kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на проверку знаний учащихся по русскому языку в игровой форме, на формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитания любви к родному языку, воспитанию чувства коллективизма, сопереживания,  взаимовыручки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка"»

Турнир знатоков русского языка

в рамках Декады науки в начальной школе.

Цели: формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к родному языку.

Задачи:

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

  • формирование бережного, уважительного отношения к русскому языку;

  • формирование чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

  • развитие сообразительности, находчивости, орфографической зоркости, речи, мышления.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.


Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  • Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

  • Развитие речи и обогащение словаря.

  • Приобретение коммуникативных навыков.

Оборудование занятия:

Презентация к турниру, словарные слова на доске, названия команд, эмблемы, ребусы в картинках, плакаты с пословицами, высказывания о русском языке.

Условия проведения: две или три команды по 6 человек. Ученики заранее готовят названия команд и девизы. В течение игры команды за правильный ответ получают баллы (у кого больше – победитель).

Туры:

Разминочный.

Орфографический.

Лексический.

Фонетический.

Морфологический.

Сообразительный.

Синтаксический.




Ход турнира:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки.
    Чтение стихов учащимися.


Ученик 1.

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.


Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.


Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова.

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.



Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.


Ученик 5.

Я умею говорить по-русски,

Потому беседовать могу

С братом негром,

C докером французским,

С другом на кубинском берегу.


Ученик 6.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учитель: Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им. Сколько хороших слов сказано о русском языке!

Слайд № 2, 3, 4. Дети читают высказывания писателей о русском языке.

Русский язык необыкновенно богат. (Белинский Виссарион Григорьевич)

Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн Александр Иванович)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев Иван Сергеевич ).

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (Паустовский Константин Георгиевич)

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»


Учитель: - А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки русского языка!


Тур 1 «Разминочный» Слайд № 5.


«Вопрос-ответ»

У кого глаза велики? (У страха.)

Чем горю не поможешь? (Слезами.)

Кого по осени считают? (Цыплят.)

Что красит человека? (Скромность.)

Чем не кормят соловья? (Баснями.)

В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

Что надо беречь смолоду? (Честь.)


Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми.

Слайд № 6.


Рукой подать (близко)

В час по чайной ложке (медленно)

Морочить голову (обманывать)

Во весь дух (быстро)

Прикусить язык (замолчать)

Засучив рукава (хорошо работать)


Тур 2 «Орфографический» Слайд № 7.


Значение слова орфография в толковом словаре русского языка:


С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

Орфография, -и, ж.

1. Правила написания слов и их форм.

2. Само такое правильное написание. О. страдает у кого-н. (пишет с ошибками; ирон.).


Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный, «графо»-пишу. Таким образом, орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.


На доске карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы как можно быстрее. За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.

Слайд № 8.


во…зал

х…р…шо

к...ртина

ми…иметр

м…л...ко

уч...ница

м…рковь

к…ньки

уч...т…ль

п…льто

п...нал

п…тух

м…дведь

сп…сибо

д...журный

и…ку…тво


Тур 3 «Лексический». Слайд № 9.


Что такое лексика?

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

Лексика, -и, ж. Словарный состав языка, какого-н. его стиля, сферы, а

также чьих-н. произведений, отдельного произведения. Русская л. Просторечная л. Л. Пушкина.


Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. Очень часто сегодня слышишь из ваших уст слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Посмотрите сценку по этому поводу.


Сценка “Веселый урок” на тему: “Слова-паразиты”

1.Кого из поэтов ты знаешь лучше всех?

2.Пушкина, конечно. А что?

1.И мой это любимый поэт. Что ты знаешь о нем?

2.Все знаю.

1.Расскажи.

2.Э-э…Пушкин родился, так сказать, в 1799 году…

1.Стой, стой! Что это за Э. Пушкин? Эдуард, что ли? И “ не так сказать ”, а просто родился.

2.Нет, зовут его Александр Сергеевич. Ну, это просто…Короче говоря, он учился в лицее у этих самых…ну, как их…преподавателей и, так сказать, вынес из лицея очень многое.

1.Стой! Как это вынес? Что он вынес из лицея?

2.Знания, конечно.

1.Тебя послушаешь, так вроде бы вещи какие уносил Пушкин или книги и не вернул.

2.Зачем ему книги? Он сам их, как говорится, написал уйму.

1.Да, Пушкин написал много. И язык его совсем не засорен словами-паразитами. Прочитай любой отрывок из его произведения, сам убедишься.

Хромое словокривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов.


Слайд № 10.

Задание: Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:


Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

Об удачливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать  (как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

Очень быстро бежать (лететь стрелой)

Тур 4 «Фонетический» Слайд № 11.


С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

Фонетика[нэ], -и, ж.

1. Раздел языкознания - учение о звуках речи. Экспериментальная ф.

2. Звуковой состав языка. Русская ф.


Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.

Таким образом, фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.


На выполнение задания этого тура каждой команде отводится 3 минуты. За верно выполненное задание команда получает 4 балла.

а) Каждая команда получает карточку со словами.

Слайд № 12.

Ваша задача: сосчитать, сколько звуков и сколько букв в каждом слове: пеньки, солнце, моль, юла.

Правильно: пеньки – 6 букв, 5 звуков;

солнце — 6 букв, 5 звуков;

моль – 4 буквы, 3 звука;

юла – 3 буквы, 4 звука.

Слайд № 13.

б) Поставь правильно ударение и прочти: не был, не была, дельфин, досуг, километр, начал, повторит, скворечник, из скольких (частей), скучный, конечно, чтобы, что, теннис, украинский, красивее.

Ответ: нЕбыл, не былА, дельфин [д’], досУг, киломЕтр, нАчал, повторИт, скворечник [шн], из скОльких (частей), скучный [шн], конечно[шн] , чтобы[шн] , что, теннис[тэ], украИнский, красИвее.


Тур 5 «Морфологический» Слайд № 14.

Морфология, -и, ж. (спец.).

1. В названиях некоторых естественных наук: строение, форма. М. человека. М. животных. М. растении. М. почвы.

2. Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.

3. Принадлежащая языку система частей речи, их категорий и форм слов.


Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-

наука, таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…

Задание: назовите имена частей речи, которые подчёркнуты в стихотворении.

За каждую верно названную часть речи – 1 балл.

Слайды № 15.


ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА

….………….. школа,

Просыпается ………….

С ………………. весёлый

Новый школьный день пришёл.


Встали мы — ………………..,

Бьет …………… семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.


Мы ……….. отлично

На уроках дорожим.


Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.


Не и ни у нас ……….,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!


После школы, как известно,

Мы катаемся в санях,

Здесь особенно уместны

…………… ох и ах.


А потом у теплой печи

Повторяем части речи!



Тур 6 «Сообразительный» Слайд № 16.


Каждой команде предстоит разгадать по три ребуса.

За каждый правильно разгаданный ребус по два балла.


2.



Ответ:

1.

русский

2.

буква


Тур 7 «Синтаксический». Слайд № 17.


Толковый словарь Ожегова.


Синтаксис – 1. - раздел грамматики - наука о законах соединения слов и о строении предложений

2. - система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений

Синтаксис – (греч.) «строй, система» в русском языке обозначает ту часть, которая рассматривает законы сочетания отдельных слов в целые предложения.


Слайд № 18, 19.

Придай предложениям правильный вид:

Напригоркепаслисьгусионивытягивалишеиишипелидетибоялисьподходитькгусям.

На пригорке паслись гуси. Они вытягивали шеи и шипели. Дети боялись подходить к гусям.


Подведение итогов. Слайд № 20


Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.

Награждение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка"

Автор: Пирогова Галина Николаевна

Дата: 29.10.2023

Номер свидетельства: 638963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка""
    ["seo_title"] => string(58) "vneklassnoe_meropriiatie_turnir_znatokov_russkogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "529583"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575191275"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное мероприятие "Турнир Знатоков русского языка". "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-turnir-znatokov-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "196325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428045544"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "конспект внеклассного мероприятия "турнир знатоков русского языка " "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-turnir-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "223172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437376680"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_turnir_znatokov_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "378020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484138301"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Турнир знатоков русского языка»: внеклассное мероприятие»"
    ["seo_title"] => string(61) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "279995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453307621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства