Мероприятие .
Сценарий.
«Мы идем в поход».
4 класс.
Форма проведения: игра-путешествие.
Цели: обсудить проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Ход.
Приветствие.
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души! (Н.Луконина.)
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Деление участников мероприятия на команды.«Рюкзак», «Компас».В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
1 команда:
Любит ли вы природу? В чем это проявляется?
2 команда:
Как вы думаете, почему одни любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
1 команда:
Часто ли вы бываете на природе? Как проходят такие прогулки?
2 команда:
Был ли у вас хороший поступок по отношению к природе? Какой?
1 команда:
Приходилось ли вам сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их?
2 команда:
Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Лето - это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле.
Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе, будто самую малость
Нам на этой планете жить и править осталось.
Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:
И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры, и речной простор.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами…
Такая планета нужна нам с вами!
По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету свету странствовать ступай. (М.Марик)
Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.На пути расставлены «кочки» - круги из картона .А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернутся на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Итак, начали!Команды выполняют задание.
Конкурс." Нужные вещи в походе".
Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку - «1 км».
1.Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас.)
2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок.)
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак.)
Конкурс " Лесная опушка ".
Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.
Команды по очереди отгадывают загадки.
1. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик.)
2. Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашка.)
3. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встретился с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)
4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)
Конкурс." Лечебница доктора Айболита".
Загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их названия, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа – 2 км).
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)
2.Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы.)
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине.)
4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)
Конкурс " Лесная кухня "
Вопросы команде «Компас».
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1. Назовите, из каких растений в походе в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники.)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Вымытые и просушенные клубни закапывают в горящую золу.)
Конкурс "Лесной компас ".
Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудится в лесу и всегда знают, как найти дорогу домой . Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг
1. «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)
2. «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)
3. «Пни». (На пнях деревьев кольца более широкой частью обращены на юг.)
4. «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)
Подведение итогов. Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.