Классный час
«Тепло родного дома»
Цели: показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
Оборудование: запись песни «Родительский дом»; иллюстрации о доме и семье, пословицы, кроссворд «В нашем доме».
Ход занятий.
- Организационный момент.
Звучит песня «Родительский дом».
- Сообщение темы занятия.
Учитель: Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Стихотворение А. С. Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чём оно? Какова основная мысль? ( это стихотворение о любви к Родине)
- Родина – родной дом, исток начала начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Когда нужно где то жить)
_ Дом строят, когда создаётся семья. Сегодня мы узнаем каким должен быть дом и что такое дом и семья.
- Беседа по теме.
- Как зовут вас и членов вашей семьи?
- Это редкие или хорошо известные имена?
- Знаете ли вы что обозначают эти имена? Расскажите.
- Как обычно дома вы называете друг друга?
- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
- Какие из них вам больше всего нравятся?
- Что же такое семья?
(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения)
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
Л. Куклин
Любят меня без особых причин
За то, что я – внук, за то, что я – сын,
За то, что расту, за то, что хорош,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей.
В. Берестов.
4. Анализ и разыгрывание ситуаций.
1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру, брата. Что они отвечают?
2. Вы уходите в школу прощаетесь с родными.
3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.
4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
5. Анализ ситуаций.
( учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Денис Кораблёв»)
«… Потом мама принесла целую тарелку манной каши.
- Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров…
Я сказал: - Я ею давлюсь!.
Тогда мама села рядом со мной, обняла меня за плечи и ласково спросила:
- Хочешь, пойдём в Кремль?
- Конечно, хочу в Кремль!
- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдём…»
- А у вас так бывает?
_ кто знает, что было дальше?
- Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова?
Мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
- Какие ласковые слова вы слышите дома?
- Кто чаще всего их говорит?
- Какие стихотворения вы знаете о маме?
(ученики читают стихотворения)
Мама, очень, очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время,
Мамочка люблю!
Вот и зорька светит
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!
К. Кублинскас.
В сумерках вернулся я из школы,
Сел к окну, не зажигая свет.
Нынче вечер будет невесёлым,
Потому, что мамы дома нет.
Хоть бы поскорее воскресенье!
Целый день мы будем с ней вдвоём,
Тут у нас и дело, и веселье,
Почитаем. Вместе попоём.
Я сижу тихонько и мечтаю,
Жду её – хорошую мою!
Я её горячим, тёплым чаем
Из любимой чашки напою.
В. Тушнова
- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?
- как вы должны вести себя дома?
- Как вы общаетесь с родителями?
- Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живёте, окружили вас заботой и любовью.
6. Строительство дома.
- Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.
( учитель обобщает ответы детей и на доске появляется надпись)
ДОМ – ИЗБА – КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ
- Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово «ИСТБА» означало «БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ». Сравните слова «истопить, топить, тепло»
- Представьте, что с вами семья. Чтобы всем в вашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь, а вам?
( доброта, понимание, уют, забота, уважение)
Учитель размещает на доске «брёвна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово «тепло».
Мы построили дом в котором тепло.
- Соберите в ладони своё тепло. Пусть
Тепло его будет много. Почувствуйте это
Тепло. Поделитесь своим теплом
Друг с другом.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения.
Было утром тихо в доме.
Я написала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я написала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
- У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас?
( выслушиваются рассказы детей)
7. Работа с пословицами.
- Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?
(учащиеся называют пословицы)
Дома и стены помогают.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- Без хозяина дом – сирота.
- не нужен клад, когда в семье лад.
- Всякой матери своё дитя мило.
-Нет милее дружка, чем родная матушка.
8. Кроссворд «В нашем доме»
- Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем как вы знакомы с домашними вещами.
По вертикали.
- Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что же это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
- Кассету поставим,
На кнопку нажмём
И музыкой сразу
Наполнится дом. (магнитофон)
- В комнаты не попадём
Если по нему мы не пройдём. (коридор)
5.Бородатый Герасим
Пояском опоясан
По полу идёт
Пыль мечёт. (веник)
7. Без голоса, без языка,
Но за строкой, бежит строка
И вот уже про всё на свете,
Её читая, знают дети. (книга)
9. Как куда нибудь пойдёшь,
Ты в него заглянешь
И рубашку и пальто
Из него достанешь. (шкаф)
11. Ног нет, а хожу,
Рта нет. А скажу,
Когда спать,
Когда вставать. (часы)
По горизонтали.
- Маленькая собачка
Свернувшись лежит –
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
- Весёлый Никитка
К венику подбегает,
Мусор забирает. (савок)
6.Игрушечная маша
Платочком серым машет,
Детишек развлекает
А кто она такая? (кукла)
8. Мы его сплетали сами
В нём висит горшок с цветами. (кашпо)
10. Здоровается ею со всяким гостем дверь. (ручка)
12. Бабушкин подарок
Связан хоть куда!
Внученьку согреет
В любые холода. (кофта)
13. ею сверху дом покрыт. (крыша)
9. Итог занятия.
- Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?
- Есть ли разница в приветствии родных. Знакомых, друзей? В чём она выражается?
Задание: нарисуйте портрет своей семьи или кого – то из близких.