привитие любви к великому русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Грамматический бой"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №18 города Тореза»
Внеклассное занятие по русскому языку
"Грамматический
бой "
Учитель 3-Б класса:
Филенко Оксана Ивановна
«Грамматический бой»
Внеклассное занятие по русскому языку
Цели проведения мероприятия: привитие любви к великому русскому языку, формирование интереса к нему как к учебному предмету, повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка. Задачи: 1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками. 2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку. 3.Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.
Формирование УУД:
Личностные результаты — развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
Межпредметные результаты изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Предметные результаты – умение применять орфографические правила, умение проверять написанное.
Предполагаемые результаты: закрепить знания и умения, полученные на уроках; повысить общую языковую культуру, привлечь учащихся к активности в проведении предметных недель.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления, здоровье-сберегающие технологии, игровые, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения.
Оборудование: аудиозапись или клип «Песня о русском языке», карточки с изображением рыбок в аквариуме, презентация «Словарные слова по русскому языку для учащихся 2 класса», смайлики – человечки настроения, карточки для творческого конкурса.
Ход мероприятия
1. Вступление.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя время он сам слово за слово начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.
Могуч и прекрасен наш родной язык. (слова записаны на доске)
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, правильно ставить ударение в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета. Сегодня будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Нам предстоит выяснить и выбрать лучших знатоков русского языка. В своей команде вы назовёте их сами. Перед вами – человечки настроения: веселое, грустное, серьезное.
Выберите свое настроение. Подумайте, какую оценку вы бы хотели сегодня получить за урок?
Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Глухое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.
Отправляя поздравленья
Помни правила склонения,
Род, число и падежи —
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы
Вроде маленьких зверьков.
Им охота порезвиться, обмануть учеников.
Люблю тебя грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
2. Грамматический бой.
А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете русский язык. Проведем «Грамматический бой».
(класс делится на три команды, каждая придумывает название и девиз)
Представление команд.
Команда 1: «Умники»
Нет ошибкам! – наш девиз
Мы грамотны – и это лучший приз!
Команда 2: «Знатоки»
На любой вопрос на свете
Вам знаток всегда ответит!
Команда 3: «Грамотеи»
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Разминка:а) «Доскажи словечко»
-Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …(конём)
-Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(карандаш)
-Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная…(картошка)
-Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я …(капуста)
-Мчусь, как пуля, я вперёд, лишь поскрипывает лёд, да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)
-По дороге наша Машенька идёт, за верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза – очень длинная у девочки…(коса)
б)«О ком или о чём говорится?»
-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник)
-Что такое ручкохранилище? (пенал)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (глобус)
-Как называется школьный известняк? (мел)
- Он бываем между корнем и окончанием. (суффикс)
-Слово белый по отношению к слову черный. (антоним)
Задание 1.«Назови одним словом».
(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет — имя существительное; например: храбрый человек — храбрец)
БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — болтун, болтушка;
ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК — лентяй, ленивец;
МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК — мудрец;
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК — добряк;
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК — умелец;
БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК — богатый, богач;
ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК — грубиян;
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — силач;
ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК — весельчак.
( каждой команде по три словосочетания)
Задание 2. «Загадка в загадке».
(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)
1. Сидит де ... во сто шу … одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2. На п … ляне л … сной
Под могучей с … сной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
3. Через поле и л … сок
Подается г … л … сок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
Задание 3. «Отгадайте героев сказок»
(узнай произведение и автора, каждой команде по три вопроса)
* Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
* Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
* Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
* Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …
(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)
* По амбару метен, по сусекам скребён,
На сметане мешан,
В печку сажен, на окошке стужён,
Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …
(русская народная сказка «Колобок»)
* В широкополой шляпе. Ходит с прекрасной шарманкой по городу. Пением и музыкой добывает себе на хлеб …
(А.Толстой «Приключения Буратино», папа Карло»
* Ест за четверых, работает за семерых.
До светла всё у него пляшет:
Лошадь запряжёт, полосу спашет,
Печь затопит, всё закупит, заготовит …
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)
* Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …
(Н.Носов «Приключения Незнайки»)
* Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …
(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)
Ведущий: Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?
Загадки для 1 команды
Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка-кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице — аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
Загадки для 2 команды
Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали… (Дюймовочка)
Бабушка в лесу живёт, Травы-зелье собирает, Пол в избе метлой метёт. В ступе по небу летает, Из кости её нога. Эту бабу звать… (Яга)
Загадки для 3 команды
Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в чернилку сунул Деревянный нос? (Буратино)
Задание 4.«Соберите пословицу»
1 Команда— «Человек без Родины, что соловей без леса»
2 Команда— «Если дружба велика, будет Родина крепка»
3 Команда— «Тот герой, кто за Родину горой»
Задание 5. «Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите лишнее.
1 Команда
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)
2 Команда
ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.
Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. (лишнее слово — Оля)
3 Команда
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: клей пластилин краска ветер. (лишнее слово — ветер)
Задание 6. «Получи слово»
1 Команда
— Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)
2 Команда
— Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
3 Команда — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)
Задание 7. «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)
(у каждой команды на карточках напечатаны фразеологизмы)
1. Голоден как … (волк).
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Болтлив как … (сорока).
Как мокрая … (курица).
2. Клевать носом - … (дремать).
Зарубить на носу - … (запомнить).
Чесать языком - … (болтать).
Дать стрекача - … (убегать).
Ломать голову - … (думать).
Конкурс «Редактор»
Сейчас мы проверим, в какой команде внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
Зимние каникулы я правёл у дяди Сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.
3. Подведение итогов, награждения.
Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Соберите воедино части высказывания, прочитайте, что у вас получилось: «Богатство языка есть богатство мыслей» (Карамзин)