8
Неделя математики и информатики
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов
«Экспресс «Марафон знаний»
Учитель: Сабитова Д. А.
Цели мероприятия:
Раскрыть знания и способности учащихся;
Узнать новое в области информатики;
Повысить интерес учащихся к информатике;
Воспитывать аккуратность и четкость в работе, упорство в достижении цели, тесное общение детей;
Развивать творческое мышление детей, чувство взаимовыручки, навыков сотрудничества;
Расширить мировоззрение учащихся, развивать их познавательный интерес;
Тип мероприятия: игра-соревнование команд.
Методы: конкурс, создание ситуации успеха, поощрение.
Оборудование:
Столы с названием станций, за которыми будут сидеть участники экспертной группы;
Файл с таблицей подведения итогов конкурса;
Пакеты с заданиями на столах;
Файлы заготовки на локальных компьютерах для выполнения заданий;
Бейджики с названиями команд;
Дипломы, призы.
Участники: команды 8-х, 9-х, (6 учащихся в каждой команде).
Продолжительность мероприятия: 50 мин.
Жюри: учителя, классные руководители, администрация школы.
Экспресс «Марафон знаний» – командная игра (в команде 6 человек). В основе игры максимально быстрое перемещение команд по различным игровым этапам - станциям (именно эта особенность закреплена в названии игры), где ребятам задаются вопросы по различным темам программы. Количество этапов равно 7. Это станции: «Директория», «Логика», «Информация», «Системы счисления», «Кроссвордная», «Тест», «Расшифруйка». Команда, ответившая правильно на вопросы очередного этапа получает определенное количество баллов. В итоговый зачет идут набранные баллы и время, потраченное командой на прохождение всех этапов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов за меньшее время.
Участники марафона, перемещаются по станциям, расположенным в соседних кабинетах информатики и коридоре
Экспертная группа, следит за точностью выполнения всех правил игры (в составе экспертной группы находится учитель или несколько учителей информатики, а также представители старших классов). Эта же группа следит за временем прохождения этапов, отмечая это время в маршрутном листе, а также выдает задания очередного этапа представителю команды.
Станция «Директория»
Учащиеся должны найти на этой станции выполнить задание на компьютере
Выполнение задания состоит в поиске составных частей "крылатого" выражения. Каждая из пяти частей находится в одном из файлов разветвленной структуры папки
DIRTEST. О местонахождении следующего файла из цепочки можно узнать открыв
указанный текущий. Таким образом, перемещаясь по структуре папок и найдя
все файлы от первого до последнего, учащиеся полностью составят выражение и научаться по указанному пути (маршруту) к файлу воспринимать его положение в
файловой структуре диска.
Варианты заданий.
1. C:\DIRTEST\TEST2\SYSTEM\T1.EXE
2. C:\DIRTEST\WORK\FRIENDS\VLADIMIR\PIC3.GIF
3. C:\DIRTEST\TEST3\SCHOOL\TEXT1.TXT
4. C:\DIRTEST\TEST3\HOME\W21.HTM
5. C:\DIRTEST\TEST1\MYDOC\N1\NNN.EXE
6. C:\DIRTEST\WORK\MY1\STORY\PIC1.GIF
7. C:\DIRTEST\TEST1\NEWDOC\1\NEW.TXT
8. C:\DIRTEST\MYDAY\NOW\B2\PAGE2.HTM
9. C:\DIRTEST\LONG\1\PRG1.EXE
10. C:\DIRTEST\MYDAY\NEWDAY\PIC12.GIF
11. C:\DIRTEST\WORK\MY1\STORY\MY1.TXT
Ответы на задания:
«Плохой учитель истину преподносит, хороший - учит ее находить»
«Опыт – хороший учитель, но он слишком дорого берет за свои уроки»
«Все знают, что здоровье – это самое дорогое, но никто на нем не экономит»
«Мастер находить оправдание редко бывает мастером в чем-нибудь еще»
«Кто не идет вперед, тот идет назад. В природе не бывает неподвижного состояния»
«Чем короче формулировка теоремы, тем сложнее ее доказательство»
«Видя бой со стороны, каждый мнит СЕБЯ стратегом»
«Противник, указывающий на ваши ошибки полезней друга, скрывающего их»
«Счастье как здоровье, если не думаешь о нем - значит оно есть»
«О своих способностях узнаешь, только попробовав их применить»
«Если Вам заплатили за благородный поступок - считайте что Вы его не совершали»
Каждая отгаданная фраза – 5 баллов. Команда получает (вытягивает жеребьевкой) по две карточки
Станция «ЛОГИКА»
Опираясь на словесное описание, компьютер выдал ответ. Что он ответил? (10 баллов)
Боксеры с твердою походкой
Не моют пол зубною щеткой.
Кто моет пол зубною щеткой,
Тот наделен душою кроткой.
Кто пол мыть щеткой не желает,
Суровым нравом обладает.
Суровый нрав у тех бывает,
Кто книжек вовсе не читает.
Фосс - враг книжек и газет,
Ответь, боксер он или нет?
Ответ: Да, боксер
В кармане лежит две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них – не 5 копеек. Назовите обе монеты (2 балла)
Ответ: 5 копеек и 10 копеек.
Шесть школьников участвовали в воскреснике по заготовке дров. Они разделились на три бригады. Бригадиров звали Володя, Петя и Вася. Володе с Мишей дали пилить двухметровые бревна, Пете с Костей полутораметровые, а Васе с Алешей - трехметровые. Каждое бревно следовало распилить на полуметровые поленья. В стенгазете отметили, что бригадир Лавров с Рожковым напилили 26, бригадир Галкин с Комковым 27, а бригадир Козлов с Евдокимовым 28 поленьев. Как зовут Комкова? (6 баллов)
Ответ: Костя
Задача шутка: Какой породы была собака у основателя алгебры логики (1 балл)
Ответ: Бультерьер
Станция «Информация»
На станции требуетсярасшифровать высказывание, решить ребусы и заполнить таблицу на единицы информации
Что такое «Информация» (криптограмма)
Разгадав криптограмму, вы узнаете, как в словаре русского языка Сергеем Ивановичем Ожеговым трактуется термин «информация» (20 баллов)
« | и | н | ф | о | р | м | а | ц | и | я | | - | |
с | о | о | б | щ | е | н | и | я | , | | о | с | - |
в | е | д | о | м | л | я | ю | щ | и | е | | о | |
п | о | л | о | ж | е | н | и | и | | д | е | л | , |
| о | | с | о | с | т | о | я | н | и | и | | |
ч | е | г | о | - | н | и | б | у | д | ь | . | » | |
Вопросы:
бит – наименьшая единица информации, выражающая логические значения «да» или «нет»
меню – список (перечень) команд, из которого следует сделать выбор;
пароль – секретное слово;
алфавит – совокупность символов, используемых в некотором языке;
цифра – минимальный знак, выражающий количество;
диалог – обмен информацией между двумя субъектами;
число – совокупность цифр;
журнал – книга (или тетрадь), в которую выставляются оценки учеников класса;
щит – место, на котором размещается реклама в помещении или на улице;
ять – буква в дореволюционном алфавите, исключенная из него орфографической реформой 1917-1918 г.г.
Разгадав ребусы, вы узнаете (или вспомните) о понятиях, тесно связанных с термином «информация» (5 баллов)
Ответы: знак, знание, сигнал
Заполните таблицу, используя Калькулятор Windows(10 баллов):
Биты | Байты | Килобайты |
16 384 | 2 048 | 2 |
106 496 | 13 312 | 13 |
98 304 | 12 288 | 12 |
819 200 | 102 400 | 99,8 |
1 032 192 | 129 024 | 126 |
Станция «Тест»
Справа от вопроса в таблице следует записать правильный ответ
| Вопрос | Ответ |
1 | Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера. | Они все связаны со словом винчестер. |
2 | Что такое парадокс? | Два документа Microsoft Word. |
3 | О какой компьютерной программе идет речь в песне: Он мне дорог с давних лет И его милее нет — Этих окон негасимый цвет. | Речь идет об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (Windows — англ. окна) |
4 | Сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества. | Информация |
5 | Последовательность действий со строго определенными правилами выполнения | Алгоритм |
6 | Поименованная область на диске со строго определенными правилами выполнения | Файл |
7 | Как 1 бит изменяет неопределенность | Уменьшает вдвое |
8 | То же “кило”, но на 24 единицы больше | Килобайт |
9 | Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях | Хранением |
10 | Устройство, позволяющее печатать информацию, хранящуюся в памяти компьютера | Принтер |
11 | Цифра, появление которой произвело переворот в системах счисления | Ноль |
12 | Перевод слова Pentium | Пятый |
13 | Родина Ч. Беббиджа | Англия |
14 | Объем информации, равный 8 битам | Байт |
15 | Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”. | Microsoft |
По одному баллу за каждый правильный ответ, итого – 15 баллов
Станция «Кроссвордная»
Ответьте правильно на вопросы кроссворда и в вертикальном столбце (выделен жирной линией) получите слово, означающее один из устаревших видов внешней памяти ЭВМ (10 баллов)
| | | | 1 | и | с | п | о | л | н | и | т | е | л | ь |
| | | | | 2 | р | е | д | а | к | т | о | р | | |
| | | | | 3 | п | р | и | н | т | е | р | | | |
| | | | | | 4 | ф | а | й | л | | | | | |
| | | | 5 | п | р | о | ц | е | с | с | о | р | | |
| | | 6 | д | и | с | к | е | т | а | | | | | |
| | | | 7 | с | к | А | н | е | р | | | | | |
| | | | | 8 | т | Р | е | к | б | о | л | | | |
9 | к | л | а | в | и | а | т | у | р | А | | | | | |
| | | | | 10 | п | а | м | я | т | Ь | | | | |
Лицо, выполняющее алгоритм.
Графический … Paint.
Устройство для вывода информации на бумагу.
Место на диске, где хранится информация.
Самое главное устройство ПК, принимающее и обрабатывающее информацию.
Гибкий магнитный диск.
Устройство для ввода графической информации в компьютер
Манипулятор.
Устройство для ввода буквенно-цифровой информации в компьютер.
Устройство для хранения информации в компьютере.
Станция «Системы счисления»
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления (предварительно переведя их в десятичную систему счисления) (20 баллов)
1 (101, 101); 2 (1000,1000); 3 (1001, 1000); 4 (1011, 110); 5 (1100, 110); 6(1100, 111); 7 (1011, 111); 8 (1011, 10); 9 (1001, 10); 10 (1001, 11); 11 (1010, 11), 12 (1010, 100); 13 (111, 100); 14 (111, 10); 15 (101, 10); 16 (101, 11); 17 (110, 11); 18 (110, 1001); 19 (111, 1001); 20 (111, 1000); 21 (10, 1000); 22 (10, 1001); 23 (11, 1001); 24 (11, 110); 25 (100, 101)
Ответы:
1 (5, 5); 2 (8, 8); 3 (9, 8); 4 (11, 6); 5 (12, 6); 6(12, 7); 7 (11, 7); 8 (11, 2); 9 (9, 2); 10 (9, 3); 11 (10, 3), 12 (10, 4); 13 (7, 4); 14 (7, 2); 15 (5, 2); 16 (5, 3); 17 (6, 3); 18 (6, 9); 19 (7, 9); 20 (7, 8); 21 (2, 8); 22 (2, 9); 23 (3, 9); 24 (3, 6); 25 (4, 5)
Дан ряд фигур
Продолжите этот ряд (нарисуйте следующие фигуры, соответствующие приведенной последовательности) (10 баллов)
Станция «Расшифруйка»
Необходимо распутать канат, в котором конец или середина слова является началом другого.
Если к станции подошли сразу две команды то задания выдаются разные.
Задание 1 команды:
КОНЕЦИКЛОПРОГРАММАШИНАЛГОРИТМОНИТОР
Задание 2 команды:
ПРЯМОУГОЛЬНИКОВРИКОМАНДАЛГОРИТМЫШКАРПОВОРОТ
(За каждое слово, найденное в канате – 1 балл, максимум 11 баллов)
Ответы 1 команды:
конец, цикл, клоп, программа, грамм, машина, шина, алгоритм, ритм, монитор, тор
Ответы 2 команды:
прямоугольник, угол, коврик, команда, алгоритм, ритм, мышка, карп, поворот, ворот, рот
Задание капитанам «Озеро Компьютерное»
Капитану и его помощнику даются зашифрованные слова. Расшифруйте их.
ТОРНИМО
ПЬЮТЕРМОК
ШИКЛАВА
СИПЛЕЙД
РОКСУР
НИРПТЕР
Ответы задания капитанам:
монитор
компьютер
клавиша
дисплей
курсор
принтер
В это же самое время каждой команде выдается несколько слов. Используя все буквы слова, необходимо получить другое слово.
ФОРТ – | КЛОП – | ЛАСКА – |
СОКОЛ – | СЛОВО – | КАПРИЗ - |
Ответы задания:
ФОРТ – торф, фтор | КЛОП – полк | ЛАСКА – скала |
СОКОЛ – колос | СЛОВО – волос | КАПРИЗ - приказ |
.
На протяжении всей игры эксперты фиксируют правильность выполнения задания и время его прохождения. Все данные передаются секретарю (старшеклассник), который ведет сводную таблицу результатов.
Подведение итогов (7 мин)
Предоставляется слово жюри, которое объявляет результат игры и вручает грамоты и дипломы.
8