Цель мероприятия: Напомнить учащимся рассказы и сказки, на примере которых обратить внимание детей на необходимость внимательного и бережного отношения к людям.
Задачи:
1 Проверить умение детей по выражению лица, позе интонации определять состояние, настроение людей.
2. Выяснить, насколько дети могут проявлять жалость, сострадание, готовность помочь и оценить помощь, оказанную им.
Жил-был мальчик. Самый обыкновенный. Такой же, как и вы.
Однажды утром он проснулся, открыл глаза. Сквозь занавески в комнату заглядывало хмурое утро. Данилка (так звали мальчика) вспомнил свой сон – снилось ему что-то чудесное, волшебное, яркое! А тут серый день начинается… Вы бы не расстроились?
- Пусть всегда буде солнце!.. – не очень громко пропел Данилка. И вдруг в комнате что-то засверкало. Что это? (незаметно зеркальцем поймать солнечный зайчик)
Солнечный зайчик! Он взобрался на стену и приблизился к Данилке. Мальчику сразу стало очень тепло и очень весело. А дальше произошло еще одно чудо – Солнечный зайчик заговорил:
-Доброе утро, Данилка!
Мальчик даже протер глаза. «Неужели я еще сплю?»- подумал он.
-Не удивляйся, Данилка, я пришел к тебе, потому что ты веришь, что в ненастный день может быть солнце!
-Ты будешь со мной дружить? – обрадовался мальчик.
- А ты умеешь дружить – в свою очередь спросил Солнечный зайчик.
- Конечно. Что же тут уметь? – удивился Данилка.
- Это мы еще увидим.
-Как все замечательно!- воскликнул Данилка и стал прыгать на одной ножке, приговаривая: «Не буду убирать постель, бабушка пусть уберет. А мне сегодня неохота».
И в этот миг Солнечный зайчик исчез.
- Зайчик, Солнечный зайчик, где ты? – закричал мальчик, но в комнате было тихо и темно. Данилка раздвинул занавески и увидел на небе тучи. «Откуда взялся Солнечный зайчик?» - подумал он. «Да ведь он волшебный!» - догадался Данилка. И тут же испугался, что зайчик больше не появится. «Нет, надо быть мужчиной!» - мальчик вспомнил папины слова и начал убирать свою постель. Когда он поднял голову, то увидел, что на столе, свесив ножки, уютно сидел Солнечный зайчик. «Опять появился! А почему он пропадал? Наверное, случайно», - подумал Данилка.
(А вы как думаете, случайно пропал Солнечный зайчик?)
- Пока никому не говори, что мы познакомились. Это будет наша тайна,- тихо шепнул Солнечный зайчик.
Данилка радостно согласился.
- Вот здорово! У меня есть своя тайна!
И тут в комнату вошла бабушка. Лицо у нее было какое-то странное. Данилка подумал, что она сердится и ничего не видит, что он уже умыт, причесан и постель заправил. Неужели не заметила?
Бабушка поторопила его со сборами: «Поторопись, иначе в школу опоздаешь!»
«Ничего не заметила, зря старался», - проворчал Данилка.
Солнечный зайчик исчез. А Данилка решил, что в этом виновата бабушка.
Перед уходом Данилка заглянул в комнату, чтобы проститься со своим новым другом – Солнечного зайчика там не было. Пропал. «Почему?» - не понял мальчик и рассердился на бабушку. Даже лицо ее показалось ему злым. Данилка шагал в школу расстроенным. Бабушка, тяжело дыша, с трудом поспевала за ним. Что- необычное было в ее фигуре, в ее лице. У мальчика сжалось сердце – бабушку свою он очень любил. Он взял бабушку за руку и ласково спросил:
- Что с тобой, бабушка?
-Плохо что-то мне сегодня. Видно погода такая, серая и хмурая, - тихо ответила бабушка.
И тут Данилка заметил, что лицо у нее вовсе не злое и сердитое, а больное и печальное.
«Ну какой же я невнимательный!» - с горечью подумал мальчик и тут же почувствовал что-то теплое и ласковое на плече. Там, как у себя дома, уютно расположился Солнечный зайчик. «Вернулся! Почему?» - не понял Данилка.
( А вы поняли, почему вернулся Солнечный зайчик?)
- Не расстраивайся, Данилка! Сейчас мы поможем бабушке, - сказал Солнечный зайчик.
- А как?
- Подумай сам!
- Бабушка, держись за меня покрепче. Дорогая, не спеши, мы не опоздаем, не волнуйся.
Бабушка с трудом улыбнулась, но пошла немного увереннее и быстрее. И тут Данилка увидел, что по ее лицу и по волосам пробежал Солнечный зайчик. Бабушка зажмурилась и прошептала: «Вот и солнышко пробилось сквозь тучи. И дышать стало легче. Спасибо тебе, внучек, сердце вроде не болит».
Данилка и Солнечный зайчик простились до вечера.
А по вечерам Солнечный зайчик стал читать Данилке разные книжки и они много беседовали.
Когда я услышала эту историю, я подумала, что вам тоже захочется узнать, что же читали мальчик и Солнечный зайчик, и о чем вели беседы.
Первое, что прочитали друзья, были стихи:
( Читаем и вспоминаем хором)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайчик.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все - равно его не брошу,
Потому что он - хороший.
Кто сочинил эти стихи? Замечательный детский поэт Агния Барто.
(Приготовить три портрета девочек с разным выражением лица)
А теперь посмотрите на портреты. Вы видите трех девочек. Как вы думаете, какая из них – хозяйка зайки, какая его бросила, какая оторвала мишке лапу, а какая из девочек пожалеет мишку?
(Дети обсуждают и объясняют свои ответы)
Можно подвести итог и подтвердить правильность ответов детей.
Посмотрите, какая эта девочка равнодушная, безразличная, она играла с зайкой в саду, но быстро забыла про него и оставила под дождем.
А эта девочка явно любит подраться, часто обижает других.
А эта девочка – добрая. Она и пожалеет мишку.
О казывается, очень важно обращать внимание на выражение лица своих близких – мам, пап, бабушек, младших и старших сестренок и братишек, друзей, да и просто посторонних людей, оказавшихся рядом.
Затем Солнечный зайчик прочитал Данилке рассказ В.Осеевой «Сыновья»
(Если детям знаком рассказ, то можно попросить их припомнить содержание, если нет, то прочитать рассказ вслух).
Все мальчики хорошие, каждый по-своему, но двое из них не сделали главного.
Чего не сделали два сына?
Они не помогли своим мамам. А вы всегда помогаете мамам, бабушкам, учителю? Это касается и мальчиков и девочек.
Дальше читаем или вспоминаем сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Вопрос: А если бы у вас остался последний лепесток, то, какое бы желание загадали вы?
(Обобщаем ответы – часто желания детей совпадают – их надо уловить и систематизировать, таким образом, установить общность основных человеческих желаний: здоровья, спокойствия близким людям, мира и др.)
Все знают, как выглядит лимон? Дело в том, что не только цветик – семицветик может оказаться волшебным, но и лимон тоже.
Читаем «Рассказ о лимоне» Константина Паустовского.
О бсудить с ребятами: правильно ли поступил мальчик?
Как вы думаете, это - сказка, что зацвел лимон?
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И красным девицам тоже.
В жизни, когда человек делает доброе дело, вокруг него распускаются такие цветы.
Для злых и невоспитанных, невнимательных людей они невидимы, они их просто не замечают. А добрые и внимательные их чувствуют, видят. И стараются, чтобы их распускалось как можно больше. И на душе от этого радостнее у всех окружающих людей.
Данилка с Солнечным зайчиком прочитали много книжек. Мы с вами их тоже постараемся прочитать.
Ребята, читайте добрые книжки, и вам будет легче и радостнее жить и учиться.
Радостнее и спокойнее будет всем, кто рядом с вами.