Просмотр содержимого документа
«Учимся быть добрыми»
Тема: «Учимся быть добрыми»
Цели:
- прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества;
- на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро», «зло»;
- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
- развивать представления учащихся о добре и зле;
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- развивать самооценку;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность.
Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).
Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД: Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД: 1. Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. 2. Формирование нравственного сознания младшего школьника. 3. Формирование начальных нравственных представлений, знакомство с нравственными понятиями: «Что такое добрый поступок?»
Форма проведения: Путешествие
Методы: Беседа – игра.
1.Организационный момент. Интрига Слайд№1
На слайде слова, читаем хором.
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
-Добрый день, ребята! Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить?
- Мы будем учиться быть добрыми. Слайд№2
2.Основная часть.
- Сейчас мы отправимся в путешествие. Попасть нам помогут сказочные цветы. Эти цветы помогут нам вернуться наз
Звучит песня «Дорогою добра».
-Послушайте песню, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, расскажите.
- Что же такое добро?(Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…) Слайд№3
-Прочитаем определение о добре В.Даля.
-Что же такое зло? Это противоположное добру: дурное, плохое.
-Мы живём на планете Земля. Коль существует добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
-Вспомните, когда вы встречали добро, а когда зло?
-Как вы думаете, на земле много добрых людей?
- много
-Легко ли быть добрым? (Учащиеся читают стихи).
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- А по какому закону будете жить вы?
- Я очень рада, что вы выбрали закон добра.
1.Конкурс-игра «Богатства души».(в группе)
Ребята, перед вами 2 сундучка. Крышка одного сундучка приоткрыта, и в сундучке видны драгоценности. Второй сундук пуст.
-Можно ли богатства подрогать руками? (Да)
- А душевные богатства можно потрогать руками? (нет)
-На столах у вас лежат карточки, прочтите их.
- что на них написано?(качества человека)
-Выберите только хорошие качества, а плохие зачеркните.
1.ЧЕСТНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, , ЗЛОБА, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ, СКРОМНОСТЬ.
-А сейчас узнайте, о каком сказочном герое пойдет речь в загадках и определите злой он или добрый.
И зайчонок, и волчица - Все бегут к нему лечиться (Айболит) Слайд№5
В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная шапочка) Слайд№6
В ступе летаю, Следы заметаю. Без чудес старушке Скучно жить в избушке. (Баба Яга) Слайд№7
Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас Барабас) Слайд№8
- Добрые люди должны пользоваться добрыми, «волшебными» словами.
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
1 ученик:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
2 ученик:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
-А теперь проверим, как хорошо вы знаете добрые, вежливые слова, для этого сыграем в
3.игру «Словарь вежливых слов».
- Слушайте внимательно, вам нужно будет сказать хором последнее слово.
1.Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо)
4.Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста)
- Молодцы, ребята! Слайд№9
Физминутка (стоя)«Вежливо-невежливо»
Правила. Если я читаю о добром, вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – стоите тихо, не хлопаете .
1..Поздороваться при встрече
2.Толкнуть и не извиниться
3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.
4.Уступить место старшим.
5. Помочь другу.
6.Помочь подняться по лестнице.
7.Попрощаться, уходя домой.
-Молодцы.
Сценка о вежливости.
Ведущий. Жили – были Петушок и Лягушка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Лягушка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Лягушки). Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Лягушка. Я на Петушка обиделась и мириться с ним не буду! Он не вежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Лягушка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.
Ведущий. Петушок, ты хочешь, чтобы лягушка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Ведущий. А что же ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Лягушка тоже не очень – то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Ведущий. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Лягушка! Я всегда буду здороваться!
Лягушка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
- Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Прочитайте их, найдите ошибки, подумайте и скажите, в чем дети были не правы?
4.Работа в группе. Конкурс «Самый вежливый»
-Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения!
Ситуация 1Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему? (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребив «вежливые» слова: Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям "Здравствуйте!")
Ситуация 3.Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному восемь лет, а другому – одиннадцать? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Ситуация 4. Вот как поговорили по телефону одноклассники Вова и Коля. Попробуйте объяснить нашим героям, как нужно разговаривать по телефону.
- Алло, это кто?
- Я.А ты кто?
-Эй, Колян, ты?
- Ну…
- Вован звонит. Серёжу.
- Что Серёжу?
-Дай.
-Как дать?
-Ну, позови.
-А-а-а.
5 работа в группах «Добрые дела»
1. - Какие добрые дела вы можете сделать в классе? (Полить цветы, помочь одноклассникам, пропустить вперед девочек…)
2. - Дома? (Помогать родителям, соседям…)
3. – На улице? (Навести порядок, не шуметь, посадить дерево, полить цветы…)
4.- На природе? (Любить и беречь природу…, кормушки,)
Вот сколько добрых и хороших поступков вы можете совершить.
Добрый человек помогает не только людям, он помогает всем, кто его окружает. И щенку, и котёнку. Чтобы прекрасной была наша планета, чтобы нас радовали голоса птиц, какое доброе дело мы, ваши мамы и папы можем сейчас сделать все вместе?
Мы можем сделать кормушки, чтобы птицы не замерзли зимой.
6. Работа над пословицами
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!
Вспомните некоторые из них:
1. Доброе слово
и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3. Не хвались серебром,
а хвались добром.
4. В ком добра нет,
в том и правды мало.
Проверка Слайд№10
Физминутка (стоя) Свеча.
Это тепло. Вот свеча – это солнце… сели в кружок возле свечи. Посмотрите на огонь, огонь только что родился, он ещё слабый, неуверенный – дети опускают голову, руки опущены. А теперь огонь набирает силу, растёт –дети медленно поднимают голову и руки вверх и колышут их там. Дети, от пламени к нам идёт тепло и добро, а всё плохое, нехорошее сгорает, уходит от нас. Давайте наберём в лёгкие воздуха и задуем свечку. И будем с этого момента дарить только радость.
7.Игра "Давайте говорить друг другу комплименты"
Ученик.
Кто в дружбу верит горячо, Кто друга чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадёт. Ты добрых слов не пожалей Произнеси их для друзей.
- А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, теплые слова, комплименты.
(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.)
- Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
- Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнему.
Проверка Слайд№11
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Выбирай друзей по душевным качествам.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде..
Умей признать свои ошибки и помирись с другом.
Не предавай своего друга.
Проверка Слайд№12
Заключение. «Букет настроений»
Ребята, наше путешествие подошло к концу. У вас есть цветок, на котором вы изобразите своё настроение.
Звучит музыка «От улыбки».
Слайд№13
Ученик.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
1.Конкурс-игра «Богатства души».(в группе)
1.ЧЕСТНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, , ЗЛОБА, ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ, СКРОМНОСТЬ.
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
Ситуация 3.Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному восемь лет, а другому – одиннадцать?