kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Тепло родного дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку "Тепло родного дома"

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развитие письменной и устной речи.
  2. Формирование навыков анализа текста.
  3. Воспитание нравственных качеств личности.

БЕСЕДА.

Учитель:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание “Мой дом”?

  • Составьте кластер.

Учитель:

МОЙ ДОМ РОДНОЙ - ДОМ - ОТЧИЙ ДОМ .

  • Для меня это место, где тебя любят, где тебя ждут, где можно жить, передавая традиции из поколения в поколение.
  • А для вас что значит родной дом?
  • Продолжите начатое предложение: Отчий дом – это место, где …

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где тебя понимают.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно поделиться впечатлениями.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно отдохнуть после трудового дня.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно получить хороший совет.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где рождается новая жизнь.

Учитель:

  • Как воспитать в себе привязанность к семье?
  • На этот вопрос мы найдём ответ в тексте Д. С. Лихачёва “ Мой дом”.

Чтение учителем текста. ( Текст есть у каждого ученика)

Учитель:

Найдите в тексте ключевые слова , которые связаны с темой нашего урока.

 (Привязанность к своей семье, общие интересы, общий отдых, семейный альбом, могилы родных, память прошлого.)

Учитель:

  • Как вы понимаете слово “привязанность”? Обратимся к толковому словарю под редакцией Ожегова.

Учитель:

  • Сейчас вам предстоит заполнить таблицу “Методом тройного дневника”. Сравните ваши знания до и после его прочтения.

Вопросы

Мои знания до чтения текста

Мои знания после чтения текста

1. Как создаётся привязанность к семье?


 

2.За что вы цените людей?


 

3.Почему нужно ценить людей?


 

Учитель:

  • Определите стиль речи. (Публицистический.)
  • Определите тип речи. ( Рассуждение.)
  • В каком предложении содержится основная мысль текста?

Учитель:

  • Каждый из нас мечтает о настоящей семье. А что значит для вас настоящая семья?
  • Для меня настоящая семья – это общность сердец и мыслей, основанная на христианской любви. Любви, которая, как это ни странно, умножается, когда ею делятся.

В семье, полной гармонии и счастья, никто не попрекнёт друг друга тем, сколько сил и труда ему приходится вкладывать в семью. В такой семье хочется жить .

Я знаю, что в нашем классе есть счастливые семьи, например, семья Жени Каринкиной.

Ученическая презентация.

Учитель:

  • Запишите домашнее задание: напишите сочинение-эссе или создайте мини-презентацию на тему “Мой Дом”.

Учитель:

  • О чём у нас сегодня был разговор?
  • Каким он должен быть?
  • Каждому человеку нужна семья. Мне хочется, чтобы в море житейских трудностей ваш ОТЧИЙ ДОМ был тихой пристанью, куда бы хотелось вернуться.
  • Данная тема освещалась и освещается в произведениях писателей, поэтов. Хочу порекомендовать стихотворение В. М. Гусева “Мать и сын”, книгу В. Белова “Лад”.

– Спасибо за урок.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Тепло родного дома" »

Урок развития речи по русскому языку "Тепло родного дома"

  • Курникова Марина Валерьевнаучитель русского языка и литературы

Тема урока : “Тепло родного дома”.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развитие письменной и устной речи.

  2. Формирование навыков анализа текста.

  3. Воспитание нравственных качеств личности.

БЕСЕДА.

Учитель:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание “Мой дом”?

  • Составьте кластер.

Учитель:

МОЙ ДОМ РОДНОЙ - ДОМ - ОТЧИЙ ДОМ .

  • Для меня это место, где тебя любят, где тебя ждут, где можно жить, передавая традиции из поколения в поколение.

  • А для вас что значит родной дом?

  • Продолжите начатое предложение: Отчий дом – это место, где …

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где тебя понимают.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно поделиться впечатлениями.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно отдохнуть после трудового дня.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно получить хороший совет.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где рождается новая жизнь.

Учитель:

  • Как воспитать в себе привязанность к семье?

  • На этот вопрос мы найдём ответ в тексте Д. С. Лихачёва “ Мой дом”.

Чтение учителем текста. ( Текст есть у каждого ученика)

Учитель:

Найдите в тексте ключевые слова , которые связаны с темой нашего урока.

(Привязанность к своей семье, общие интересы, общий отдых, семейный альбом, могилы родных, память прошлого.)

Учитель:

  • Как вы понимаете слово “привязанность”? Обратимся к толковому словарю под редакцией Ожегова.

Учитель:

  • Сейчас вам предстоит заполнить таблицу “Методом тройного дневника”. Сравните ваши знания до и после его прочтения.

Вопросы

Мои знания до чтения текста

Мои знания после чтения текста

1. Как создаётся привязанность к семье?



2.За что вы цените людей?



3.Почему нужно ценить людей?



Учитель:

  • Определите стиль речи. (Публицистический.)

  • Определите тип речи. ( Рассуждение.)

  • В каком предложении содержится основная мысль текста?

Учитель:

  • Каждый из нас мечтает о настоящей семье. А что значит для вас настоящая семья?

  • Для меня настоящая семья – это общность сердец и мыслей, основанная на христианской любви. Любви, которая, как это ни странно, умножается, когда ею делятся.

В семье, полной гармонии и счастья, никто не попрекнёт друг друга тем, сколько сил и труда ему приходится вкладывать в семью. В такой семье хочется жить .

Я знаю, что в нашем классе есть счастливые семьи, например, семья Жени Каринкиной.

Ученическая презентация.

Учитель:

  • Запишите домашнее задание: напишите сочинение-эссе или создайте мини-презентацию на тему “Мой Дом”.

Учитель:

  • О чём у нас сегодня был разговор?

  • Каким он должен быть?

  • Каждому человеку нужна семья. Мне хочется, чтобы в море житейских трудностей ваш ОТЧИЙ ДОМ был тихой пристанью, куда бы хотелось вернуться.

  • Данная тема освещалась и освещается в произведениях писателей, поэтов. Хочу порекомендовать стихотворение В. М. Гусева “Мать и сын”, книгу В. Белова “Лад”.

– Спасибо за урок.









































Урок развития речи по русскому языку "Тепло родного дома"

  • Курникова Марина Валерьевнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Слайд №1

Слово учителя:

  • Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Сегодня мне хочется начать наш урок со стихотворения Леона Гольдмана “Тепло родного дома”. Послушайте его в исполнениии Степановой Олеси.

Слайд № 2

Люблю тепло родного дома,
Где всё так близко и знакомо,
Где ночью я взлетаю в вышину 
И обретаю вешнюю весну!
Где обретаюсь далью лет
И бегом рек в непостоянстве,
И светом в солнечном убранстве,
И негой бед, что служит нам во вред!
Но мудростью веков мы живы,
Коль любим мы или любимы!

Леон Гольдман

Слайд № 3

Беседа.

Учитель:

  • О чём это стихотворение? ( О родном доме.)

  • Дайте лексическое значение слова “дом”.

Вот какое значение даёт толковый словарь под редакцией Ожегова.

ДОМ 1. Жилое здание.

2. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.

3. Место, где живут люди, объединённые общими интересами,

Слайд № 4

Учитель:

  • Найдите среди данных слов синонимы к слову “дом”.

Учитель:

  • Какие слова остались? (Слова-антонимы).

  • Я надеюсь, что ни одиночество, ни бесприютность, ни заброшенность не коснутся вашего дома.

  • Давайте вновь обратимся к первым строчкам стихотворения Леона Гольдмана и попытаемся сформулировать тему нашего урока.

Слайд № 5

  • Итак, тема нашего урока “Тепло родного дома”.

Слайд № 6

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развитие письменной и устной речи.

  2. Формирование навыков анализа текста.

  3. Воспитание нравственных качеств личности.

БЕСЕДА.

Учитель:

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание “Мой дом”?

  • Составьте кластер.

Слайд № 7.

Учитель:

МОЙ ДОМ РОДНОЙ ДОМ ОТЧИЙ ДОМ .

  • Для меня это место, где тебя любят, где тебя ждут, где можно жить, передавая традиции из поколения в поколение.

  • А для вас что значит родной дом?

  • Продолжите начатое предложение: Отчий дом – это место, где …

Слайд № 8.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где тебя понимают.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно поделиться впечатлениями.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно отдохнуть после трудового дня.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где можно получить хороший совет.

ОТЧИЙ ДОМ – это место, где рождается новая жизнь.

Учитель:

  • Как воспитать в себе привязанность к семье?

  • На этот вопрос мы найдём ответ в тексте Д. С. Лихачёва “ Мой дом”.

Чтение учителем текста. ( Текст есть у каждого ученика)

Слайд № 9.

Мой дом

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу , к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Как воспитать привязанность к своей семье, к своему дому, городу, стране?

Привязанность к семье и дому создаётся не нарочно, не лекциями и наставлениями, а самой атмосферой семьи. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Если дома рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их предки ,– это вдвойне много. Почти у каждого жителя города из предков кто-то переехал из далёкого или ближнего села, и село это тоже должно оставаться родным.

Изредка туда нужно заезжать всей семьёй, заботиться о сохранении в нём памяти прошлого и радоваться успехами настоящего.

Видеть, слушать, запоминать – и это всё с любовью к людям. Замечать доброе не так просто. Цените людей за доброту, за их труд, за их ум. Ведь все они нам односельчане или соученики, одногорожане или просто в чём-то “свои” , “особенные”.

(По Д . С. Лихачёву. )

Учитель:

Найдите в тексте ключевые слова , которые связаны с темой нашего урока.

Слайд № 10.

(Привязанность к своей семье, общие интересы, общий отдых, семейный альбом, могилы родных, память прошлого.)

Учитель:

  • Как вы понимаете слово “привязанность”? Обратимся к толковому словарю под редакцией Ожегова.

Слайд №11.

ПРИВЯЗАННОСТЬ– ЧУВСТВО БЛИЗОСТИ , ОСНОВАННОЕ НА ПРЕДАННОСТИ , СИМПАТИИ К КОМУ-НИБУДЬ.

Учитель:

  • Сейчас вам предстоит заполнить таблицу “Методом тройного дневника”. Сравните ваши знания до и после его прочтения.

Вопросы

Мои знания до чтения текста

Мои знания после чтения текста

1. Как создаётся привязанность к семье?

Привязанность к семье появляется оттого, что дети и родители любят друг друга.

Привязанность к семье создаётся самой атмосферой семьи, если есть общие интересы, развлечения, отдых.

2.За что вы цените людей?

Цените людей за то, что они тебя любят, тебе помогают.

Цените людей за доброту,

за их труд, за их ум.

3.Почему нужно ценить людей?

Нужно ценить людей потому, что жить с ними хорошо.

Ценить людей потому, что они в чём –то “свои”, “особенные”.

Учитель:

  • Определите стиль речи. (Публицистический.)

  • Определите тип речи. ( Рассуждение.)

  • В каком предложении содержится основная мысль текста?

Учитель:

  • Каждый из нас мечтает о настоящей семье. А что значит для вас настоящая семья?

  • Для меня настоящая семья – это общность сердец и мыслей, основанная на христианской любви. Любви, которая, как это ни странно, умножается, когда ею делятся.

В семье, полной гармонии и счастья, никто не попрекнёт друг друга тем, сколько сил и труда ему приходится вкладывать в семью. В такой семье хочется жить .

Я знаю, что в нашем классе есть счастливые семьи, например, семья Жени Каринкиной.

Слайд № 12.

Презентация Каринкиной Жени.

Слайд № 13.

Учитель:

  • Запишите домашнее задание: напишите сочинение-эссе или создайте мини-презентацию на тему “Мой Дом”.

Учитель:

  • О чём у нас сегодня был разговор?

  • Каким он должен быть?

  • Каждому человеку нужна семья. Мне хочется, чтобы в море житейских трудностей ваш ОТЧИЙ ДОМ был тихой пристанью, куда бы хотелось вернуться.

  • Данная тема освещалась и освещается в произведениях писателей, поэтов. Хочу порекомендовать стихотворение В. М. Гусева “Мать и сын”, книгу В. Белова “Лад”.

– Спасибо за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Тепло родного дома"

Автор: Курникова Марина Валерьевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Безударные глассные""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_vo_2_klassie_biezudarnyie_ghlassnyie"
    ["file_id"] => string(6) "407220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491486479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока "Перелётные птицы""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_pierieliotnyie_ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "414629"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494531317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Конспект  бинарного урока русского языка  в 4 классе на тему: "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей "не". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-ghlagholov-v-riechi-v-priedlozhienii-pravopisaniie-ghlagholov-s-chastitsiei-nie"
    ["file_id"] => string(6) "214799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432479842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства