Просмотр содержимого документа
«Классный час "Тепло родного дома"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №15 имени М.В. Гордеева г. Орла
Классный час
« Тепло родного дома»
Учитель:
Гришкина
Надежда Сергеевна
Класс - 2 Проведено – 17.03.2012
г. Орёл 2012 г.
Цели:показать значение семьи, домашнего
тепла; развитие ценностного
отношения к дому, его традициям
и устоям; воспитывать уважение к
родным, желание заботиться о
близких людях, дорожить ими;
развивать речь, умение рассуждать.
Оборудование: ребус 7 я, модель избы,
пословицы, фотовыставка
« Моя семья», рисунок избы.
Ход занятия
I. Организационное начало.
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычно пройдёт классный час. Тема нашего занятия очень интересная.
Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чём мы с вами сегодня будем беседовать.
Ребус: 7 я (семья)
- Правильно, мы сегодня будем разговаривать о ваших семьях. Давайте прочитаем тему нашего классного часа: «Тепло родного дома». Дом строят, когда создаётся семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое семья.
Очень люблю, когда все собираются,
Праздничной скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
- Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушки и дедушки, это братья и сёстры.
III. Беседа по теме.
1. Знакомство с семьями детей.
Небольшие рассказы детей о своих семьях.
(Моя семья образовалась с … Моей семье уже …)
2. Рассказ об имени своём.
- Ребята, вы рассказали о своих семьях. А теперь давайте узнаем историю вашего имени: кто вас назвал? Почему выбрали для вас такое имя? Что значит ваше имя?
Рассказы детей.
- Первое слово, которое слышит только появившийся на свет малыш, - это имя. Оно сопровождает человека всю жизнь, во многом определяя то, как сложится его судьба. Ещё древние мудрецы заметили, что между именем человека и его характером, поступками, образом мыслей существует некая таинственная связь. В Древней Руси давали ребёнку два имени. Первое тайное – знали только родные. Это имя не должно было произноситься вслух, чтобы злые духи не навредили младенцу.
Не следует также забывать, что многое зависит и от времени рождения. Люди, рождённые зимой, целеустремленны, имеют большую силу воли. А вот «весенним», наоборот, не достаёт решительности и уверенности в себе.
3. Беседа о маме и папе.
- Ребята, разгадайте загадки. О ком они?
Кто не в шутку, а всерьёз
Кто вас, дети, больше любит,
Нас забить научит гвоздь? Кто вас нежно так голубит
Кто научит смелым быть? И заботится о вас,
С «велика» упав, не ныть, Не смыкая ночью глаз?
И коленку расцарапав, (мама )
Не реветь? Конечно, …
(папа )
- Когда вы болеете, кто переживает больше всех за вас?
- Как выглядят папа и мама во время болезни ребёнка?
- Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой? Чему научил вас папа? Что интересного, полезного он вам рассказал?
- А чем вы любите заниматься с мамой? Чему вас научила мама?
- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?
Стихотворение « Папу с мамой берегу»
Папа жалуется:
- Что-то утомляюсь от работы…
Мама тоже:
- Устаю, на ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, -
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
- Ребята, помните, что родители – это ваше богатство. Они построили семью, создали уют в вашем доме, в котором вы живёте, окружили вас теплом, заботой и любовью. Благодаря родителям, у вас дома есть традиции.
4.Семейные традиции.
- Какие семейные традиции существуют в ваших семьях?
Рассказы детей об интересных семейных традициях.
5.Фотовыставка «Моя семья».
- Ребята, вы принесли семейные фотографии. Мы с вами сделали выставку «Моя семья». А знаете ли вы, что храня дома фотографии, соблюдаете ещё одну традицию – собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 г, когда французский художник Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
6.Семейная реликвия.
- В каждой семье помимо фотографий есть и другие ценные, особо чтимые, дорогие по воспоминаниям вещи, оставленные после родных людей – это реликвии.
Рассказы детей о семейных реликвиях.
Стихотворение «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
- Я думаю, что такие слова можно сказать и о ваших семьях.
7. Работа с пословицами.
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о семье.
Игра «Собери пословицу»
Не нужен клад, когда в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья в куче, не страшна и туча.
В недружной семье добра не бывает.
IV. Строительство дома.
- Каждая семья живёт в своём доме. Некоторые строили дом сами, некоторые вселились в уже построенные дома. Давайте узнаем, как строила дом семья ...
- А знаете ли вы, как строили дома в старые времена?
1.Рассказ учителя.
-Традиции народа древней Руси в первую очередь связаны с домом, с тем, как строились отношения в семье, как велось хозяйство, с обычаями, обрядами и праздниками. Немаловажное значение для древних славян имел сам выбор места для постройки дома. Сначала хозяева своего будущего жилища выбирали подходящий участок земли так, чтобы оно было недалеко от воды, но при этом не в низине, на ровной поверхности, и желательно где-то на возвышенности, на холме. А вот узнать, где должен располагаться центр дома, помогала кормилица семьи - коровушка. Корову выводили на выбранный участок, и то место, на которое она ляжет, считалось центральной точкой будущей избы. Затем оттуда хозяин поочередно ехал в каждую из четырех сторон света, и с каждой привозил по большому валуну, которые являлись краеугольными камнями жилища. Перед тем, как начать возводить дом, возле валунов клали мед, нектар, молитвенник – все то, на чем он, по мнению хозяев, должен держаться. Потом начиналось заготовление бревен. Бревна для строительства дома рубили только зимой, когда полностью остановлено сокодвижение, чтобы они быстрее высохли. Начинали строительство дома весной, в день весеннего равноденствия, 22 марта. А до дня летнего солнцестояния нужно было возвести стены. Изначально этим занималась вся семья - весь род собирался вместе. Позднее появились бригады строителей, которые переходили из деревни в деревню и поднимали избы. К ним относились как к ведунам, своего рода волшебникам. Считалось, что они обладали тайными знаниями. И для того, чтобы их задобрить, к ним очень хорошо относились: ласково привечали, повкуснее кормили, чтобы они правильно установили избу. Когда дом был установлен, важно было соблюсти правила заселения в новую избу. Человек мог остаться ночевать в доме только на седьмую ночь. Первым ночевал петух, который утром должен был прокричать и разогнать всю нечисть. Потом кошка или кот, которые, как считалось, эту нечисть видят. А затем и все домашние животные в определенном порядке – теленочек ночевал последним. На седьмую ночь приходил старик – самый старший в семье - с клюкой и посохом. Посох служил одновременно и оружием, и знаком долгой дороги - дом должен был простоять многие-многие годы. И только после того, как переночевал самый старший, приходила вся семья. Заходили в избу, держась за общую ниточку. Первым шел отец и нес икону, следом шла хозяйка. Она несла чугунок с недоваренной кашей или щами. Тут же разводили огонь, и доваривали пищу, чтобы наполнить свое новое жилище запахом еды. Следом за хозяйкой по старшинству шли дети - сыновья и дочери. Каждый что-то нес в руке - какой-то предмет быта или инструмент, необходимый для ведения домашнего хозяйства. Таким образом, дом сразу наполнялся вещами и людьми, которые будут в нем жить. То есть дом обживался всеми одновременно.
Ну и конечно, следуя традициям, здесь все наполнено знаками оберегов: сам дом, на крыше которого стоит конек либо петушок, наличники, и прочие части дома и отдельные детали, которые также украшаются особыми знаками оберега. А если даже и нет специально нанесенного узора, то каемка – замкнутый круг, обозначающий знак солнца, присутствовала обязательно.
2.Строительство дома.
- Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы нам было хорошо в нашем доме, что нам необходимо?
- В семье нужна любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение.
- А что не нравится дому? ( Грязь, беспорядок, грубость, ссоры).
- Давайте построим наш дом.
- Мы построили дом, в котором тепло. В древнерусском языке слово «истба» означало «баня, тёплое помещение». Соберите тепло в ладони. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.
V. Итог занятия.
- Наш дом – это не просто здание, в котором мы живём, это наша семья, близкие и родные люди, привычные и любимые вещи. Дом любит порядок и чистоту. Все члены семьи должны вместе поддерживать порядок и чистоту, уют в доме. Ваши родные всегда заботятся о вас, волнуются о вас, любят вас. И вы должны отвечать любовью и заботой по отношению к родным и близким.