Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач общества. Во все времена, во всех странах учёные, философы и другие искатели истины пытались найти ответы на извечные вопросы: почему люди болеют и умирают, в чём секреты долголетия, пытались познать законы жизни. Для этого использовались различные средства, от науки до мистики и религии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Твоё здоровье (внеклассное занятие) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маратовская средняя общеобразовательная школа»
Кочёвский район, Пермский край
ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ
(Методическая разработка для 1 - 4 классов)
Составитель:
Вавилина Нина Григорьевна,
учитель начальных классов
Мараты, 2014
Пояснительная записка
Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач общества. Во все времена, во всех странах учёные, философы и другие искатели истины пытались найти ответы на извечные вопросы: почему люди болеют и умирают, в чём секреты долголетия, пытались познать законы жизни. Для этого использовались различные средства, от науки до мистики и религии.
Здоровье заключается в длительном, устойчивом функционировании органов пищеварения, дыхания, зрения, слуха, выделения, движения. Несомненно, в теле каждого человека должен быть свой определённый баланс нагрузок: «страдания и наслаждения», « труда и отдыха», « голода и сытости», « тепла и холода», « нектара и яда», «воды и огня», « света и темноты», « нападения и защиты», « сладкого и горького», « вкусного и невкусного» и т.д., который ритмично колеблется. Что нужно знать о своём организме, чтобы не нарушить этого баланса, чтобы не сбиться с ритма?
Известно, что правильное и здоровое питание ребёнка в школьный период — это залог его хорошего здоровья на всю дальнейшую жизнь. Именно от рациона питания, по мнению диетологов, напрямую зависят и уверенность ребёнка в себе, и его успехи в учёбе, и концентрация внимания на уроке, и способность ученика к запоминанию нового материала. Психологи считают, что учебный день школьника по энергозатратам можно сравнить даже со спортивными соревнованиями. И связывают они это с напряжённым ритмом школьной жизни. Поэтому очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребёнка.
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от собственного отношения к здоровью. Здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен относиться бережно к себе и своему здоровью.
Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- расширять знания детей о здоровом образе жизни;
- способствовать формированию полезных привычек (соблюдать режим дня, делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой и спортом, правильно питаться);
- дать представление о важности правильного питания, о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
Ход занятия
1 слайд
1.Самоопределение к деятельности
Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое не купишь.
Чистота – залог его.
- О чём идёт речь? О чём мы сегодня будем говорить, догадались?
(Дети читают): «Твоё здоровье».
Сегодня, ребята, нам предстоит отправиться в страну Здоровячков. В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно и всем.
- Давайте вспомним, что же нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
2 слайд
Вывод: - Итак, чтобы быть крепким и здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.
Уч-ль: - Скажите ребята, а у вас хорошее здоровье? (Ответы детей)
- Объясните, почему так думаете? (Ответы детей).
- А чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и стать жителями страны Здоровячков, нужно вспомнить наши заветные слова:
3 слайд (Дети читают хором):
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Уч-ль:- Каждый день мы с вами идём вперёд по пути здоровья, чтобы навсегда стать жителями страны Здоровячков. Важно каждое утро просыпаться с мыслью, что день принесёт тебе удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Так давайте будем стараться вырабатывать такую привычку и каждый день улыбаться друг другу. Таким образом, мы будем дарить друг другу здоровье и радость.
- А сейчас закройте все глазки. Представьте, что вы летите на волшебном «ковре - самолёте». Мы пролетаем через моря, через леса и горы, через океаны. И вот мы уже приближаемся к этой заветной стране, к стране Здоровячков, где нас уже ждут жители этой страны. Они рады встрече с нами. А теперь откройте все глазки.
Жители этой страны приготовили для вас, ребята, интересное задание. Они предлагают вам отгадать, кто живёт в этой стране.
4 слайд
1.Отгадайте загадку и вы узнаете, чем нужно заниматься, чтобы быть
здоровыми.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Стать красивым, как скульптура,
Нам поможет… (физкультура).
Учитель: Чтобы разгадать следующее слово, нужно вспомнить, что такое синонимы? (Это слова, близкие по смыслу, например: смелый - храбрый).
2.Синоним слова «распорядок», его необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым. (Режим).
3.Расположите буквы в порядке возрастания и узнаете, что ещё укрепляет наше здоровье.
каваЕнизали (Закаливание)
4. Что ещё необходимо для того, чтобы мы были здоровыми, подскажет Поговорка: «… - залог здоровья». (Чистота).
5. Должна быть полезной, содержащей необходимое человеку количество витаминов, белков и углеводов… (Пища).
6. Здоровье невозможно без хорошего настроения. А вот залогом хорошего настроения можно без сомнения назвать то, от чего «становится светлее новый день, просыпается в небе радуга, становится всем теплее».
Что же это? (Улыбка).
Вывод: Что же нужно для того, чтобы подружиться с жителями страны Здоровячков? Перечислите, пожалуйста, докторов Здоровья!
Учитель: Ещё одно задание приготовили для вас доктора Здоровья.
5 слайд
Задание: Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянутый
- А сейчас давайте немножко отдохнём.
Физминутку проведём.
Оздоровительная минутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой).
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивая- руки вверх, в стороны, вперёд).
И за парты все вернулись –
Вновь занятие идёт.
(Дети садятся за парты).
Уч –ль: Ребята, подумайте и скажите, что, кроме упражнений, может укрепить кости и мышцы? Какой доктор нам приходит на помощь?
6 слайд (Доктор Здоровья - Пища).
- Какие же продукты нужно употреблять? (Полезные).
- А как это необходимо делать?
7- 8 слайд
Правила питания
Ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте»
Готовьте еду маленькими порциями;
Перед подачей на стол раскладывайте еду на порции;
Ешьте медленно, маленькими кусочками;
Пережёвывайте пищу как можно тщательнее;
Почувствовав насыщение, сразу прекращайте есть;
В гостях ешьте как можно меньше;
Если вы сегодня «набрали» лишние калории, завтра их лучше
«недобрать»;
Откажитесь от соусов, приправ, газированных напитков, острых,
солёных и маринованных блюд;
Жареные блюда замените на варёные и тушёные;
Ограничьте потребление соли;
При нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или кусочек капусты.
Словарная работа:
Вопрос: Кто такие кондитеры? (ответы детей).
Ученик: - В 17 – 19 столетиях повара и кондитеры, служившие при дворе, в имениях знати или в больших столичных ресторанах, готовили блюда и кулинарные изделия для королей, знатных вельмож и богатых людей. Эти люди очень много ели, их стол был чрезвычайно обильным. Вот, например, меню обеда императрицы Екатерины II: 10 супов, 25 видов жаркого из индейки, павлинов, кабанов, тетеревов и т.д.; около 40 деликатесов – шафранных кур, цыплят с гвоздикой, зайцев; 30 рыбных блюд; десятки салатов; множество напитков; мороженое и т.д., и т. п.
Вопрос: Кто из вас знает, почему царские особы жили сравнительно мало? (Они очень много ели. А переедать очень вредно, особенно перед сном. Их желудок и кишечник не успевали всё переваривать).
Учитель: А вот ещё один пример в подтверждение тому, что повара и кондитеры медленно убивали своими блюдами владык, т. е. знатных и богатых людей.
Ученик: Ко двору английского короля Карла I был приглашён долгожитель, некий крестьянин Томас Парр. Его показывали как диковинку. В 1635 году ему исполнилось 152 года! Прошло несколько месяцев, и бедный Томас Парр, не выдержав роскошных королевских обедов и праздной жизни, скончался. Его вскрывал Уильям Гарвей, знаменитый врач того времени, который заключил, что если бы, крестьянин не изменял привычного для него образа жизни, то мог бы прожить ещё достаточно долго.
Уч – ль: - Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание – долгожитель? ( Ответы детей).
Уч – ль: - А сейчас…(имена ребят) расскажут вам о секретах долголетия.
Дети: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет.
Долгожители считают, что есть секреты долголетия.
9 слайд
- Первый секрет – закалённое тело.
- Второй секрет – хороший характер.
- Третий секрет – правильное питание и режим дня.
- Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.
Учитель: Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем? (Ответы детей).
Вывод: Итак, каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Оздоровительная минутка. Упражнение №1
- А теперь выполним упражнение для пальчиков рук.
Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке.
То же самое сделайте с правой рукой.
Учитель:
- Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.
10 слайд
Оказывается, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
указательного – улучшает работу желудка,
среднего – кишечника и позвоночника,
безымянного – печени,
мизинец помогает работе сердца.
- Такой массаж можно делать и со стопами ног, массируя каждый палец на ноге. А сейчас я вам предлагаю выполнить ещё одно упражнение.
Упражнение №2
Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Учитель: А сейчас давайте заучим слова, которые вы должны помнить всегда.
11 слайд (Дети читают): Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
Учитель: Вот мы и дошли до города Продукты. А какие продукты питания живут здесь, попробуем отгадать. (Предварительно дети готовят книжки – малышки на тему «Овощи»).
Выступления учащихся.
Загадка: Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки.
(Горох, бобы).
Дети: Горох, бобы – один из самых древних продуктов питания. В Древнем Египте к ним относились как к божественной еде.
- В России бобовые готовили, практически, в каждом доме. Сегодня они незаслуженно забыты. Их вытеснили крупы, макароны, и другие, гораздо менее полезные, продукты.
- Среди овощных культур горох является самым богатым источником белка. К тому же, это растение занимает почётное место в списке древнейших овощных культур; например, в Древнем Китае горох считался символом плодородия и богатства, во Франции его подавали к столу короля, а вот в Древней Греции горох был основной пищей простых людей.
Загадка: Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква).
Ученик: Тыква и кабачок постоянно были на столе у многих народов. Родиной их считают Америку. В России они известны с 16 века. По химическому составу кабачок, например, близок к огурцам, которые мы всегда едим «живьём». Так зачем же их тушить, жарить, запекать? Тыкву и кабачок можно с успехом использовать в салатах, причём в сыром виде, точно так же, как огурцы.
Загадка: На грядке длинный и зелёный,
А в кадке, жёлтый и солёный. (Огурец).
Ученик: Огурец – также один из старейших видов овощей. На Руси огурцы появились очень давно. Ещё в 16 веке русские люди варили так называемую чёрную уху ( мясо в огуречном рассоле). Благодаря своим вкусовым качествам очень популярны огурцы и сейчас. Часто свежие, солёные, маринованные огурцы преобладают на нашем столе над другими овощами. Безусловно, они вкусны. Однако нельзя забывать, что огурцы имеют самую низкую питательную ценность по сравнению с другими овощами и зеленью, которыми мы часто пренебрегаем.
Загадка: Расселась барыня на грядке,
Одета – в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста).
Дети: Капуста занимает почётное место среди овощей. С незапамятных времён её не только употребляли в пищу, но и использовали как лечебное средство.
- Так, греки считали, что капуста обладает особой силой, и применяли её для лечения ран.
- В наше время в капусте найдено витаминоподобное вещество, предупреждающее язву желудка. В капусте содержится много витамина С, имеются соли хлора, серы и йода.
- Поэтому не стоит её вываривать, тушить и жарить, гораздо полезнее есть сырую капусту.
Загадка: Он свежий, приятный
И сочный на вид.
Он соком томатным
Тебя угостит. (Помидор).
Ученик: Помидоры, или томаты, известны давно. Их родина – Южная Америка. В Европе их долгое время выращивали как декоративное растение и считали ядовитыми. В России только в середине 19 века стали выращивать помидоры на огородах, правда, долгое время их не умели заготавливать впрок. В плодах томатов содержатся сахар, органические кислоты, минеральные соли. Витамина С в помидорах практически столько же, сколько в лимонах и апельсинах.
Загадка: Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нет ничего вкусней
И наваристей борщей. (Свекла).
Ученик: Свёклу ещё 3000 лет назад использовали в Азии, как лекарственное растение, а в Древней Греции готовили пищу из свеклы и её листьев (ботвы), причём листья считались более полезными. И это не было ошибкой. В листьях свеклы много витаминов и минеральных веществ. Ботва свеклы прекрасно стимулирует деятельность кишечника.
Загадка: Сидит девица в темнице,
А коса - на улице. (Морковь).
Дети: Морковь, как и свеклу, нужно есть с листьями. И ботва, и корнеплоды очень богаты витаминами. Греки и римляне выделяли её среди других овощей, считая священной.
- Такое отношение к моркови вполне заслуженно – она является в нашем питании одним из основных источников провитамина А.
- Пассеровать морковь начали французские повара, считая, что растворимые в жирах витамины (каротиноиды) вместе с жиром сохраняют свою стойкость. Чепуха!
- При нагревании морковь теряет полезные свойства, как и любой другой овощ.
- Лучше перемешивать натёртую уже морковь с маргарином или сливочным маслом и хранить в холодильнике.
- У вас всегда будет готовая заправка к супам и вторым блюдам. А нежная морковная зелень прекрасно дополнит ваше меню – наряду с укропом, петрушкой, сельдереем.
Загадка: Этот овощ невелик
Горьковатый, резкий вкус.
Его можно заправить сметаной,
Майонезом, и даже смешать с другими овощами. ( Редька)
Ученик: - В древности потреблялись не только корнеплоды, но и ботва редьки. Из семян редьки готовили растительное масло, обладающее лечебными свойствами. На Руси с редькой готовили тюрю (похлёбка на воде и квасе), ели с мёдом как лекарство, для детей редька с мёдом была лакомством. Горьковатая мякоть редьки – великолепный очиститель полости рта от микробов, а кишечника - от шлаков.
Вывод: Итак, мы с вами поговорили о продуктах питания. Узнали, чем полезен каждый продукт. И конечно, каждый из вас хочет вырасти здоровым, крепким, сильным и красивым. А чтобы стать таким, нужно есть полезные продукты.
- А теперь, давайте прочитаем народную мудрость и предостережения великих людей. 11 слайд (продолжение)
Предостережения великих людей
1.Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. (Сократ).
2.Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье. (Пифагор). Учитель: Ребята, а кто знает, кто такие Сократ и Пифагор?
(Это великие математики).
12 слайд
Народная мудрость
1. Ешь правильно – и лекарство ненадобно.
2. Обед без овощей – праздник без музыки.
3. Зелень на столе – здоровье на сто лет.
4. Через рот сто болезней входит.
5. Не ложись сытым – встанешь здоровым.
6. Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.
7. С голоду брюхо не лопнет, только сморщится.
8. С поста не мрут, а с обжорства мрут.
9. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
10.Здоровье всего дороже.
Итог: Ребята, в стране, в которой вы побывали, ведут здоровый образ жизни.
Скажите, как называется эта страна? (Страна Здоровячков).
- А почему нужно всем заботиться о своём здоровье?
(Чтобы не болеть, расти здоровым, крепким и сильным).
- Итак, наше занятие подошло к концу. Какой вывод мы сделаем?
Вывод: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.
Литература
1. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. (Методическое пособие для учителя) – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 80с.
2. Бирюков А.А. Массаж – спутник здоровья: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.- 112 с.
3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007.- 304с.
4.Кудашева В.А. Чудесная диета, или Как стать стройными: Книга для учащихся.- М.: Просвещение,1991. – 64 с.
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.30 уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2003.- 56 с.
6. Справочник школьника для начальных классов: Русский язык. Природоведение. Математика. – М.: ЭКСМО, 2003. – 576 с.
Приложение
Совет: побольше двигайтесь. Ежедневная утренняя гимнастика даст значительно лучшие результаты, чем голодовка. В этом вас должны убедить следующие сведения. За час быстрой ходьбы тратится 250 ккал, что обеспечивает потерю 0,05 мм жирового слоя. «Немного», однако, в год таким образом можно потерять 12 кг! А вот примеры того, сколько нужно работать, чтобы потратить энергию, содержащуюся в некоторых съедобных вами продуктах:
1 шоколадная конфета – 1 час подметания полов.
1 карамелька – 15 минут утренней гимнастики.
2 чайные ложки сахара – 1 час глажения белья.
1 булка – 45 минут стирки.
1 порция торта с кремом – 1,5 часа уборки квартиры.
Бутерброд с сыром – 1 час зарядки.
1 яйцо – 10 минут игры в футбол.
Порция жареной картошки – 40 минут игры в футбол.
Порция варёной картошки – 40 минут танцев.
Порция жареной свинины или 2 бутерброда со сливочным маслом и чашка кофе с молоком и сахаром – 2 часа катания на коньках.
Порция взбитых сливок – 1 час гимнастических упражнений.
Порция мороженого с вареньем – 2 часа гребли на лодке!
Для расходования 1 кг лишнего веса, например, вам потребуется совершить поход в 100 км или целый месяц ежедневно маршировать по 3 км.
Тем не менее, если вы не хотите полнеть, ваш двигательный режим должен обязательно способствовать расходованию как можно большего количества энергии.
Диагностика состояния здоровья
Тест
Регулярно ли ты ешь свежие овощи и фрукты?
да – 3 балла; нет – 0
Ограничиваешь ли ты себя в употреблении животных жиров?
да – 5 баллов; нет – 0
Регулярно ли ты ешь грубую пищу – чёрный хлеб, овсяную кашу?
да – 2 балла; нет – 0
Ограничиваешь ли ты потребление сахара?
да – 3 балла; нет – 0
Умеешь ли ты отдыхать и расслабляться?
да – 5 балла; нет – 0
Есть ли у тебя хобби?
да – 4 балла; нет - 0
Любишь ли ты учиться?
да – 4; нет – 0
Есть ли у тебя друг, которому ты полностью доверяешь?
да – 3; нет – 0
Есть ли у тебя любимый человек?
да – 4; нет – 0
Считаешь ли ты, что должен ответственнее относиться к учёбе?
да – 0; нет – 2
Считаете ли вы, что должны брать на себя меньше обязанностей?
да – 0; нет – 2
Часто ли ты испытываешь скуку?
да – 0; нет – 2
Ты куришь?
да – 0; нет – 6
Ты употребляешь алкоголь?
нет – 3; иногда – 2; ежедневно - 0
Регулярно ли ты делаешь зарядку?
да – 2; нет - 0
Ты занимаешься зарядкой до боли в мышцах?
да – 0; нет – 1
Нужно ли тебе снотворное, для того, чтобы уснуть?
да – 0; нет – 1
Если ты едешь в машине, то ты всегда застёгиваешь ремень безопасности?
да – 1; нет – 0
Часто ли ты вынужден принимать лекарство?
да – 0; нет – 2
В случае болезни, ты не обращаешься к врачу?
да – 0; нет – 5
Занимаешься ли ты опасными видами спорта?
да – 0; нет – 3
Часто ли ты волнуешься без повода?
да – 0; нет – 5
Результаты:
50 – 75
Ты ведёшь достаточно здоровый образ жизни, твоё здоровье не внушает опасений, тебе не страшны даже магнитные бури.
25 – 49
Не лучший результат, но если ты займёшься собой прямо сейчас, то ещё не всё потеряно.
0 – 24
Ты себя не любишь, о себе не заботишься. Немедленно измени образ жизни, помоги собственному здоровью. Для этого перечитай ещё раз вопросы и посмотри, что нужно исправить.