kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Георгий Суворов-поэт,солдат и ...просто человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная рассчитана для учащихся 8-11 классов.

Цель:познакомить учащихся с жизнью и трагической судьбой Г.К.Суворова.|

Задачи: показать своеобразие его поэзии, неразрывно связанной с Хакасией; учить детей глубокому уважению к истории и культуре родного края.                        

          Одновременно ставится задача помочь учителям, библиотекарям в подготовке к проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

          В итоге ученики выразительно читают стихи, разбираются в особенностях  поэтического текста, формируется читатель, способный к полноценному восприятию литературных произведений по краеведению.

Литература

              1.Суворов Георгий. Слово солдата. Абакан, 1954.

              2.Литература Хакасии. Учебная хрестоматия. Абакан,1996.

              3. Сысолятин Г. Певец невской чайки. Хакасия,1990.

 4. Кызласова Л. Георгию Суворову: учителю, воину, поэту.     

Саянская    заря, 2004.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Георгий Суворов-поэт,солдат и ...просто человек »

Литературная гостиная

 

 



Разработала:    учитель русского языка и литературы Борисова В.Г.

 

 


МОУ Бондаревская средняя общеобразовательная школа

 

 

 




 

1919 - 1944







В воспоминаньях мы тужить не будем,

  Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили как люди,

          И для людей...

 

 

 

 

 





Пояснительная записка


 



Литературная гостиная рассчитана для старшеклассников (8-11 классы) общеобразовательных школ.

Цель: познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Г.К.Суворова.

Задачи: показать своеобразие его поэзии, неразрывно связанной с Хакасией; учить детей глубокому уважению к истории и культуре родного края.                        

Одновременно ставится задача помочь учителям, библиотекарям в подготовке к проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.

В итоге ученики выразительно читают стихи, разбираются в особенностях  поэтического текста, формируется читатель, способный к полноценному восприятию литературных произведений по краеведению.





Литература

 

1.Суворов Георгий. Слово солдата. Абакан, 1954.

2.Литература Хакасии. Учебная хрестоматия. Абакан,1996.

3. Сысолятин Г. Певец невской чайки. Хакасия,1990 .

4. Кызласова Л. Георгию Суворову: учителю, воину, поэту...

Саянская    заря, 2004.

 

 

 

 






Оформление:


Портрет

Эпиграф

Музыкальное исполнение

Выставка книг и статей

Цветы











Действующие лица:

Ведущие: 2 учащихся

Чтецы: 10 учащихся


 

 

 

 

   


1 ведущий: Поэт и время... Эти два понятия тесно переплетены. Поэт только тогда поэт, когда умеет выразить свое время, когда заставляет читателя думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Для чего жил? Кто для нас Георгий Суворов? Это наш земляк. Поэт. Воин. Личность. Гражданин.

2 ведущий: "Я рассматривал своего нового знакомца. Ни одна из сохранившихся фотографий не может передать даже толики суворовского облика, а уж про обаяние и говорить нечего. Прежде всего, он был просто хорош собой. Высокого роста, стройный, широкоплечий, офицерское обмундирование сидело на нем, как влитое, - он будто сошел с эстампов еще той, Отечественной войны 1812 года, со смелым взглядом серых глаз из-под правильно очерченных бровей, смуглым румянцем щек, красивым ртом с красивыми зубами и, наконец, с отличными гвардейскими усами. Лицо его выражало доверчивость и вызов одновременно. Из всех моих друзей-одногодков Георгий Суворов наиболее воплощал в себе лучшие офицерские качества." Эти слова принадлежат другу поэта С.Наровчатову.

              1 ведущий: Родился и вырос Суворов в Хакасии. Жили они в Краснотуранске. Мать рано умерла. Кузьма Суворов, отец, в середине 30-х годов попал в списки "врагов народа". Георгий и его сестра Тамара поступают в Абаканское педучилище. Но ему пришлось перевестись на заочное отделение, чтобы помогать сестре.

              Поэт работает учителем в Бондаревской  средней школе. Увлекается фольклором, пишет пьесы, стихи. При всей вольности натуры Суворова знак беды - клеймо сына "врага народа" не могло стереться просто так. Не могла забыться и ранняя потеря матери. Поэтому тоской по утерянным родовым корням веяло от ранних стихотворений. "В довоенных стихах ощущается "дыхание лесов, прохлада горных вод, тружеников земли - мы видим пейзажи, написанные рукой талантливого художника, слышим первые слова о тех чудесах родной земли, о которых он не успел рассказать до конца", - пишет друг и старший товарищ по фронтовой жизни Николай Семенович Тихонов.

 

 

Чтец: Средь этих нив я собирал слова, -

                          То пестрые, как вешняя долина,

                          То строгие, как горная вершина,

                          То тихие, как на заре трава.

                          Средь этих тучных нив ни раз, ни два,

                          Я песню направлял в полет орлиный,

                          И песня, птицей став, неслась былиной

                          Из века в век прекрасна и жива.

                          Средь этих нив я создал жизнь свою,

                          Подобную сереброкрылой песне,

                          На зависть всем и даже соловью.

                          Средь этих нив я лягу и умру,

                          Чтобы еще звончей, еще чудесней

                          Летела песня утром на ветру.

 

                2 ведущий: В 1939 году Георгий Суворов поступает в Красноярский педагогический институт. Занимается в литературном объединении при газете "Красноярский рабочий".

               Со второго курса он призывается на срочную военную службу в г. Омск. Здесь, в Омске, Г.Суворов дебютирует в печати, активно включается в литературную жизнь города.

               В 1941 году заканчивает артиллерийское училище в г. Ачинске и с сентября 1941 года - на фронте. Здесь его полевая сумка переполнена стихами, здесь он ищет поэтическое слово и ведет поэтическую летопись войны.

              

             Чтец: Что хочешь ты в своей печали...

                         Я знаю, твердо знаю я,

                         Чтоб жаворонки низвергали

                         Пустое небо на тебя.

                         Чтоб то, что было вечной болью

                         Твоей души, всей дней твоих,

                         Легло и умерло с тобою

                         В один неотвратимый миг.

                         Но только б жило, только б жило,

                         Чему в веках не потускнеть.

                         Вот та единственная сила,

                         Сбивающая с толку смерть.

 

 1 ведущий: Он ушел на фронт, как большинство его сверстников, в расцвете молодости, не окончив института, не определив своего призвания, не раскрыв себя.

Он ушел воевать за Родину, твердо зная, что без нее нет жизни, нет поэзии.

           

Чтец: Вперед, на запад! -

                                     Цену этих слов.

                        Мы поняли, когда в горячем пыле

                        Мы штурмовали стены городов

                        Ценой нечеловеческих усилий.

                        Вперед, на запад!

Дерзкая мечта...

                        Я знаю нас никто не остановит.

                        Целуют землю русские уста,

                        Отбитую ценой солдатской крови.

                        Пускай мы не прошли и полпути,

                        Пускай звезда уходит в ночь устало.

                        Теперь на запад будем мы идти,

                        Вперед идти - во что бы то ни стало.

 

2 ведущий: В перерывах между боями на редких привалах, в блиндажах и землянках он пишет стихи. Верней он делает заметки в стихах о своих чувствах, о только что пережитом и виденном, о своих друзьях.

 

              Чтец: Встанем и погреем руки

                          На алеющем дыму.

                          Вспомним об убитом друге...

                          И не скажем никому,

                          Как смеялся, как любил он

                          Этот звездный снегопад,

                          Вспомним, друг, о самом милом

                          И храбрейшим из солдат.

                          Может, написать два слова

                          В дальний край его жене?...

                          Между тем дымок лиловый

                          Разойдется в вышине.

                          На широком перекрестке

                          Встанет парень молодой,

                          И ударит ветер хлесткий

                          Пеплом, дымом и зарей.

 

Чтец: Над лесом взмыла красная ракета,

                         И дрогнуло седое море мглы.

                         Приблизили багровый час рассвета

                         Орудий вороненые стволы.

                         От грохота раскачивались тучи,

                         То опускаясь, то взмывая вверх,

                         Через Неву летел огонь гремучий -

                         И за Невою черной смертью мерк.

                         И так всю ночь, не ведая покоя,

                         Мы не гасили грозного огня.

                         И так всю ночь за русскою Невою

                         Земля горела, плавилась броня.

                         И так всю ночь гремели батареи,

                         Ломали доты за рекой во рву, -

                         Чтоб без потерь, стремительней, дружнее,

                         Пехота перешла через Неву.

                         Чтобы скорее в схватке рукопашной

                         Очистить дорогие берега.

                         Чтоб, растопив навеки день вчерашний,

                         Встал новый день над трупами врага.

 

            Чтец:  Мы вышли из большого боя

                         И в полночь звездную вошли.

                         Сады шумели над листвою

                         И кланилися до земли.

                         Мы просто братски были рады,

                         Что вот в моей твоя рука,

                         Что многие пройдя преграды,

                         Ты жив и, и я живу пока.

                         И что густые кудри ветел

                         Опять нам дарят свой привет,

                         И что еще не раз на свете

                         Нам в бой идти за этот свет.

 

1 ведущий: Защищая Ленинград, Георгий Суворов получает ранение.

 

Чтец:  Сочилась кровь, и свет бежал из глаз.

                          Сверкнул огонь - и вдруг огонь погас.

                          А он дрожал, как будто кто-то гвоздь

                          Вбивал в его раздробленную кость.

                          Но лишь на миг в себя он приходил,

                          Ползти стараясь из последних сил

                          Туда, где на ветру дрожит трава,

                          Где волны к берегу Нева,

                          Туда, где лодки... где прохлада... Но

                          Летит земля на грудь... В глазах темно...

                          И кажется... все прошлое забудь!

                          На половине оборвался путь...

                          Но вдруг на грудь твою сошла заря,

                          Весенней белой яблоней горя.

                          В твои глаза два синие цветка

                          Вдруг посмотрели. О! Как жизнь сладка!

                          И девушка, кладя в карман бинты,

                          Тебе сказала: Жить! Жить будешь ты!

 

              2 ведущий: После госпиталя Георгий Кузьмич воюет на Ленинградском фронте. Лихой командир был почти во всех сложных и трудных операциях, куда направлялись части ленинградской гвардии.

 

             1 ведущий: В 1943 году Суворов работает в дивизионной газете "За Родину". Появляются его стихи в журналах "Звезда" и "Ленинград". Главная тема творчества - тема героизма.

 

            Чтец: Леса и степи. Степи и леса.

                        Тупая сталь зарылась в снег обочин.

                        Над нами - туч седые паруса,

                        За нами - дым в огне убитой ночи.

 

                       Мы одолели сталь. Мы тьму прошли.

                        Наш путь вперед победою отмечен.

                        Старик, как будто ставший из земли,

                        Навстречу нам свои расправил плечи.

 

                        Мы видели, как поднял руку он,

                        Благословляя нас на бой кровавый,

                        Мы дальше шли. И втер с трех сторон

                        Нам рокотал о незакатной славе.

 

Чтец:  Я исходил немало горных троп

                         Высокого и строгого Саяна.

                         Шел по ущельям хмурым Абакана,

                         Был постоянным спутником ветров.

                 

                        

Мое ружье - железный верный друг.

                         О, мне ли привыкать теперь к винтовке!

                         Оно гремело - падали кедровки

                         И фейерверк пера носился на ветру.

 

 Не раз облавам каменным в ответ

                         Оно зеленый воздух сотрясало,

                         И падала тогда звезда устало,

                         И зверь шарахался, теряя свет.

 

  А я и мой лохматый черный пес -

                         Мы шли вперед развилкой троп над бездной.

                         Где темная струя руды железной

                         Врезалась в накренившийся утес.

 

                         Не сосчитать, как много горных троп

                         Измерил я среди сырых ущелий.

                         Не раз стрелку увесистые ели,

                         Даря приют, склонялись на сугроб.

 

                        Но вот тропа. Не сразу понял я

                        Ее опасные места, ее изгибы.

                        Нет, не бросается она на глыбы

                        Полночных скал, уступами звеня.

 

                        И я... я,  исходивший сотни троп,

                        Я слово дал идти тропой сражений,

                        Платя ценою крови и лишений

                        За каждый шаг. Да, я на все готов.

 

                        И если мне среди голубизны

                        Хакасских дебрей вновь сверкнули тропы, -

                        Я не покину своего окопа.

                        Нет, не сверну с крутой тропы войны.

     

                        И, лишь достигнув в долгожданный миг

                        Ее конца в седой ночи Европы,

                        Я вновь приду к моим таежным тропам

                        И выберу труднейшую из них.    

 

 2 ведущий: Георгий Суворов мог часами разговаривать о стихах. Он знал поэзию и жил ею. Она была в его натуре, в его душе. Самым главным и единственным учителем в годы войны для фронтового поколения поэзии был солдатский учитель.

Наровчатов вспоминает: "Тогда на передовой, вблизи от противника, среди других стихотворений он читал одно, запомнившееся мне по контрасту с окружающей обстановкой. Помню, оно заворожило бойцов. Потом стихи получили название "Первый снег".

 

               Чтец: Веет, веет и кружится,

                           Словно сон лебедей,

                           Вяжет белое кружево

                           Над воронкой моей.

                     

                           Улетает и молнией

                           Освещает, слепит...

                           Может, милая вспомнила?

                           Может, тоже не спит?

 

                           Может, смотрит сквозь кружево

                           На равнину полей,

                           Где летает и кружится

                           Белый сон лебедей.

              

2 ведущий: "До чего же красиво сказано, - мечтательно произнес один молоденький солдатик. – Дайте, я их спишу, товарищ гвардии лейтенант". Лучшего одобрения ждать не приходилось.

 

               1 ведущий: Георгий Суворов любил свою Родину, особенно Хакасию, страну охотников и скотоводов и часто вспоминал в своих стихах "алые туманы на заре", "лилово-голубую лозу над рекой", косача, "бруснику, каплей крови" горящую у сосны как привет далекой родины, напоминавший "край золотоликий, мою Сибирь, мою тайгу".

 

             Чтец: Я шел в разведку. Времени спокойней,

                         Казалось, не бывало на войне,

                         Хотелось отдохнуть на горном склоне,

                         Присев к густой приземистой сосне.

 

                         Хотелось вспомнить край золотоликий

                         Мою Сибирь, мою тайгу. И вот

                        Пахнуло пряным запахом брусники

                        Над прелью неисхоженных болот.

 

                        О. неужели, упоен мечтою,

                        Я вызвал аромат моей страны...

                        Брусники каплей крови предо мною

                        Горит у корня срубленной сосны.

 

                        Я с какою дикой радостью приник я

                        К брусничным зорям, тающим в траве.

                        Но мне пора. Иду. В глазах брусника,

                        Как бы далекой родины привет.

 

 

 

   


Чтец: Заря над лесом разлилась устало.

                             Бой отгремел. С огрызком сухаря

                             Я сел у пня. Винтовка отдыхала

                             У ног моих, в лучах зари горя.

 

                             Я ждал друзей, идущих с поля боя.

      И вдруг... где трав серебряная мгла,

                              В пятнадцати шагах перед собою

                              Я увидал два черные крыла.

 

                              Потом кривая радужная шея

                              Мне показалась из сухой травы.

                              Рука к винтовке, но... стрелять не смею, -

                              Ведь один на берегах Невы...

 

                              Земляк! И предо мною голубые

                              Встают запахи горных кедрачей.

                              Как бы сквозь, сквозь шорохи лесные

                              Я слышу ранний хохот косачей.

 

                              Так вспоминая, в голубом томленьи

                              Глаз не сводил я с полукруглых крыл.

                              Легла винтовка на мои колени,

                              Поднять ее я не имел уж сил.

 

                   2 ведущий: В дни зимнего наступления, когда немцы были разгромлены под Ленинградом, наши войска, преследуя противника, вышли к Нарве. На левом ее берегу был захвачен плацдарм. К нему, через ледяную переправу, днем и ночью шли подкрепления, везли боеприпасы и продовольствие. Гитлеровцы вели по ней ожесточенный огонь. Артиллерийский снаряд разорвался посередине боевых порядков взвода, который вел на левый берег Суворов. Он был весь искромсан осколками, но молодой здоровы организм долго сопротивлялся смерти. Георгий умер в медсанбате, повторяя имя поэта, старшего товарища Тихонова. И в последние минуты поэзия оставалась вместе с ним.

 

                  1 ведущий: За несколько дней до смерти Суворов написал стихотворение «Еще на зорях черный дым клубится».

 

Чтец: Еще на зорях черный дым клубится

                             Над развороченным твоим жильем.

                             И падает обугленная птица,

                             Настигнутая бешеным огнем.

 

                             Еще ночами белыми нам снятся,

                             Как вестники потерянной любви,

                             Живые горы голубых акаций

                             И в них восторженные соловьи.

 

                            

Еще война. Но мы упорно верим,

                             Что будет день, - мы выпьем боль до дна.

                             Широкий мир нам вновь раскроет двери,

                             С рассветом новым встанет тишина.

 

                             Последний враг. Последний меткий выстрел.

                             И первый проблеск утра, как стекло.

                             Мой милый друг, а все-таки как быстро,

                             Как быстро наше время протекло.

 

                             В воспоминаньях мы тужить не будем.

                             Зачем туманить грустью ясность дней.

                             Свой добрый век мы прожили, как люди,

                             И для людей.

 

                2 ведущий: Все лучшие черты поэзии Георгия Суворова нашли выражение в этом стихотворении. Это стихи огромного душевного и духовного простора. Прощальные слова уходящего навек человека, они связаны как бы вполоборота на медленном неостановимом шагу. Первые строфы еще звучат надеждой, что широкий мир откроется ровно всем, но последние четверостишия звенят уже пронзительной нотой расставания. "Мой милый друг, а а все-таки как быстро, как быстро наше время протекло". В последних стихах Георгия Суворова разлита такая мудрая всепобеждающая сила, что трудно поверить в принадлежность их молодому человеку, почти мальчику. В стихах заключается скорбная самооценка всего поколения, и строки: "Свой добрый век мы прожили как люди,

И для людей." можно назвать поистине великими.

                

1 ведущий: На этих словах и оборвалась жизнь поэта, воина, патриота", - пишет поэт-воин Михаил Дудин.

                Георгий Суворов прожил короткую жизнь. Он умер 13 февраля 1944 года. Ему было всего 25 лет. Ему много было отпущено: и силы, и страсти, и вдохновений. Ему было дано многое, но он не успел высказаться.

                Но стихи его будут жить в благодарных сердцах читателей, свято помнящих своих верных сыновей, отдавших жизнь ради жизни Родины, ради нашего счастья.

           

              Чтец:     Я славлю вас, герои! обо мне ж -

                             Никто не скажет и никто не спросит.

                             Я с вами вместе выйду на рубеж,

                             Чтоб увидать вас в тихий час предгрозья.

 

                             Когда ж найдут меня средь мертвых тел,

                             С улыбкой грустною кивнут на ветер:

                             - Он весело страдал и сладко пел...

                             А может быть и вовсе не заметят.

 

                            Ну что ж. Я буду счастлив даже тем,

                             Что сын героя мой листок подымет,

И прозвучит ему героя имя

                             Во всей неповторимой простоте.








Отзыв

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству хакасского поэта Г.К.Суворова.

Поэзия Георгия Суворова заставляет читателя думать о мире и о себе в этом мире. Звучат проникновенные стихи о любви к Родине, к жизни в исполнении учащихся. Школьники узнают о том, как стихи помогали бойцам на передовой в минуты затишья.

Чтение стихов, музыкальное оформление – все это настраивало на особый лад, создавало лирическое настроение, вызывало восхищение мужеством замечательного поэта, солдата, учителя Г.К.Суворова. Имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Георгий Суворов-поэт,солдат и ...просто человек

Автор: Борисова Валентина Григорьевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства