Внеклассное мероприятие
по правилам дорожного движения
«Дорожная азбука»
Цель:
повторить основные правила дорожного движения, основные знаки запрета и разрешения;
обучить правилам ожидания транспорта на остановке,
правилам поведения в общественном транспорте, правилам входа и выхода из него;
развивать сообразительность, смекалку, внимание;
воспитывать культуру общения, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование:
Видеопроектор, экран для видеопроектора.
кроссворд для каждой команды
Флажки со смайлами
Таблички с названиями команд
листы бумаги, ручки, фишки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Слайд № 2
(на слайде отражено название мероприятия и приведённое ниже стихотворение)
Нужно выучить, друзья,
Нет у нас сомненья,
Правила от «А» до «Я» -
Всем без исключения!
Уч-ль. Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас не простой урок, мы отправимся в удивительное путешествие, в страну «Дорожной азбуки». Повторим основные правила дорожного движения, научимся правильно ожидать общественный транспорт и узнаем как же нужно вести себя, находясь в Автобусе. А также, ребята, мы сегодня будем проводить соревнование по знанию правил дорожного движения.
А для начала мы с вами проверим, кто и с каким настроением сегодня пришел к нам урок. Ребята, у вас на парте у каждого есть по два флажка с нарисованными лицами, одно грустное, а другое веселое. Ребята, поднимите тот флажок, на котором нарисовано ваше настроение.
Молодцы ребята, сейчас мы с вами начнем наше путешествие, а начнем мы его с повторения основных правил дорожного движения.
Слайд № 3
(на слайде отображен вопрос: О чем необходимо помнить при переходе дороги?)
уч-ль – Ребята, а кто скажет – О чем нам необходимо помнить при переходе дороги?
Слайд № 4
Уч-ль - Дорогу можно переходить только в строго установленных для этого местах.
Уч-ль - Ребята, а вы знаете какие это места?
«Пешеходный переход»
«Пешеходный переход», который все мы называем «Зебра».
А какие еще правила мы должны соблюдать при переходе дороги?
- Быть особо внимательными.
- Переходить дорогу спокойным шагом.
- Не оглядываться на оклик знакомых и друзей.
Уч-ль - Ребята, а сейчас я посмотрю, как хорошо вы знаете дорожные знаки и для чего они необходимы.
Слайды № 5, 6, 7.
Пешеходный переход.
Осторожно дети.
Железнодорожный переезд.
Движение на велосипедах запрещено.
Движение пешеходов запрещено.
Дорожные работы.
Движение без остановки запрещено.
Проезд запрещен.
Остановка запрещена.
Основные этапы мероприятия
Слайд № 8
(на слайде изображены картинки с детской тематикой, на этом же слайде после объяснения учителем основных правил участия в соревновании по щелчку левой кнопки мыши появляется надпись с названием первого конкурса «Загадки»)
Уч-ль – Ребята, молодцы дорожные знаки вы знаете хорошо.
А теперь мы с вами проведем небольшое увлекательное соревнование, которое состоит из 4-х конкурсов, где мы будем отгадывать загадки, разгадывать кроссворды, решать разные задачки.
И обратите внимание ребята, за каждый правильный ответ команда получает вот такую фишку зеленого цвета, а самые активные ребята в конкурсах получат вот такие красные фишки.
Итак, мы начинаем конкурс «Загадки»
(по щелчку кнопкой мыши на слайде появляется надпись с названием конкурса)
а) Конкурс – загадки
Слайд № 9
(на данном слайде по очереди с каждым щелчком левой кнопки мыши появляются сначала текст загадки, а потом и ответ в виде картинки)
Уч-ль – Ребята, внимательно послушайте и быстро дайте мне ответ:
Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчась на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед).
Что за синий дом! Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
Это – сильная машина, едет на огромных шинах! Сразу полгоры забрал семитонный…(Самосвал).
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. И машинам помогаю и тебе хочу помочь. (Светофор).
У машины есть, у телеги есть, у велосипеда есть, а у поезда не счесть. (Колёса).
Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? (Такси).
Через речку поперёк великан бетонный лёг. (Мост).
Осторожность не мешает, этот свет предупреждает. (Жёлтый).
Слайд № 10
(задача Слайда № 10 аналогична Слайду № 8, для разгрузки экрана и оповещения о следующем конкурсе)
Уч-ль - Молодцы ребята, загадки вы отгадывать умеете, а вот умеете ли вы разгадывать кроссворды мы сейчас и проверим.
У вас на столе лежит лист бумаги, на котором нарисован кроссворд и написаны вопросы к нему, номера которых совпадают с номерами самого кроссворда. Ваша задача состоит в том, чтобы разгадать кроссворд вперёд всех и найти в нем ключевое слово, не допустив ошибок.
Объявляется конкурс – «Разгадай кроссворд»
Слайд № 11
(На данном слайде отображен кроссворд, после разгадывания ребятами кроссворда, все вместе проверяют правильность написанных учениками ответов. После каждого щелчка левой кнопки мыши в кроссворде по очереди будут высвечиваться правильные ответы, после выведения правильных ответов по щелчку левой кнопки мыши в кроссворде останется только ключевое слово)
Полосатая дорожка, её зеброю зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (Переход).
Я песок погрузил, он сам отвёз, сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо - … (Самосвал).
Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус).
Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус).
Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. (Трамвай).
В голубом иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная…(Дорожка).
В два ряда дома стоят. 10, 20, 100 подряд, и квадратными глазами друг на друга все глядят. (Улица).
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь. (Светофор).
Уч-ль – Молодцы ребята ….. команды, быстро ответили на вопросы кроссворда, но правильно ли они на них ответили мы с вами сейчас и проверим.
(проверяется правильность ответов на кроссворд, после чего первым ответившим дается 5 зеленых фишек, а остальным по убывающей)
Слайд № 12
(на слайде изображены картинки с детской тематикой и выскакивающей надписью с названием «Физминутка»)
Уч-ль – Ребята, мы с вами хорошо поработали, и вы, наверное, устали? Так давайте сейчас мы с вами поиграем в одну замечательную игру, которая называется «красный, желтый, зеленый».
Сейчас вы встанете из-за парт, и когда на экране загорится красный сигнал светофора, мы будем стоять неподвижно, если загорится желтый сигнал, то мы будем хлопать в ладоши, а вот если загорится зеленый сигнал, то будем шагать на месте.
Слайд № 13 «Физминутка»
Слайд №14
(на слайде изображены картинки с детской тематикой и выскакивающей надписью с названием «Путаница»)
Уч-ль
Ребята! Сейчас у нас новое увлекательное задание.
У вас на партах лежат листы бумаги, на которых написаны правила ожидания общественного транспорта и правильного поведения при нахождении в нем. Но вот незадача кто-то решил нас запутать, и написал несколько неверных правил. Ваша задача найти среди написанных правил, верные.
Слайд №15
(после самостоятельной работы, учащиеся зачитывают найденные верные правила, на экране поочередно совместно с зачитывающимися, появляются верные правила)
Ожидать общественный транспорт только на остановках.
Бегать сломя голову по автобусу
Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
Сесть на первое пустое место и не пускать туда ни кого;
Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
При нерегулируемом переходе улицы не торопись обходить автобус или трамвай, это может быть опасно.
В транспорте веди себя достойно:
Заходя в автобус расталкивать всех и забегать первым;
не шуметь и не толкаться;
уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;
держаться во время движения транспорта за поручни;
никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);
не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;
если опаздываешь на автобус постараться догнать и впрыгнуть в него на ходу;
острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.
Уч-ль - Молодцы ребята, все очень хорошо справились с заданием, а это значит, что все получают одинаковое количество фишек.
А сейчас мы с вами переходим к новому конкурсу, который называется «Задачки».
В этом конкурсе вам предстоит за одну минуту решить задачку и пояснить ее.
Слайд № 16
(на слайде отображается только название конкурса и картинки с детской тематикой)
Д) Конкурс «Задачки»
Задача 1.
Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем? 1. Запрещено. 2. Не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным средством. |
Задача 2.
Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части? 1. Нельзя. 2. Можно, если со стороны тротуара это невозможно. 3. Можно во всех случаях. |
Задача 3
Что означает мигание зеленого сигнала светофора? 1. Нарушение контакта в светофоре. 2. Переходить дорогу запрещается. 3. Время зеленого сигнала истекает и сейчас будет включен запрещающий сигнал. |
Задача 4
Как должны поступить пассажиры после выхода из трамвая на остановке? 1. Во всех случаях немедленно перейти на тротуар. 2. Перейти на тротуар, если остановка не оборудована посадочной площадкой. |
(После решения задач и объяснения учениками своего ответа)
Уч-ль- Молодцы ребята, хорошо справились с задачами.
Слайд № 17
(на слайде высвечивается надпись: «А кто же победил?» которая сменяется фейерверком с надписью «молодцы»)
А сейчас мы с вами подведем итоги нашего соревнования, давайте посчитаем, сколько у вас в команде зеленых фишек. По результатам нашего соревнования победила команда …
Ребята, а теперь поднимите руки у кого есть красные фишки. Вас я хотел бы поблагодарить отдельно, вы сегодня молодцы, показали хорошие знания по правилам дорожного движения, активно помогали своей команде. В завершении нашего соревнования я хотел бы еще раз спросить вас о чем вы сегодня узнали, полезные ли знания получили?
Слайд № 18
(На слайде изображены картинки с детской тематикой)
А теперь давайте узнаем, изменилось ли ваше настроение к завершению урока. Поднимем флажки соответствующие нашему настроению.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? И мне доставило удовольствие общение с вами, надеюсь, что после нашего урока вы будете соблюдать правила дорожного движения, расскажете о них своим маленьким братьям и сестрам , своим друзьям и родителям.
Слайд № 19
До скорых встреч!
Приложение 1
Кроссворд
Полосатая дорожка, её зеброю зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут.
Я песок погрузил, он сам отвёз, сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо - …
Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками.
Что за чудо – этот дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины, а питается бензином.
Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой
по стальным двум змейкам.
В голубом иду я круге, и понятно всей округе, если вдуматься немножко, здесь пешеходная…
В два ряда дома стоят. 10, 20, 100 подряд, и квадратными глазами друг на друга все глядят.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь. Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
Приложение 2
Задачи
Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем? 1. Запрещено. 2. Не запрещено, если это не отвлекает водителя от управления транспортным средством. |
Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части? 1. Нельзя. 2. Можно, если со стороны тротуара это невозможно. 3. Можно во всех случаях. |
Что означает мигание зеленого сигнала светофора? 1. Нарушение контакта в светофоре. 2. Переходить дорогу запрещается. 3. Время зеленого сигнала истекает и сейчас будет включен запрещающий сигнал. |
Как должны поступить пассажиры после выхода из трамвая на остановке? 1. Во всех случаях немедленно перейти на тротуар. 2. Перейти на тротуар, если остановка не оборудована посадочной площадкой. |
Приложение 3
Ожидать общественный транспорт только на остановках.
Бегать сломя голову по автобусу
Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
Сесть на первое пустое место и не пускать туда ни кого;
Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.
В транспорте веди себя достойно:
Заходя в автобус расталкивать всех и забегать первым;
Не шуметь и не толкаться;
Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;
Держаться во время движения транспорта за поручни;
Никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);
Не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;
Если опаздываешь на автобус постараться догнать и впрыгнуть в него на ходу;
Острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.