формирование положительной нравственной оценки таких личностных качеств, как патриотизм, целеустремлённость, упорство, верность долгу, на примере жизни великого полководца.
Задачи
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся.
- побудить детей к изучению истории России.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через групповую и парную работу.
- создать условия для развития аналитических способностей (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать, делать выводы);
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах.
- содействовать формированию патриотических чувств, уважения к героическому прошлому Родины.
Оборудование:
Презентация, аудиозапись песни, раздаточный материал группам, «суворовская» каша и ложки (по количеству учеников), рецепт каши.
Сценарий мероприятия:
1.Рассказ о личности генералиссимуса А.В.Суворова.
2.Знакомство с произведениями об А.В.Суворове ( отрывки из книги, песня) .
3.Работа с афоризмами А.В.Суворова
4.Угощение «суворовской» кашей.
Ход мероприятия:
Слайд1.
-Наше сегодняшнее занятие называется «Учил Суворов….». Кто это? Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке? ( предположения, обмен информацией)
Слайд2.
Это Александр Васильевич Суворов. Каким он представлен на портрете? (невысокий, щуплый, много наград и т. д.)
Александра Васильевича Суворова можно назвать символом непобедимости российской армии. Учёными- историками подсчитано, что Суворов не проиграл ни одного сражения. * Ему было присвоено самое высокое воинское звание – генералиссимус.
Александр Васильевич * родился в 1730 году. Отец его был генералом. Александр был слабым и часто болеющим ребенком. Когда Саше исполнилось 7 лет, отец решил не записывать его в армию, посчитав, что здоровье сына, не позволит ему служить. Но юный Александр мечтал стать военным. Александр любил читать, особенно ему нравились книги о войне. Тогда маленький мальчик начал усердно работать над собой. Прочёл много книг из отцовской библиотеки, учил иностранные языки. Каждое утро он начинал с обливания холодной водой, много времени уделял и верховой езде, старался ходить в лёгкой одежде.
Слайд 3.
Однажды в дом Суворовых приехал важный гость, друг семьи. Он увидел, как Саша решил прокатиться на необъезженном скакуне. Конь долго не поддавался, в итоге, ценной кафтана, бесконечных синяков и ссадин, Суворов все же покатался и пришел домой. Увидев это, гость произнес: «Добрый будет Воин!». Гостем родительского дома оказался офицер от артиллерии * Ибрагим Петрович Ганнибал, * прадед А.С. Пушкина.
В 13 лет Александр Суворов поступил на службу в Семеновский полк. После поступления в полк Ганнибал подарил Суворову именную сабельку самого Петра I. Отец не выпрашивал для сына никаких званий и привилегий, Александр Васильевич долгое время оставался солдатом.
Слайд 4
В 24 года Суворову присвоили офицерское звание. В 26 лет он впервые принял участие в военном сражении. В нем прусская армия была разбита. Александр Васильевич воевал в составе Донского Казачьего полка. В битве с прусским корпусом, он проявил своё неистовое мужество, командирскую инициативу и способность принимать ответственные решения в трудную минуту.
Таких сражений в военной карьере Суворова будет больше 60, и он не проиграет ни одного.
Слайд5.
Расскажу только о некоторых сражениях, в которых Российская армия под командованием Александра Васильевича Суворова одержала победу.
Во время войны с Турцией (1774 г) русские войска численностью около 24 тысяч человек под командованием А.В. Суворова разгромили сорокатысячный турецкий корпус при Козлудже. Турция предложила заключить мир.
Слайд6.
Через некоторое время (1778 г) Турция вновь попыталась развязать войну. Суворов в это время руководил усилением обороны Крыма. Турки решили высадить десант в Ахтиарской бухте Севастополя. Когда турецкие корабли вошли в бухту, Суворов выставил на берегах у входа в бухту батареи (артиллерийские пушки). Так он блокировал турецкие войска в бухте. Турки поняли, что это грозит им истреблением, и покинули бухту, увели флот от берегов Крыма. Во время этого сражения не пострадал ни один русский солдат!
Слайд 7
Одно из самых замечательных сражений Суворова - взятие турецкой крепости Измаил. Гарнизон крепости составляли 35 тысяч человек и 250 орудий, шел вокруг Измаила глубокий ров и поднимался высокий вал.
Крепость считалась неприступной. 2 штурма крепости уже закончились большими потерями для русской армии.
И вот под Измаил прибыл Суворов. Было ему в это время 60 лет. Русские войска насчитывали 30 тысяч человек. Суворов приказал насыпать такой же вал и вырыть такой же ров. Несколько дней тренировались солдаты, как действовать при переправе через ров и штурме стен. *
После этого Суворов послал коменданту крепости ультиматум. « 24 часа на размышление для сдачи и- воля; первые мои выстрелы - уже неволя; штурм — смерть». * Штурм начался 11 декабря, Из 35-тысячного гарнизона 26 тысяч пали в бою. В русской армии погибло 4 тысячи человек.
Слайд 8
- В чём же секрет суворовских побед? (предположения).
Предлагаю вам прочитать короткие рассказы о Суворове, ответить на вопросы. (работа в группах).
(группам раздаются листы с текстами из книги С. Алексеева «Рассказы о Суворове», рассказы 1.«Дерзость», 2.«Переход», 3.«Суп и каша». Задание: прочитать и ответить на вопросы. Время на работу 5-7 мин. Выступление групп. Итоги работы –на слайд. ).
Слайд 9.
Последний, Швейцарский поход Суворова назвали "чудом военной истории".
После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинуться в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь - через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправить мост, связав подрубленные сваи своими поясами.
По черным скалам стлался дым.
Уж третий час, как батальоны
Вслед за фельдмаршалом своим
Карабкались по горным склонам.
Скользили ноги лошадей.
Вьюки и люди вниз летели.
Француз на выбор бил.
Потери -давно за тысячу людей.
Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход - двигаться вперёд, иначе - неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило ставший легендарным переход через Альпы.
Слайд10. Посмотрите на картину Сурикова "Переход Суворова через Альпы".На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы - неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: "Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат. Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: "Мы русские, мы всё одолеем!" И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат!
Песня «Учил Суворов» Музыка: А. Новиков Слова: В. Левашов в исполнении солистов школьного хора мальчиков.
Слайд 11.
Суворов написал книгу «Наука побеждать» (1796г). Это учебник для офицеров и солдат. Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Его действия сводились к принципу «удивить — победить». «Одна минута,— говорил полководец,— решает исход баталии, один час — успех кампании... Я действую не часами, а минутами». Огромное значение имели и его личные человеческие качества. Белая сорочка Суворова, в которой он появлялся в самых опасных местах сражения, неизменно воодушевляла войска. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.
У вас на партах строчки из книги Суворова. Ваша задача- прочитать их и найти объяснение-перевод на современный язык.
(Работа с текстом «Науки побеждать» (работа в парах)
Проверка Слайд 12-16.)
Слайд 17.
Тяжёлый переход не прошёл даром для 70-летнего Суворова. Он заболел.
Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где он узнал, что ему присвоено звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова - полководца, не проигравшего ни одного сражения.
Александр Васильевич Суворов, великий полководец, князь Италийский, граф Рымникский, генералиссимус, генерал-фельдмаршал. * Обладатель всех русских военных орденов того времени, а также многих иностранных наград, похоронен , в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. На белой мраморной плите только 3 слова огромными медными буквами: "Здесь лежит Суворов".
Слайд 18.
Имя Суворова – знают и помнят не только в России. Его помнят во многих местах Земного шара. * * Слайд 19.
Слайд 20.
Во время Великой Отечественной войны, в июле 1942 г., когда почти на всех фронтах положение было катастрофическое, были учреждены ордена Суворова трёх степеней. Орденом Суворова награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и упорство в их проведении.
Слайд21.
В 1943 году во время Великой Отечественной войны были созданы 11 специализированных военных училищ для мальчиков. Их назвали суворовскими. *
Суворовское училище даёт среднее школьное образование и одновременно готовит своих воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск. Выпускников суворовских военных училищ называют суворовцами. С 2011 года в училище принимают ребят, закончивших 5 класс общеобразовательной школы. * В 2015 году в Перми тоже открыто Суворовское военное училище.
Слайд22.
Что теперь вы сможете ответить на вопрос: Кто этот человек?
(высказывания детей)
Вы правы. Могу к вашим словам добавить ещё 2. Суворовская каша.
Слайд23.
Во время этого труднейшего перехода через Альпы войска Суворова несли огромные потери. Солдаты, один за другим, умирали от усталости, холода, а главное голода. Тогда главнокомандующий начал думать, как накормить своих солдат. Наконец Суворов нашёл верное решение. Он приказал собрать у солдат остатки продуктов и сварить в общем котле кашу. Чего только не было в этой каше: лук, пшено, морковь, перловка, горох и многое другое. Получившееся блюдо было сытным, а главное горячим. В честь создателя кашу назвали "Суворовская". Все, кто захочет ещё попробовать эту кашу, могут взять рецепт.
(Пробуют «суворовскую» кашу).
Используемая литература и ресурсы:
Севастополь. Город русской славы /В.Шигин.- М.:Вече,2014
«Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях 5-11 классы», авт.-сост.: С.Г.Зубанова, Н.И.Чеботарёва.- М.: Издательство «Глобус»,2009.