Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Я учусь быть добрым"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
«Я учусь быть добрым»
социальный проект для младших школьников
Руководитель: Магомедова Р. А.
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.
Чингиз Айтматов
Известный факт, что большинство молодых семей предпочитает жить отдельно от своих пожилых родителей, а посещать бабушек и дедушек в праздничные или в выходные дни. Обществом культивируется потребительское отношение к людям. В большинстве случаев общение детей с представителями старшего поколения не сводится к проявлению заботы, милосердия, сострадания. Особенно остро ощущается эмоциональный разрыв между поколениями. Поэтому возникает острая необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания.
Наш социальный проект направлен на оказание моральной помощи и эмоциональной поддержки пожилым людям. Он позволяет объединить усилия социальных работников, педагогов, школьников и их родителей в решении проявления доброты в окружающей действительности, формировании общечеловеческих ценностей.
Цель проекта: создание условий социально-культурного развития учащихся через социально-значимую деятельность, направленную на формирование общечеловеческих ценностей.
Задачи проекта:
В области формирования личностной культуры:
- организовать социальную активность детей, которая реализует творческий потенциал в социально ориентированной деятельности;
- организовать просмотр и обсуждение социальных видеороликов о проявлениях милосердия, человечности, гуманизма по отношению к пожилым людям;
- способствовать формированию у младших школьников представлений о гуманизме, справедливости, милосердии, а также претворения в жизнь идей добра, посредством оказания посильной помощи нуждающимся людям через систему воспитательных мероприятий;
- обеспечить условия для проявления милосердия, толерантности и самостоятельности младших школьников.
2. В области формирования социальной культуры:
- провести цикл бесед о профессии социального работника, его роли в жизни одиноких пожилых людей;
- познакомить со способами оказания моральной поддержки пожилым людям;
- организовать встречи школьников и пожилых людей;
- проведение серии акций, направленных на распространение идей добра, милосердия, толерантности в социуме.
- способствовать проявлению лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, милосердия, заботы о ближнем.
3. В области формирования семейной культуры:
- вовлечение школьников и их родителей в социально-значимую деятельность;
- формировать у участников проекта уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Социальный проект «Я учусь быть добрым» реализует основные требования, предусмотренные Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Предполагаемые результаты реализации проекта
По окончании деятельности в рамках проекта предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия. А также за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную помощь людям.
Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе, более бережное внимание детей и их родителей друг к другу, повышение социальной ответственности родителей за воспитание своих детей.
Наиболее прогнозируемый результат – удовлетворенность участников проекта процессом общения, выявление интересов и предпочтений пенсионеров.
План реализации проекта
План мероприятий
Название мероприятий и содержание деятельности
Сроки
Ответственные
Аналитический этап
Социальное проектирование
1. Определение темы и цели проекта, его актуальности.
2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.
3. Определение ресурсного потенциала.
4. Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих).
5. Информационная поддержка (содержание проекта на сайте школы и педагога).
ноябрь 2015-январь 2016
Комарова С.В.
Бернгардт Т.Д.
Результат этапа:
- сформулирована тема, цель, задачи и предполагаемые результаты проекта;
- проанализирован круг предполагаемых социальных партнеров и получено их согласие на участие в проекте;
- составлен план реализации проекта, с партнерами согласовано время и места проведения мероприятий;
- опубликован анонс предстоящего проекта на сайте учителя;
- составлена форма Согласия родителей учащихся на участие в проекте (в части посещения квартир пенсионеров).
Организационно-деятельностный этап:
Написание сценариев и содержания выступлений, репетиции.
15.01.16.- 09.02.16.
Комарова С.В. Бернгардт Т.Д.
2. Встреча учащихся с социальным работником.
20.01.16.
Комарова С.В. Бернгардт Т.Д.
3. Занятия с участием педагога-психолога «Если добрый ты».
27.01.16. 03.02.16.
Школьный педагог-психолог Скворцова Ж.Г.
4. Определение группы пенсионеров для посещения школьниками.
до 09.02.16.
Комарова С.В.
5. Тренинговый блок по проблематике социального закаливания.
18.02.16.
школьный педагог-психолог Скворцова Ж.Г.,
школьный соцпедагог Волкова С.Т.
6. Цикл классных часов «Все цвета, кроме…».
15, 22, 29.01.16.
Бернгардт Т.Д.
7. Обсуждение и изготовление подарков, сувениров для пожилых людей на уроках технологии.
01.02.16. 08.02.16.
Комарова С.В. Бернгардт Т.Д.
8. Просмотр и обсуждение социальных роликов о проявлениях милосердия, человечности, гуманизма по отношению к пожилым людям.
20.01.16.
05.02.16.
Комарова С.В. Бернгардт Т.Д.
9. Организация и проведение выставки детских рисунков на тему «Как проявляется доброта».
16.03.16.
Комарова С.В.
10. «Здравствуйте, дорогие гости!» - посещение пожилых людей.
10.02.16.
17.02.16.
Комарова С.В.
Сопровождение школьников Бернгардт Т.Д.
11. Составление видеоролика «Книга Памяти» (мини-проект о родственниках, приближавших Победу в ВОВ)
21 -25.03.16.
Бернгардт Т.Д., родители учащихся
Результаты:
- написан сценарий, с детьми обсудили круг стихотворений, частушек для заучивания наизусть, обозначили сроки для репетиций;
- организовали встречу школьников с социальным работником, на которой познакомились с особенностями профессии, обсудили просмотренный социальный ролик, пригласили детей принять участие в проекте;
- организовали цикл занятий со школьным педагогом-психологом и социальным педагогом с целью профилактики возможного эмоционального шока при посещении пожилых людей;
- на классных часах, в беседах с социальным работником и со школьным педагогом-психологом обсудили возможные способы эмоциональной поддержки пожилого человека, предположили ситуации, в которых возможно проявление доброго отношения к старшим и младшим;
- организовали выставку рисунков по теме «Как проявляется доброта»;
- в ходе совместного обсуждения с социальным работником составили примерный перечень вопросов к пенсионерам и определили круг интересующих их вопросов, а также выбрали макеты поделок-сувениров для изготовления своими руками на уроках технологии;
- с помощью родителей каждый ученик составил небольшой рассказ о своих родственниках, приближавших День Победы, оформили общую Книгу Памяти и опубликовали ее на You Tube.
Школьники - участники проекта продемонстрировали навыки правильного социального общения с людьми пенсионного возраста. Дети очень ответственно отнеслись к этому этапу проекта, продумали темы возможных бесед, вопросы для общения, подготовили небольшие рассказы о жизни класса, упомянули интересные и курьезные факты из школьной жизни.
Пожилые люди оказали ребятам радушный прием, были открыты для общения с детьми. Они были рады, с удовольствием общались с ребятами, фотографировались вместе с детьми, приглашали их еще к себе в гости. Считаем, что на этом этапе, мы верно предусмотрели риски, связанные с социальным закаливанием. Некоторые ребята искренне удивлялись тому факту, что пенсионеры не выходили на прогулку или в магазин на протяжении нескольких лет.
Рефлексия
1. Социометрическое исследование коллектива учащихся с целью определения изменения статуса учащихся, принимавших участие в проекте (социометрия).
18.03.16.
Бернгардт Т.Д.
2.Наблюдение за проявлением инициативы школьников по продолжению деятельности в рамках социального сотрудничества.
февраль-март 2016
Бернгардт Т.Д.
3. Изучение удовлетворенности участников проекта (анкетирование, опрос).
11.02.16. и 18.02.16.
Бернгардт Т.Д.
4. Анализ и рефлексия результатов и продуктов проекта.
до 26.03.16.
Комарова С.В.
Бернгардт Т.Д.
5. Подготовка материалов, новостей на школьный сайт, сайт учителя.
27.03.16.
Бернгардт Т.Д.
Родители отмечали инициативность и самостоятельность на этапе подготовки к посещению пенсионеров. Несколько родителей учащихся выразили благодарность организаторам проекта, т.к. отметили качественные изменения в отношении к старшему поколению семьи, стремление оказать посильную помощь в ведении хозяйства, потребность совершать добрые дела, заботиться о младших детях в семье.
В беседах школьники говорили о том, что получили удовлетворение от проделанной работы, почувствовали «что я нужен своей семье», «что я достаточно взрослый, чтобы приносить ей пользу».
В ходе проведения проекта «Я учусь быть добрым» в коллективе учащихся стихийно образовалась новая группа. Основой для объединения школьников стала деятельность в рамках проекта. Это способствовало сплоченности класса, т.к. позволило детям из разных статусных групп увидеть, как много признаков их объединяет. В группе школьников, чьи родители по разным причинам не дали согласие на посещение квартир пенсионеров, наблюдается проявление детской инициативы и самостоятельности по отношению к младшим по возрасту школьникам: дети предлагают организовать следующий проект для второклассников, цель которого – организовать подвижный отдых на переменах.