1. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
2. Формировать межличностные взаимодействия в процессе продуктивной деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для работы в парах и группах.
Ход урока:
Организационный этап.
– Здравствуйте. Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Улыбнитесь друг-другу. А теперь поделитесь хорошим настроением с нашими гостями.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению новых знаний.
– Прочитайте слова и разбейте их на группы.
ПОДСНЕЖНИК
КАРАСЬ
МУРАВЕЙ
СОСНА
ЛОСЬ
ЭКОЛОГИЯ
ПАУК
– А как вы считаете, почему слово экология здесь выделяется?
– Что же мы должны будем узнать сегодня на занятии?
– Правильно, это и будет наша с вами тема.
Цель и Задачи
– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
– Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».
– А как вы думаете, что же мы должны узнать на уроке, чтобы прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что она изучает.)
Этап усвоения новых знаний.
– Как можно выяснить значение этого слова?
(Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим).
– Давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова. Где его можно найти? (в словаре, в учебнике) (Дмитрий Николаевич Ушаков)
–Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме. А о каком доме идёт речь?
–От слова «экология» произошло слово «эколог». А кто может объяснить значение этого слова? (Звучат сигналы SOS)
– Что это за сигналы мы слышим? (сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS)
– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес. Послушайте его историю.
– Жил был лес.
– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.
– Жили в лесу и звери.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
«Помогите вернуть былую красоту!»
– Сегодня нам на занятии будет помогать ПАНДА. (лего игрушка)
– Почему именно панда? Панда - это эмблема Всемирного фонда охраны животных.
– Она предлагает вам побыть экологами. Ведь лес нуждается в скорой экологической помощи. Придём на помощь лесу и исправим ошибки человека.
– Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту, ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья)
– ПАНДА для вас приготовила задания.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших лесах.
Разделить детей на две группы.
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
– Если вы отгадаете загадки и доскажите словечко, то сможете узнать, что ещё можно посадить в лесу.
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется... (Подснежник).
Золотой и молодой,
За неделю стал седой
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (Одуванчик).
Возле леса на опушке,
Ты под листик загляни-
Там краснеет...! (Земляника)
Есть цветок с названьем нежным.
Не забывай ни на минутку,
Тебе дарю я…(Незабудку)
– Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей)
– Правильно. Следующее задание от панды для работы в парах. На столе у вас лежат конверты. Достаньте и соберите картинки (на пазлах фотографии: медведь, лиса, сова, енот, дятел, бабочка, стрекоза)
– Какие же животные поселились в нашем лесу?
– Посмотрите, как наш лес преобразился. Снова запели птицы, звери начали резвиться на полянках.
– Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Светофор» (круги зелёного и красного цвета)
Если я приду в лесок и сорву ромашку (Нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку (НЕТ) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (ДА) Если ветку подвяжу, колышек поставлю (ДА) Если разведу костер, а тушить не буду (НЕТ) Если сильно насорю, а убрать забуду (НЕТ) Если мусор уберу, банку закопаю (ДА) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА)
Этап закрепления новых знаний.
Совместно группой выработайте меры по улучшению экологической обстановки в природе.
Рефлексия.
– Ребята, как вы думаете, а можно ли наш сегодняшний разговор считать важным? Почему?
– Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
– А какие меры принимаются по охране природы? (Создание Красной книги, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
– Так какая же наука занимается охраной природы?
– А как называются люди, которые охраняют природу?
– А сейчас я прошу вас оценить свою работу на уроке.
Кто справился со всеми заданиями рисует яркое солнышко.
У кого были затруднения нарисуйте солнышко с облачком.
А у кого совсем ничего не получилось нарисуйте тучку.