А вы, ребята, как понимаете слово Родина? ( С этими слова ребята передают ветку берёзы , произносят одно слово, которое представляет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, Мой дом, мои родители, друзья, моя река и т.д.)
Учитель:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
звёзды мира над Кремлём.
Учитель:
Ребята, как называется наша Родина?
Учащиеся: Россия.
Учитель. Как по другому называют Россию? ( Российская Федерация) Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, осетины, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.
Учитель. Россия – самая большая страна на свете. Давайте посмотрим на карту. (показ России на карте) Наша страна занимает большую часть материка Евразия. Другой такой большой стране в мире нет. У нашей страны очень длинная граница, которая идет по лугам, лесам, льдам, горам, степям и т.д.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
На карте нашей страны много голубого цвета. Это реки, моря, озёра. много зелёного цвета: это равнины, много коричневого цвета: это –горы. Очень красива и богата наша страна.
А какие прекрасные города есть в нашей стране. Назовите главный город нашей Родины.
Учащиеся: Это Москва.
Учитель: Давайте поиграем в «Города». Какие города вы знаете?
3. Игра в «Города».
В нашей стране есть очень интересные названия городов: например, Владимир, Орёл, Троицк, Анадырь, Верхоянск, Комсомольск на Амуре и т.д.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас –
поднимаем руки мы по команде «Раз»,
А над нами весело шелестит листва –
Опускаем руки мы по команде «2».
4. Знакомство с символами государства.
Учитель: На нашей планете Земля много разных государств, но все они имеют отличительные признаки. Это символы государства. Такие символы есть и у нашей Родины. Это :герб, флаг, гимн.
Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Давайте познакомимся с гербом нашей страны. Слайд 2
Герб: это отличительный знак государства, города, рода, который изображают на монетах печатях и т.д. Слово «герб» в переводе означает «наследство». Посмотрим, что изображено на нашем гербе.
(Ответы детей)
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами- короны .
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Учитель. Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орлов мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитается как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его образ часто изображают на иконах.
В давние времена существовало легенда о Егории, царевне и змее, очень похожая на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочке. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Учитель:
У каждого государства свой герб. Рассмотрим гербы других стран. (США, Германия, Англия, Франция) Слайд.3-6
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орёл двуглавый,
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
чтоб с государственных гербов
грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
то хищный зверь, то птица злая,
подобье потеряв своё,
сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё.
5. Наш флаг.
Учитель. второй символ нашего государства – Флаг.
А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
не зря ведь названы у нас
и площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
ведь красный – это красота.
и цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
тогда узнаем, почему
У флага есть ещё цвета,
что значит ещё цвета два.
Белый. Именно в такой цвет окрашены снежинки. Наша страна является снежной и зимой все леса и дороги покрыты снежинками.
Синий. Такого цвета небо, реки и озера. А наша страна является матерью рек и озер. Этот цвет характеризует правду и верность.
Красный. Это цвет пламени и яркого солнца. Также является символом отваги и мужества
Презентация.Слайд 7-10
Учитель. Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.
Учитель. На каких зданиях нашего села можно увидеть флаг? Где ещё можно увидеть флаг?
(Ответы детей)
6. Практическая работа. Дети раскрашивают шаблоны Российского флага.
7. Учитель. У нашего государства есть третий символ. Слайд.11
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Гимн слушают стоя.
Слушание исполнения гимна.
Когда и где вы слышали, ребята, эту песню?
(У памятника воинам в день Победы, в школе -1 сентября, на параде, по телевизору, когда победили наши спортсмены и т.д.)
Написали Гимн : поэт – Сергей Владимирович Михалков и композитор – Александр Васильевич Александров.
Учитель. Вот мы и познакомились с главными символами нашего государства.
8. Игра «Собери пословицу»
Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работа в группах)
Пословицы:
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
9. Рефлексия.
Ученик. Берегите Россию.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишины и покой.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!.
10. Итог занятия. Что нового узнали? Какие символы есть у нашего государства?