Ценности в символах. Формирование у детей важнейших жизненных ценностей.
Ценности в символах. Формирование у детей важнейших жизненных ценностей.
Формирование у детей важнейших жизненных ценностей, по- моему мнению, спасет от саморазрушения молодую, жизненно неокрепшую личность и, следовательно, уменьшит в наших школах количество учащихся с аддиктивным поведением, которые и составляют «группу риска».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ценности в символах. Формирование у детей важнейших жизненных ценностей.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 78 КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Разработка классного часа на тему:
«ЖИЗНЬ ЭТО ЦЕННОСТЬ»
Дата, класс:
23.04.2018, 4 «Г»
Составитель: Селина Екатерина Леонидовна, учитель начальных классов.
Волгоград 2018
Целостное представление о своем жизненном пути и его ценностях особенно важно на этапе вступления в подростковый возраст, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются, и человек выбирает свою дорогу. Жизненные цели являются магнитом, который помогает находить выход из самых затруднительных жизненных ситуаций, преодолевать эмоциональные кризисы. Умение ставить цели, продумывая шаги по их достижению, — важнейший стержень личности, который необходимо формировать и развивать у детей. Для того, чтобы оставаться достойным человеком несмотря на все трудности социализации в современном обществе.
Формирование умений ставить и достигать дальние, средние и близкие цели в своей жизни — одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Научить ребят решать эту жизненную проблему, по- моему мнению, спасет от саморазрушения молодую, жизненно неокрепшую личность и, следовательно, уменьшит в наших школах количество учащихся с аддиктивным поведением, которые и составляют «группу риска».
Цели:
Способствовать осознанию учеником ценностей человеческой жизни.
Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего через символы.
Постановка собственных жизненных целей и приоритетов.
Самовыражение и повышение самооценки учащихся.
Размышления - «развитие у школьников способности размышлять о жизни, умения ставить вопросы к возникающим проблемам собственной жизни.
Методы:
Мозговой штурм
«Займи позицию»
Работа в группах
Упражнения по формированию образа будущего через символы
Оборудование классного мероприятия:
Таблички с надписями.
Реквизиты – символы ценностей.
Стул.
Бумага, ручки, маркеры.
Бумага А3 - 5 шт.
Слайды.
Ход классного часа
1. - Ребята, представьте, что самый обычный школьный день, сегодня стал необычным. Сегодня сбываются ваши заветные желания и мечты, которых у вас конечно много.
- Но для начала угадайте, в этой коробке у меня лежит всем знакомый предмет. Чтобы понять, что там, нужно отгадать загадку:
Может и разбиться, может и свариться
Если хочешь, может в птицу превратиться
(яйцо)
- С какой целью я принесла этот предмет?
(Яйцо – начало жизни, начало доброго и светлого).
- Подсказка: на доске записано: «Главная ценность в жизни – сама жизнь»
- Как понимаете?
- По двум основаниям, попробуйте сформулировать тему классного часа – размышления!
Жизнь как ценность.
- Что такое жизнь? (рассуждения детей)
- В толковом словаре: «Жизнь 1. Физиологическое существование человека, животного.
2. Деятельность общества и человека в тех или иных проявлениях.
3. Реальная действительность.
4. Оживление, проявление деятельности, энергии».
- Что такое ценность?
Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем, наличие осознанных ценностей отличает человека от животного.
- Вы сказали, что яйцо – символ начала жизни. Что такое символ?
- Слова американского философа Мэнли Холла: С помощью символов люди способны сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка.
- Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни, чтобы лучше их прочувствовать и понять, мы постараемся передать их в символах.
2. - Давайте попробуем описать понятие «жизнь»:
Она какая может быть? Как она выглядит? (счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная)
Какая форма у нее может быть?
А какого она цвета может быть?
Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней?
А какой аромат она излучает?
Какой она может быть на вкус?
Отсюда, какой можно сделать вывод? Вот, для тебя жизнь, какая должна быть? Какую жизнь для себя ты хочешь? (спросить у детей)
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
4. - Сейчас я предлагаю вам сделать проект по группам. Каждая группа на листе должна придумать и изобразить символ жизни. Вы можете использовать цвет, форму из наших рассуждений. На задание 3 мин. Подумайте, кто из вас будет комментировать символ.
Защита проекта.
-Я говорила вам, что сегодня необычный день, на стуле у меня лежит «Волшебная Подушка»
- Сейчас вы по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь желании в своей жизни. Возможно, оно будет связано с кем- то из ребят, возможно, со школой, семьей. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака... Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать свой рассказ словами: "я хочу...” Все остальные будут внимательно его слушать».
Обсуждение.
«Слушали ли каждого из вас остальные ребята? Пока вы слушали других, не появились ли у вас более важные желания? У меня в папке находятся карточки. На каждой карточке – написана «ценность». Давайте сравним совпадают ли ваши желания с общечеловеческими ценностями.
5. Вывешиваю карточки на доску (семья, работа, забота о близких, дружба, любовь, здоровье, творчество, создание чего – то нового, помощь другим людям, достижения (в учёбе, спорте, искусстве), деньги, дом, саморазвитие, счастье, увлечение любимым делом.)
- Можно ли прожить жизнь интересно и полноценно, если имеешь только одну ценность жизни?
(Рассуждения детей)
Чаша с камнями.
Древние говорили, что символ человека – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих. Представьте, что эта чаша - символ вашей жизни. Когда человек рождается - она пустая. Вам надо наполнить жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.
( Положить в чашу – розовые камни). Делают дети, называя самые важные вещи в жизни человека. Вы положите камешки аккуратно, чтобы не сломать «жизнь». (это здоровье, родители, учеба, труд, сестра, брат, родственники, деньги)
- Чаша у нас полная?
- Да полная.
- Чаша Полная самыми важными ценностями жизни.
Ну, а теперь пространство попробуем заполнить дальше.
- Достаю пакет с гречкой, и начинаю засыпать его в чашу. Гречка начала заполнять пространство между камнями:
- У нас еще осталось пространство.
- Теперь чаша полная?
Тогда достаю пакет с манкой, и начинаю засыпать ее в чашу, спустя какое- то время в чаше не осталось свободного пространства.
- А вот теперь чаша полная?
-Полная.
- А теперь попробуйте охарактеризовать СИМВОЛ, который мы с вами вместе сделали.
(Чаша - это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши родные, наши любимые, здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение; гречка – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас, это может быть дорогая одежда или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д; а манка – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!
- Ребята, а чтобы было, если бы мы наполнили эту чашу сразу манной крупой?
(жизнь складывалась бы из сиюминутных удовольствий, но на самом деле была бы пуста).
- Когда так говорят: «Узелок на память»?
- Предлагаю вам на нитях символично завязать узелки, мысленно проговаривая, какие жизненные ценности для вас важны. Завяжите на руке.
- Из узелков, которые завязали, выберите самую важную ценность и запишите ее.
- Какую ценность вы выписали?
- К чему же надо стремиться, чтобы жизнь была полноценно счастливой?
Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи — находите время для ваших родителей и бабушек, дедушек, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для учебы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют самую большую цену.
8. Послушаем небольшую притчу о счастье.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
-Какой смысл вы видите в этой притче? Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это семья, дети, здоровье и те ценности, что так важны и индивидуальны для каждого из вас.
- Вывод: каждый человек «лепит жизнь по - своему». (или, говорят, каждый человек – кузнец своего счастья).
- Я раздам каждому из вас по кусочку пластилина, попробуйте слепить из него свой символ счастья.
9. Ребята, вы слышали такую пословицу «Жизнь прожить – не поле перейти». Как понимаете?
(человек стремится сделать жизнь счастливой, но на жизненном пути встречаются трудности)
- Чтобы объяснить эту пословицу сейчас я символизирую жизнь как ручей! (рисую на доске голубым мелом), он может быть прямой или извилистый, как и наша жизнь.
- Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: - Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: - Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит!
- Почему ручеек пропал?
- Может ли человек прожить жизнь в одиночку?
(Может, но это непросто, это не будет полноценной жизнью.)
10. - В заключение нашего урока-размышления я предлагаю вам встать, берёмся за руки, каждый продолжит мое предложение, выразив собственное мнение:
Нельзя прожить жизнь без…
- Какой формы получилась фигура, образованная нами? Можно сказать что это форма яйца, символа начала жизни с которого мы начинали сегодня урок?
- Подумайте, если яйцо разбивается силой извне, жизнь прекращается. Если яйцо разбивается силой изнутри, когда предположим, цыпленок выходит наружу, то жизнь начинается. То, что мы сейчас стоим в этом кругу тоже символично. Все великое всегда начинается изнутри, изнутри каждого из нас!
11. - И напоследок я хочу сделать вам подарок, это притча.
- У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет? Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
- Всегда остаются следы ваших плохих поступков, даже если вы постараетесь их исправить. Но лучше их не совершать вообще!
12. Дом.задание: Для внеклассного чтения сказка Антуан де сент Экзюпери «Маленький принц». Сказка глубоко символична. Символы: маленький принц, планета, роза, лис, пустыня, колодец, родник, змея, баобаб, фонарь.