Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Форма проведения урока:урок - путешествие с элементами научного анализа. Имеется презентация урока.
I. Организационный момент.
Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в
кругу, к которому прикреплен лист дерева. Они все разные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.
Здравствуйте, ребята!
Ярада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное
отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и
доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его
примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И
таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до
меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.
(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
Повторение пройденного материала.
Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
Почему многие виды диких животных становятся редкими?
Что люди делают для охраны животных?
Итак, мы отправляемся в лес на природу.(фонограмма “Голоса леса ”).
Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
Молодцы!
А давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает и не создано руками человека). - Правильно.
Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема 1 (Приложение 1)
Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу.
Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой
или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом - к неживой. Готовы?
Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).
Схема на доске пополняется: (Схема2 Приложение 1)
Сообщение темы и задач урока.
Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это? {это гриб).
Верно. Речь пойдет о грибах.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы.
Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.
Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология”.
А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
Почему? (Они растут на земле).
А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества.
Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
(Нет).
А к миру животных? (Тоже нет).
Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Дополняю схему на доске. (Схема 3 Приложение 1)
А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)
Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.
Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными Дополняем таблицу. (Схема 4 Приложение 1)
На ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.
(Рисунок 1.JPG)
Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.
Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.
Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело ”.
Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
Молодцы. Запишите слева.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий) ”
Запишите справа.
А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?
Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из
них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем
плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).
Содружество растений и грибов.
Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску!
Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”.
О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами).
Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Например, маслята - под хвойными, белые - под дубами...
Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).
У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают.
Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.
Встаньте, ребята, пожалуйста!
Физкультминутка.
(Под запись «Голоса леса»). (Приложение 2)
VI. Продолжение изучения материала.
Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов.
А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.
Как вы думаете, где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).
Показ гриба трутовика, который дерево точит.
Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы. (Рисунок2.JPG).
Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки . Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу.
А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они - грибы.
(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)
Что это? (Плесень).
А я называю плесень грибами.
Практическая работа с микроскопами.
-Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права.
(Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб).
Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).
Можно назвать ее грибом? (Да).
Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
Почему? (У нее нет шляпки).
Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые ” Знали ли вы об этом?
Дополняется схема 5 (Приложение 1)
Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).
Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
Демонстрирую упаковку таблеток.
А люди используют грибы в пищу? (Да).
Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
Правильно. Молодцы.
Я пришла к вам с непустыми руками,
Я пришла с грибами, (показ банки с маринованными грибами).
Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).
Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.
До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:
Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).
Это сморчки и строчки. (Показ картинки в книге). Их называют грибы- подснежники”. Они занесены в Красную книгу России . А еще есть грибы - “скороспелки” на деревьях - это вешенки. (Показ настоящих грибов).
А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?
Возьмите тест. (Приложение 3). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет - то ставите “минус”.
Идет работа в группах по тесту (запись “Голоса леса ”).
Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.
На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы группы).
123456789 10
+ - + - - + + - + -
Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.
Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.
Обобщение о значении грибов.
А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).
Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться). Дополняется схема 6 (Приложение 1)
Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка ”.
Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно- зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное - несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).
Звучит запись “Голоса леса ”. Дети работают.
Закончили. Давайте проверим.
Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).
Молодцы, справились с заданием.
Дети выставляют корзины к доске.
А те, которые на столе - ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.
Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Провокация: — Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна - все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов). Звонит мобильный телефон.
Ой, ребята, извините, пожалуйста.
Алло, доктор Пилюлькин?
Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.
Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
Входит доктор Пилюлькин.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, доктор Пилюлькин!
И так, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону .... “03”.
До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в
большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
- Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!
Доктор Пилюлькин уходит.
Подведение итогов урока.
Давайте подведем итоги.
Вопросы: 1 группе: Грибы - это растения или животные? (Особое царство природы).
группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).
4 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
Сегодня мы так много узнали на уроке.
Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.