Постановка учебной задачи | - Какие виды транспорта используют для путешествия? - Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня. Не птица, а летает, Не грузовик, а с кабиной, Не летучая мышь, а с крыльями. - Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему. На каникулах, друзья, Я и вся моя семья. Польшу, Францию, Каир – Мы объедем целый мир, Все места на глобусе В новеньком... - Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему. По волнам дворец плывет, На себе людей везет. - Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему. - Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться. | - Самолет, автобус, поезд используют для путешествия. - Самолет - Это большой транспорт, летает в небе. Состоит из 3 слогов. - Автобусе - Ездит по дороге, в качестве топлива используется бензин. Состоит из 4 слогов. - Корабль - Передвигается по морю. Состоит из 2 слогов. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест. 1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу: - Как услышишь стук да гром, не пугайся! Какую речь услышал Иван-царевич? • устную • грустную • письменную • музыкальную 2. Где живет голос? • в лесу • на улице • в горле человека • в магазине 3. Что написала на доске Маша? • цифру • звук • букву • закорючку 4. [э], [а], [о], [у], [ы], [и] Что это за звуки? • гласные • глазные • согласные • прекрасные 5. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…» • букв • звуков • слогов • слонов - Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. (Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек). - Запишите слова по звуковым схемам. [щ׳ука] [н ׳ос] [йэл׳] - Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена. - Без какого звука нельзя образовать слог? | - Устную - В горле человека - Букву - Гласные - Слогов - Щука, нос, ель - Без гласного слога нельзя образовать слог. |
Первичное закрепление | Игра «Слово – слог». - Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка. Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска. - Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами? - Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий. На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель. - Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова? - На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные? - Распределите слова по группам. - Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника. - Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем. Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. О ком загадка? (Показывает картинку с изображением сороки.) - Какие признаки предмета названы? - Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным Клоун, еж, гром, дети, осень, дни собака кошка лает - Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие? - Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока… Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам. Тот поёт, а тот кричит, В джунглях зверь. Он голосит! - Ваше задание – прочитать, кто как поёт. Голубь … Курица … Филин … Лягушка … Утка … Свинья … - У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать. - Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе. - Ребята, что мы можем составить из слов? - Как связаны слова в предложении? - А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение. - Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом. - У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения. ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ. КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ. ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ. - Как вы понимаете смысл пословиц? - Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …» - Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника. - Что мы можем составить из предложений? - Кто помнит, как начинается сказка «Репка»? - Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше. - О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили? - Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему? - Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу? - И вновь наши команды пополнили свои ряды. - Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов. 1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем. 2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами. | - Предметы, признаки, действия - Одушевленные и неодушевленные сущ. - Кто, что - Одуш.: медведь, ученик, учитель. Ост. неодуш. - О сороке - Цвет, длина хвоста. - Веселый, колючий, весенний, радостные, дождливая, солнечные - Действие предмета - Воркует, кудахчет, ухает, квакает, крякает, хрюкает - Предмет, признак предмета, действие предмета - Предложения - По смыслу - По смыслу - Текст - О репке. - Предложения в тексте связаны по смыслу - Текст - 2 |