
Д. Постарается развеселить, расскажет смешную историю.
У. А над чем нельзя смеяться?
Д.Нельзя смеяться над бедой, над физическими недостатками человека.
Игра «Продолжи фразу»
Если ты случайно толкнул кого-то, то … (обязательно извинись)
Если в твоём присутствии обижают малыша, то… (заступись за него, помоги ему)
Если тебе подарили коробку конфет, то… (угости присутствующих)
Первым словом по телефону должно быть… (слово «здравствуйте»)
Мы берём ключики и открываем ими наши маленькие сердца! (учащиеся выходят к доске и берут изображения сердец). Давайте посмотрим, что же главное для наших героев?
Дети читают: Улыбка Скромность Доброта
Милосердие Честность Дружелюбие Вежливость
У. Как всё это можно назвать одним словом??
Д. Тактичность
Вывод.
Звучит спокойная музыка. На фоне её учитель говорит.
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, тактичными. Этому нужно учиться с детства.
Звучит песня «Неприятность эту мы переживём»
(Дети исполняют песню)
Список литературы
Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники. – М.: Аквариум. 1999
Перекатьева О. В. Школа радости. – М.: Феникс. 2001