Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"
Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"
Урок усвоения и закрепления знаний о погибших героях нашего города, осознания важности истории родного края, развивает умения анализировать и логически размышлять о былых временах, воспитывает чувства ценности своей жизни и жизни окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Горловки
«Школа-интернат с предоставлением дошкольного учреждения»
Урок мужества в рамках проведения урока гражданственности и духовности Донбасса
3 класс
Тема: "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"
Учитель
Гриб Анастасия Владимировна
Горловка
2020
Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"
Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.
Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.
Область применения: Урок Мужества.
Формы и методы реализации: урок и презентация.
Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.
Содержательная часть
Ведущий:
Вам, кому ещё нет 16…. Всем, кто пока не знает, что такое война… Посвящается, Чтобы помнили… Чтобы поняли…
Ученик:
Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край, Солдаты, подарили вы планете Великий май, победный май! (Слайд№1)
Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
Звучит запись с голосом Левитана.
Ученик:
Страна цвела. Но враг из-за угла Свершил налёт, пошёл на нас войною. В тот грозный час; Стальною став стеною, Вся молодость оружие взяла, Чтоб отстоять Отечество родное.
Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.
Звучит запись песни “Священная война”.
Ученик:
Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звёзды На полотнах знамён унося.
Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. ( Слайд№13)
Ученик:
Под Брест Кого не заносило! Сюда шли лавою стальной, Но расшибались вражьи О город наш берестяной. Встречала Родина ненастья Огнём, мечом или штыком, Чтобы в реке Орлов и свастик Ржавел и гнил металлолом.
Ведущий: И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой.7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. (Слайд № 14-15)
Ученик.
Речка Нара, речка Нара, Недлинна, неширока, Но когда бывает надо – Неприступная река. Вот на этой речке Наре В землю, в небо, в пламень, в лёд Врос интернациональный Необученный народ. И, как будто по соседству, Защищая род людской, Принимали свой последний И решительный свой бой. Штык сломался от удара… Окровавленный кулак… Он не даст в обиду Нару, Этот парень-сибиряк. Вот лезгин ползёт с гранатой, Чёрный снег, хватая ртом: Здесь, у этой речки Нары, Защищает он свой дом. А война – она не сказка С добрым сахарным концом! Вот башкир-десятиклассник В русский снег упал лицом. На усах стеклится наледь, Затвердела боль в глазах: То на снег у речки Нары Запорожский пал казак. Мы-то знаем, не напрасно Пала горсточка ребят, Что теперь в могиле братской, БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат. За страну у речки Нары Головы свои сложив, Все отдали, все, что надо… А ведь надо было – жизнь.
Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (Слайд№16-17)
Ученик:
Давно ль, пройдя равнины и болота, В него ломился разъярённый враг И об его чугунные ворот Разбил свой бронированный кулак. Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы, – И мы, огонь познавшие и голод, Непобедимы в городе своём, И не взломать ворота в этот город Ни голодом, ни сталью, ни огнём.
Ведущий: Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. (Слайд №18)
Ученик:
Здесь орден мужества надет на грудь земли, Недаром эта грудь истерзана снарядом, Со смертью билась жизнь, И смерть враги нашли, И победила жизнь в боях под Сталинградом. (Слайд№19-24)
Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. (Слайд№25-26)
Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.
Боец 1.
Ты обо мне в слезах не вспоминай, Оставь свою заботу и тревогу. Не близок путь, далёк родимый край, Но я вернусь к знакомому порогу!
Боец 2.
По-прежнему моя любовь с тобой, С тобою Родина, ты не одна , родная. Ты мне видна, когда иду я в бой, Своё большое счастье защищая.
Боец 3.
На голос твой я сердцем отзовусь, И на заботу подвигом отвечу. Я далеко, но я ещё вернусь. И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.
Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.
На экране – документальные фотографии военных лет.
Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой, Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. Дымилась роща под горою, И вместе с ней горел закат… Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят. Как много их, друзей хороших, Лежать осталось в темноте У незнакомого посёлка На безымянной высоте. Эх, дороги… Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Снег ли ветер Вспомним, друзья… Нам дороги эти Позабыть нельзя.
Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)
Слава пионерам– героям, Сынам полков, юным разведчикам, Защитникам русской Земли В памяти нашей сегодня и вечно, Все они живы, все, все, все!
Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях. (Слайд №29-32)
Звучит голос Левитана об окончании войны.
Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!
Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)
Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”
Ученик:
Имя твоё неизвестно, солдат! Был ты отец, или сын, или брат, Звали тебя Иван и Василий… Жизнь ты отдал за спасенье России.
Ученик:
Нами твой подвиг, солдат, не забыт – Вечный огонь на могиле горит, Звёзды салюта в небо летят, Помним тебя, Неизвестный Солдат!
Ученик:
Янтарные рассветы и закаты, И белизна снегов, и зелень трав. Для нас все это сберегли солдаты, Врага разбив и смертью смерть поправ.
Ученик:
Мы утро новое улыбкой встретим И не забудем в этот ранний час, Что солнцу могут улыбаться дети Лишь потому, что мы сильны сейчас.
Ученик:
Мы мечтаем, учимся, строим На просторах мирной земли, Потому что бойцы – герои От огня планету спасли.
Ученик:
Никогда не забыть, поверьте, Как во имя светлой зари Шли на смерть, а вошли в бессмертие Наши чудо-богатыри.
Ученик:
Под победоносным стягом Мы шли в сраженья за родной народ И от Москвы дошли до стен рейхстага… Вечная слава героям! Вечная слава!
Ученик:
Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно не мертвым, Это нужно живым! За великую победу Славьтесь и отцы, и деды! Победа! Победа!
Ученик:
Во имя Отчизны – Победа! Во имя живых – Победа! Во имя грядущих – Победа!
Ученик:
Мы – дети свободной и мирной страны, Народ наш великий не хочет войны! И матери наши, и наши отцы – За мир, за свободу, за счастье борцы!
Ученик:
Мы учимся в школе, Растим тополя, Мы любим походы в леса и поля.
Ученик:
Нам в жизни открыты любые пути, Под небом спокойным хотим Мы расти! Дети исполняют песню “Пусть всегда будет солнце!”
Ученик:
Это песня о солнечном свете, Это песня о солнце в груди, Это песня о юной планете, У которой все впереди!
Ученик:
Всем детям планеты хочется мира! Детям Вьетнама и детям Алжира! Детям Ирака, детям Эллады,
Ученик:
Все говорим мы: “Войны – не надо!” Пусть вместо плача слышится смех – Солнца и радости хватит на всех.
Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.
Пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда!
Прошу всех встать! Минута молчания
Ученик:
Люди! Покуда сердца Стучатся, – Помните! Какою Ценой Завоевано счастье – Помните! Песню свою Отправляя в полет, – Помните! О тех, Кто уже никогда Не споет, – Помните! Детям своим Расскажите о них, Чтоб Запомнили! Детям Детей Расскажите о них, – Чтобы тоже Запомнили! Во все времена Бессмертной Земли Помните! Встречайте Трепетную весну, Люди земли Убейте Войну, Прокляните Войну! Люди земли” Мечту пронесите Через года И жизнью Наполните! Но о тех, Кто уже не придет Никогда, – Заклинаю, – ПОМНИТЕ!
Саша Бородулин родился в Ленинграде 8 марта 1926 года, в семье Ивана Алексеевича и Марии Фёдоровны. У него было две сестры — старшая Тася и младшая Ира. Семья переехала в Карелию, а потом в посёлок Новинка в 70 км от Ленинграда. Здесь Саша пошёл в школу, стал пионером, был избран председателем совета пионерской дружины
Когда началась война, Саше было 15 лет. Закончив 7 класс, он вступил в комсомол в сентябре 1941 года добровольцем пошёл в партизанский отряд[1]. Вёл разведку для партизан. Отличился в бою партизанского отряда под командованием И. Г. Болознева за станцию Чаща[2]. Зимой 1941 года был награждён орденом Красного Знамени[3].
Погиб летом 1942 года под Оредежем, прикрывая отход партизанского отряда. Посмертно награждён вторым орденом Красного Знамени[1].
Память
Именем Саши Бородулина названы: улица в посёлке Крестцы Новгородской области[1]; улица и переулок в посёлке Новинка Ленинградской области[4]; улица в посёлке Оредеж Ленинградской области, расположенная недалеко от братской могилы, где похоронен Саша Бородулин
Его имя носила школа в посёлке Новинка, ныне закрытая
До 1991 года имя А. Бородулина носила средняя школа № 97 города Ленинграда (ул. Дрезденская, 19). После распада СССР памятная доска была снята и утилизирована. Закрыт был и небольшой музей А. Бородулина (второй этаж школы, кабинет истории)[источник не указан 2601 день]
В память о Саше Бородулине установлена мемориальная доска на здании Новинской администрации[2]
Имя Бородулина носил теплоход Балтийского пароходства[2].
В 2015 году барельеф Саши Бородулина установлен на Аллее пионеров-героев (Ульяновск)
Коробко́, Васи́лий Ива́нович или Ва́ся Коробко́ (31марта 1927, деревня Погорельцы Семёновского района Черниговской области — 1 апреля 1944) — пионер-герой, вступил в ВЛКСМ в партизанском отряде, юный партизан, награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять поездов, сотни гитлеровцев. Погиб, прикрывая отход товарищей, попавших во вражескую засаду
Родился 31 марта 1927 года в селе Погорельцы Семёновского района Черниговской области УССР.
С началом Великой Отечественной войны фронт подошёл вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил Вася Коробко.
Однажды на свой страх и риск Вася подпилил сваи моста возле своей родной деревни. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьёзное дело: стать разведчиком в логове врага.
В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передаёт партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти поездов с живой силой и техникой врага.
Позднее он был принят в партизанское соединение Героя Советского Союза Петра Петровича Вершигоры... Погиб смертью героя в бою 1 апреля 1944 года при выполнении очередного задания в Белоруссии.
Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Ва́ля Ко́тик (Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — советский пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой[1] Герой Советского Союза — на момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в семье служащего.
К началу войны он только перешёл в пятый класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами, устроив засаду, убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, подорвав гранатой машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве[уточнить] прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.
29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.
В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В июне 1958 года Валентину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Мара́т Ива́нович Казе́й (белор. Мара́т Іва́навіч Казе́й, 10 октября 1929 года, деревня Станьково, Койдановский район, Минская область, БССР, СССР — 11 мая 1944 года, деревня Хоромицкие, Узденский район, Минская область, БССР, СССР) — советский белорусский пионер-герой, юный красный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).
Отец Марата — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтийском флоте. Проходил военную службу на линкоре «Марат», в честь которого назвал сына Маратом[1]. Затем работал на Дзержинской машинно-тракторной станции, возглавлял курсы подготовки трактористов, был председателем товарищеского суда, в 1935 году был арестован за «вредительство», реабилитирован посмертно в 1959 году[1].
Мать Анна Александровна Казей тоже была активисткой, входила в избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет СССР. Как и муж, подвергалась репрессиям, дважды арестовывалась по обвинению в «троцкизме», но была отпущена . Несмотря на аресты, продолжала активно поддерживать Советскую власть. Во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске.
После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября.
Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна Казей получила тяжелое обморожение ступней ног, требовалась ампутация. Было принято решение отправить её на «большую землю», но состояние ухудшалось, и ампутацию провели в полевых условиях. Ариадна была эвакуирована на самолёте только 14 июня 1943 года. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
Впоследствии Марат стал разведчиком штаба 200-ой партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского под командованием комбрига Н. Ю. Баранова. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».
В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан[2]. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.