Внеклассное мероприятие по информатике на тему: «Что такое –информатика. Виды информации. Способы передачи и получения информации»
Тип урока: урок-игра изучения нового материала с применением ИКТ
Целеполагание:
• повторить материал по теме «Устройство ПК»;
• познакомить учащихся с понятием «информатика», с многообразием видов информации, рассмотреть формы представления информации.
Задачи урока:
Образовательные:
• закрепление представления учащихся о понятиях « информатика» и «информация»;
• формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации
развивающие:
• развитие логического мышления учащихся, памяти, логики, внимания;
• развитие познавательного интереса учеников;
воспитательные:
• формирование активности и самостоятельности учащихся;
• повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;
• воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки.
Оборудование урока:
• компьютер учителя
• мультимедийный проектор
• презентация в МS PowerPoint
• карточки с заданиями на всех этапах урока, лист учета ответов учеников
• предметы для определения формы, вкуса, поверхности, запаха.
I Организационный момент
Дорогие ребята!
Наш урок – урок игра,
Начинать его пора!
Ждут открытия всех вас.
За работу, в добрый час!
(Заранее объявить детям, что работать они будут командой, выбрать капитана команды. Учащиеся рассаживаются по командам, им раздают табель учета ответов. Вызывают капитанов, они выбирают название команд.
II Актуализация знаний.
Каждый знает ученик
И ответит напрямик
Для чего, зачем нужна,
детям математика?
С нею очень дружит тесно,
(Это знают повсеместно).
Одна важная наука,
С ней совсем не знают скуки.
Что такое « Интернет»?
Есть ли « вирус» или нет?
Каждая команда получает карточки с различными заданиями, причем задания представлены в различной форме – числовой, текстовой, графической, смешанной.
Ребята выполняют 1 задание по карточке на тему «Что общего у двух наук?»
III Сообщение темы и постановка целей внеклассного мероприятия.
Сейчас мы находимся с вами в кабинете информатики. Наше занятие посвящено этой науке.
И тема нашего занятия – игры «Информатика. Виды информации. Источники информации. Способы передачи и получения информации».
Выставление баллов в табель учета ответов
IV 2.Разминка « Загадки »
1 загадка.
Он похож на телевизор,
Очень нам необходим.
И покажет текст, и игры,
Яркий красочный мультфильм.
(Монитор)
2 загадка.
Буквы, цифры, стрелки, знаки.
Много кнопок - выбирай.
Как для пальцев физкультура,
Но зовут…. (Клавиатура).
3 загадка
Разберётся только мастер,
В этом деле он знаток.
Микросхемы, диски, память….
Знает он … (Системный блок).
4 загадка
Этот маленький зверёк
По столу всё скок, да скок.
И о сыре не мечтает,
Только стрелку направляет.
(Мышка)
3 задание « Определите, какая мышка присоединена к компьютеру».
Выставление баллов в табель учета ответов
4 задание « В пещере».
Вы знаете, что раньше люди не умели разговаривать, не владели речью, но общение им было так же необходимо, как и нам с вами. И вот уже тогда они пытались на стенах пещер , используя знаки и рисунки оставить о себе и для других информацию. Вам необходимо разгадать письмо пещерного человека.
5 задание « Современное письмо».
Вы успешно разгадали письмо, а теперь попробуем написать современное письмо, содержащее информацию
«Жду тебя в 6 часов у кинотеатра», «Купи в магазине «Докторской» колбасы».
Выставление баллов в табель учета ответов учеников
V 6 задание « Информационное лото»
Попробуйте догадаться о каком предмете идёт речь, зная только один его признак. Каждому учащемуся выдается конверт с карточками информационного лото.
Таблица № 1 в целом виде, а таблица№ 2 разрезана, необходимо установить соответствие между данными в таблице № 1 и № 2.
VI 6 задание « Установи соответствия»
В ходе повседневной жизни каждый из нас получат самую разную информацию. Первичную информацию о температуре, цвете, запахе, вкусе, люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания.
7 задание «Угадай»
Ребятам предлагается по очереди закрыть глаза и определить с помощью различных органов чувств предложенные предметы и выполнить следующие задания
- « Чей голос» (Отгадать кто из одноклассников назовёт его имя».
- Отгадать по запаху (валерианка, духи, апельсин, варенье и т.п.).
- Найти отличия на картинках
Итак, мы с вами сейчас получили информацию о предметах с помощью различных органов чувств.
Значит информацию, можно получить с помощью
1. глаз
2. языка
3. носа
4. ушей
5. рук, ног, тела.
Каждая информация, полученная с помощью различных органов чувств носит свое название. Это и есть виды информации
Карточка. Установить соответствие. Какие органы чувств позволяют нам различить нам ту или иную информацию.
Выставление баллов в табель учета ответов учеников
VII 8 задание « Головомания».
В самом начале нашей игры, мы говорили о том, что информатика очень тесно дружит с математикой. Это действительно так, и мы выявили эти сходства, а сейчас проверим, насколько вы любите математику и умеете разгадывать ребусы и решать логические задачи.
1. Ребусы
2. Логические задачи
Выставление баллов в табель учета ответов учеников
VIII Итак, давайте подведём итог.
Что же мы узнали из нашего занятия&
Информация – это сведения об окружающем мире. Человек получает информацию при помощи органов чувств. Информация бывает числовая, звуковая графическая, видеоинформация. Изучает, хранит и обрабатывает информацию – наука информатика. А хранить, обрабатывать и передавать информацию людям помогает компьютер.
Подведение итогов.
IX Рефлексия.
А на память о нашей игре символ хорошего настроения и радости весёлый смайлик, который должен весело улыбнуться всем. Он просит вас попробовать заполнить клавиатуру и никогда не грустить.