kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательное мероприятие о пользе грибов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "В царстве грибов"»

Тема. В царстве грибов.

_____________________________________________________________

Цели урока:

  1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

  2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

  3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

  2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

  3. Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.

  4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Форма проведения урока: урок - путешествие с элементами научного анализа. Имеется презентация урока.

I. Организационный момент.

Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в

кругу, к которому прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.

  • Здравствуйте, ребята!

  • Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  • А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное

отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и

доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его

примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И

таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до

меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.

(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)


До меня сигнал дошел,

Начинаем разговор.

  1. Повторение пройденного материала.

  • Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

  • Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

  • Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

  • Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

  • А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

  • Какую роль в природе и жизни человека играют животные?

Почему многие виды диких животных становятся редкими?

Что люди делают для охраны животных?

  • Итак, мы отправляемся в лес на природу.(фонограмма “Голоса леса ”).

  • Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

  • Молодцы!

  • А давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает и не создано руками человека). - Правильно.

  • Какая бывает природа? (Живая и неживая).

На доске появляется схема 1 (Приложение 1)

  • Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

  • Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу.

Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой


или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом - к неживой. Готовы?

(Проводится игра. На доске анимационные явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, ...).

  • Молодцы. Какие вы внимательные!

  • Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).

Схема на доске пополняется: (Схема2 Приложение 1)

  1. Сообщение темы и задач урока.

  • Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

  • Что это? {это гриб).

Верно. Речь пойдет о грибах.

  • Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы.

  • Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

  • Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.

На доске: микология (“микос ” - гриб, “логос ” — наука).

  • Как можно перевести “микология” с латыни? {Наука о грибах).

  • Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб- боровик (белый гриб) - всем грибам голова.

Запись голоса боровика;"Здравствуйте, ребята ! Я рад сопровождать вас в

нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в

том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина ”.

  • Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

  • Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов волнушкистарые старушки; опенкибольно ноги тонки; сморчки- старички; маслята — дружные ребята; лисички — сестрички и т.д.).

  • Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

  • Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков - писатель и знаток русской природы.)

  • К вашим стульям прикреплен лист дерева, каждый вместе со своим стулом отправится в ту лесную лабораторию, где обозначен такой же лист на столе.

(Дети переходят в группы).

  1. Изучение материала.

  • Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки - этот лесной трофей будете складывать в соломенные корзинки.

  • Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая).

  • Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают...)

  • А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

  • Почему? (Они растут на земле).

  • А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

  • Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

  • А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества.

Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

  • В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

(Нет).

  • А к миру животных? (Тоже нет).

  • Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

  • Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Дополняю схему на доске. (Схема 3 Приложение 1)

  • А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

  • Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.

  • Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными Дополняем таблицу. (Схема 4 Приложение 1)

  • На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.

(Рисунок 1.JPG)

  • Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

  • Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.

  • Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

  • В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело ”.

  • Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

  • Молодцы. Запишите слева.

  • А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

  • Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

  • А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий) ”

  • Запишите справа.

  • А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?

  • Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из

них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем


плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

  • А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).

  • Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Содружество растений и грибов.

  • Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!

Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.

  • О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).

  • Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Например, маслята - под хвойными, белые - под дубами...

  • Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

  • У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают.

Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

  • Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

  • Встаньте, ребята, пожалуйста!

  1. Физкультминутка.

(Под запись «Голоса леса»). (Приложение 2)

VI. Продолжение изучения материала.

  • Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

  • Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.

А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.


  • Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).

Показ гриба трутовика, который дерево точит.

  • Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы. (Рисунок 2.JPG).

  • Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки . Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу.

  • А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они - грибы.

(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)

  • Что это? (Плесень).

  • А я называю плесень грибами.

Практическая работа с микроскопами.

-Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права.

(Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).

  • Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

  • Можно назвать ее грибом? (Да).

  • Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

  • Почему? (У нее нет шляпки).

  • Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые ” Знали ли вы об этом?

Дополняется схема 5 (Приложение 1)

  • Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).

  • Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Демонстрирую упаковку таблеток.

  • А люди используют грибы в пищу? (Да).

  • Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

  • Правильно. Молодцы.

  • Я пришла к вам с непустыми руками,

Я пришла с грибами, (показ банки с маринованными грибами).

  • Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

  • Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

  • До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

  • Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).

  • Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы- подснежники”. Они занесены в Красную книгу России . А еще есть грибы - “скороспелки” на деревьях - это вешенки. (Показ настоящих грибов).

  • А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

  • Возьмите тест. (Приложение 3). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет - то ставите “минус”.

Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса ”).

  • Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).

123456789 10

+ - + - - + + - + -


  • Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.

  • Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.


Обобщение о значении грибов.

  • А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

  • Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

  • Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

  • Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). Дополняется схема 6 (Приложение 1)

  • Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

  • А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Показ гриба “Бледная поганка ”.

  • Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно- зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.

  • Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

  • А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное - несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).

Звучит запись “Голоса леса ”. Дети работают.

  • Закончили. Давайте проверим.

  • Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).

  • Молодцы, справились с заданием.

Дети выставляют корзины к доске.

  • А те, которые на столе - ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

  • Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Провокация: Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна - все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

  • Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов). Звонит мобильный телефон.

  • Ой, ребята, извините, пожалуйста.

  • Алло, доктор Пилюлькин?

  • Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.

  • Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!

Входит доктор Пилюлькин.

  • Здравствуйте, ребята!

  • Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

  • И так, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

  • Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

  1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону .... “03”.

  2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в

большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.


В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

- Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!

Доктор Пилюлькин уходит.

  1. Подведение итогов урока.

Давайте подведем итоги.

Вопросы: 1 группе: Грибы - это растения или животные? (Особое царство природы).

  1. группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).

  2. группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).

4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).

  1. Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

  • Сегодня мы так много узнали на уроке.

  • Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

-Поработали на “5”,

А теперь всем отдыхать!

  • Всем спасибо за хорошую работу!





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "В царстве грибов"

Автор: Михайлец Светлана Анатольевна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Окружающий мир. Интегрированый урок " Царство грибов". "
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhaiushchii-mir-intieghrirovanyi-urok-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "236158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация  урока биологии :"Царство Грибы. Общая характеристика".6 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-uroka-biologhii-tsarstvo-griby-obshchaia-kharaktieristika-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119899"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413549399"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок по биологии "Царство грибы". "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-po-biologhii-tsarstvo-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "189040"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426788880"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "В царстве грибов. "
    ["seo_title"] => string(19) "v-tsarstvie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "103183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402570989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства