- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение.
- Формирование способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям в жизни.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Создание условий для ситуаций нравственного выбора как основы
Ход классного часа
Организационный момент.
Психолог: Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера – это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. Сегодня он (обращает внимание на доску)…да, конечно, о доброте! Слайд 1
- Скажите, вам приходилось встречать добрых людей? (Ответы детей).
- А что, в вашем представлении, есть доброта? (Ответы детей). Слайд 2
Введение. Знакомство с понятием.
Психолог: В «Толковом словаре» В.И.Даля дается такое определение доброты (милосердия) – «сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость». Слайд 3
- Недавно мне в руки попал номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики «Поможем» и « В хорошие руки».
- В первую рубрику за помощью обращаются люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими. И незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.
- Во второй рубрике организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошек и собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. Многих забирают новые хозяева, которые прочли газету. Часто эти животные больны, их лечат и откармливают.
- Скажите, почему незнакомые люди так поступают? (Ответы детей).
- А вы бы смогли поступить так? (Ответы детей).
- Спасибо всем за высказывания, давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это, прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным. Поэтому я, переворачиваю лепесток, на котором написано «ОТЗЫВЧИВОСТЬ». Слайд 4
Беседа по теме (может быть в форме дискуссии).
Психолог: А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос; «Для чего нужны руки?»
Ответы (примерные): «Как для чего? Работать!», «Есть», «Делать что-нибудь», «Писать» и т.д.
Психолог: А еще? (Ребята в растерянности молчат). Ну, а можно с помощью рук общаться? Какими бывают ваши руки?
Ответы: Добрыми!
Психолог: А злыми?
Ответы: Тоже.
Психолог: Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Ответы: Они теплые, нежные, ласковые, добрые.
Психолог: Можно и обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?
Ответы: Нет.
Психолог: Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: толкнуть, стукнуть, о каких руках нужно вспомнить?
Ответы: О добрых.
Самоопределение к деятельности.
Психолог: Я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В.Бокова, а вы подумайте, о чем мы с вами будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
Ответы: Речь пойдет о приветливом, вежливом отношении к людям.
Психолог: Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом (подходит к схеме и переворачивает еще один лепесток «ПРИВЕТЛИВОСТЬ»). Слайд 5
Психолог: Скажите друг другу хотя бы по одному приветливому слову, увидите, как потеплеет у вас на душе. А сейчас мой помощник (из числа учеников) проверит ваше знание волшебных вежливых слов. Он говорит начало фразы, а вы помогаете ему продолжить.
Физкультминутка.
Психологическая саморегуляция - «Солнышко».
С закрытыми глазами дети представляют, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Переключается внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Оно успокаивается, становится плавным, равномерным.
В заключении - улыбнулись друг другу.
Работа в группах. Составление кластера «Доброта». Слайд 11
У учащихся на столах лежат листы с заготовкой.
Психолог: Какими качествами характера обладает добрый человек? У вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. Расположите их на лучиках солнышка. Слайд 12