Цель мероприятия: формировать добрые взаимоотношения между детьми в кружке, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам. На доске пословицы:
Друга иметь – себя не жалеть; Друга ищи, а найдешь - береги; Друг за друга держаться – ничего не бояться Друг познается в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Ход мероприятия
I. Приветствие. Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» - Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. II. Сообщение темы занятия. На доске эпиграф: Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие!
- Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести правила дружбы.
2.Беседа с детьми.
- Как мы учимся? - Трудимся? - Друг другу помогаем? - Друг друга уважаем?
- Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в коллективе, как вы себя чувствуете в нашем коллективе? (идут высказывания детей).
3. Тренинг. - А сейчас, мы с вами потренируемся. (Работа в парах). - Выразите одобрение по поводу успеха товарища в какой-то области (учебе, спорте, изучении языков…) - Утешьте в связи с какой-то неудачей… Поддержите. - А закончить можно словами С.Михалкова:
Когда живется дружно, Что может лучше быть? И ссориться не нужно, И можно всех любить.
4. Анализ ситуаций.
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение. 1. Послушайте рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. - Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. - Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
2. Послушайте рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. - Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно: - Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я! - Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже
. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
5. Мимическая гимнастика.
- Улыбнитесь друг другу. - Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. - А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
6. Могут ли руки подружиться?
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? - Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
7. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)
- Какая она на ощупь? - На вкус? - С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово дружба? - Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?
Правила дружбы
- Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей. Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, … Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …
Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).
8. Игры на сплочение коллектива.
«Тролли». Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
«Прогулка слепых». Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте. * Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
«Паутина». Оборудование: заранее сплетенная из веревок «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
«Переправа». Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится «маятник» (канат крепится к опоре). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли. Обязательна страховка!
«Электрическая изгородь». Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т. д.). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.
Комплименты
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч.
Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
Колдуны.
Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою
Давайте с вами выработаем правила дружбы, И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАИВЛА СОБЛЮДАТЬ.
Не выдавать чужие секреты; Всегда быть откровенным с другом; Не бойся попросить прощения; Не груби; Не надо менять друзей; Надо быть постоянным в дружбе; Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим; Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
9. Подведение итогов занятия. - Кого мы называем другом? - Каких друзей нам хотелось бы иметь? - А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе) - Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?