kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по русскому языку по теме: "Слово. Текст. Предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка внеурочного занятия по русскому языку 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку по теме: "Слово. Текст. Предложение"»

Внеурочное занятие по русскому языку

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Тема: Слово. Текст. Предложение.

Цель: продолжать формирование познавательной активности к русскому языку.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятия «слово», «предложение», «текст»;

Развивающие: развивать навыки языкового анализа и синтеза: делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением;

Воспитательные: воспитывать умение быть внимательным слушателем; воспитывать ответственность каждого ученика за выполнение совместной работы.

Формируемые УУД:

Личностные:

соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке.

Регулятивные:

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

структурируют знания о «слове», «предложении», «тексте».

Коммуникативные:

свободно выражают свои мысли, сплочённо работают в группе.


Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Открываем очередное заседание «Школы всезнаек».

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и плодотворным?

- Желаю вам сохранить позитивный настрой в течение всего занятия.

- Здравствуйте.


- Нам нужно хорошее настроение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

- Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. В этом нам помогут дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

- Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

- Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

- Представьте, что держите этот цветок в руках. Подарите этот чудесный цветок тому, кто стоит рядом с вами со словами «Я очень рад (рада) тебя видеть!»

- 1 сентября вы отправились в большое путешествие по стране Знаний. С тех пор вы проделали большой путь и не затруднитесь с ответом на вопрос, как легче преодолевать препятствия: одному или с друзьями.

- Конечно, вы правы. Друг разделит с вами трудности и умножит радость. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поработать в группе. Желаем, чтобы сегодня в вашей группе царствовали дружба, взаимоуважение и ответственность.





Выполняют упражнения













- С друзьями.

Постановка учебной задачи

- Какие виды транспорта используют для путешествия?

- Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня.

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями.

- Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

На каникулах, друзья,

Я и вся моя семья.

Польшу, Францию, Каир –

Мы объедем целый мир,

Все места на глобусе

В новеньком...

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.


По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

- Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться.

- Самолет, автобус, поезд используют для путешествия.




- Самолет

- Это большой транспорт, летает в небе. Состоит из 3 слогов.





- Автобусе

- Ездит по дороге, в качестве топлива используется бензин. Состоит из 4 слогов.

- Корабль


- Передвигается по морю. Состоит из 2 слогов.

Построение проекта выхода из затруднения

- Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест.

1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу:

- Как услышишь стук да гром, не пугайся!

Какую речь услышал Иван-царевич?

• устную

• грустную

• письменную

• музыкальную

2. Где живет голос?

• в лесу

• на улице

• в горле человека

• в магазине

3. Что написала на доске Маша?

• цифру

• звук

• букву

• закорючку

4. [э], [а], [о], [у], [ы], [и] Что это за звуки?

• гласные

• глазные

• согласные

• прекрасные

5. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…»

• букв

• звуков

• слогов

• слонов

- Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. (Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек).

- Запишите слова по звуковым схемам.

[щ׳ука] [н ׳ос] [йэл׳]

- Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена.

- Без какого звука нельзя образовать слог?




- Устную





- В горле человека





- Букву





- Гласные





- Слогов













- Щука, нос, ель




- Без гласного слога нельзя образовать слог.

Первичное закрепление

Игра «Слово – слог».

- Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка.

Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска.

- Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами?

- Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий.

На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель.

- Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова?

- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

- Распределите слова по группам.


- Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника.

- Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

О ком загадка?

(Показывает картинку с изображением сороки.)

- Какие признаки предмета названы?

- Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным

Клоун, еж, гром, дети, осень, дни

собака кошка лает

- Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие?

- Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

Слышны звуки тут и там.

Кто-то рыщет по кустам.

Тот поёт, а тот кричит,

В джунглях зверь. Он голосит!

- Ваше задание – прочитать, кто как поёт.

Голубь … Курица … Филин … Лягушка …

Утка … Свинья …

- У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать.

- Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе.

- Ребята, что мы можем составить из слов?

- Как связаны слова в предложении?

- А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение.

- Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом.

- У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …»

- Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника.

- Что мы можем составить из предложений?

- Кто помнит, как начинается сказка «Репка»?

- Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше.

- О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили?

- Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему?

- Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу?

- И вновь наши команды пополнили свои ряды.

- Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов.

1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем.

2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами.







- Предметы, признаки, действия





- Одушевленные и неодушевленные сущ.

- Кто, что


- Одуш.: медведь, ученик, учитель. Ост. неодуш.









- О сороке


- Цвет, длина хвоста.

- Веселый, колючий, весенний, радостные, дождливая, солнечные


- Действие предмета










- Воркует, кудахчет, ухает, квакает, крякает, хрюкает



- Предмет, признак предмета, действие предмета



- Предложения

- По смыслу














- По смыслу



- Текст










- О репке.

- Предложения в тексте связаны по смыслу

- Текст



- 2

Самостоятельная работа

- Чем мы сегодня занимались?

- Из зеленых конвертов возьмите карточки с понятиями. Прочитайте их. Составьте цепочку от «звука / буквы до текста».


- Какие знания вам помогли в составлении цепочки?

- Вспоминали, что такое текст, предложение, слово


- Звук / буква – слог – слово – предложение – текст.


Рефлексия деятельности

- На этом наше путешествие подошло к концу.

- Кто считает, что хорошо поработал на занятии, смог узнать для себя что-то новое, помогал своей команде, с интересом готов работать на уроках и занятиях по русскому языку, может в окошечко приклеить вот такой ☺ смайлик. Кому было тяжело справляться с заданиями, кто считает, что недостаточно сегодня помог работе группы, ☹.

- Занятие окончено. Всем спасибо!

Поднимают смайлики




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Внеурочное занятие по русскому языку по теме: "Слово. Текст. Предложение"

Автор: Татьяна валерьевна Яценко

Дата: 25.12.2019

Номер свидетельства: 533496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Внеурочное занятие по развитию речи. Редактирование текста. Спаситель. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(86) "vnieurochnoie-zaniatiie-po-razvitiiu-riechi-riedaktirovaniie-tieksta-spasitiel-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168528"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423242577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Интегрированный урок русского языка и внеурочного занятия «В мире книг» в 3 классе: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях предметов и признаков" "
    ["seo_title"] => string(170) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-vnieurochnogho-zaniatiia-v-mirie-knigh-v-3-klassie-provierka-orfoghramm-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-priedmietov-i-priznakov"
    ["file_id"] => string(6) "231283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442433154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства