kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный проект "Исследование качества воды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект "Исследование качества воды". В ииследованиях участвовали учащиеся 3-4 классов. Тема нашего исследования "Как загрязненная вода влияет на здоровье человека и развитие растения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Исследование качества воды".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Костенская средняя общеобразовательная школа»





Социальный проект



«Исследование качества воды»

Участники проекта: обучающиеся 3- 4классов

Руководители: Рехтина Л.И., Петелина Т.А.,

Григорьева О.В.









С .Костёнки 2018-19 г.

Экологический проект «Исследование качества воды»
Тип проекта: информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта

01.10.2018 г. – 01.02.2019г.

Цель проекта: дать учащимся первоначальные представления об исследовательской деятельности на примере изучения качественного состояния воды.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
подбирать и подготавливать оборудование для опытов;
выдвигать и проверять гипотезы;
делать выводы по результатам исследования;
обобщать результаты исследования в электронном виде;
готовить и проводить мультимедийное выступление.

       

 

1. Введение

 Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.

В. Песков

Участвуя в исследованиях по теме «Влияние бытовых отходов на экологию» мы услышали сообщение о том, что бытовые отходы, разлагаясь, отравляют почву и воду. У нас возникли вопросы: А какое качество у нашей воды, как его проверить? Тема нашего исследования «Как загрязненная вода влияет на здоровье человека и развитие растения?»

Актуальность темы: Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности человека, растений и животных. Поэтому, необходимо ее изучение.

Цель - узнать о качестве воды и о ее  роли в жизни растений,  человека.

Задачи:

       Изучить роль воды в жизни растений и человека;

       Выявить основные загрязнители воды.

       Проанализировать влияние качества воды на  растения.

_ Научить пользоваться школьным переносным оборудованием;

_ В результате проведённых опытов показать, как вода фильтруется в природных условиях;

_ Продемонстрировать, как вода задерживается в почве или проходит через неё в зависимости от типа почвы;

    _ Разобраться, какой тип почвы является лучшим для фильтрации воды и дренажа;

_ Понять, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов;

_ Убедиться, что на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды;

_Показать значение охраны воды для жизни на планете;

 Объект исследования: экология.

Предмет исследования: качество воды

Гипотеза исследования. Предположили, что качество воды оказывает влияние на здоровье человека и развитие растения.

Методы исследования. Нами использовались следующие методы ис­следования: анкетирование; наблюдение; сравнение; анализ; обобщение, работа в  сети Интернет, эксперимент.

Дети разделились на 4 группы:

1 группа «Теоретики»: Пальчиков Роман, Волокитина Ульяна, Иванов Дмитрий ;

2 группа «Социологи»: Евдокимов Д., Джевалова Т., Лунев Д.

3 группа «Наблюдатели»: Саввина Д., Хрипушина Г., Бердников А., Гаврилова Прасковья., Рязанов И.

4 группа «Практики»: Бухтояров А., Кулагин К., Фадин А.Балыбин Д, Хрипунов Д., Бишкевиус В.



Сначала мы вспомнили то, что изучали на уроке по этой теме,  просмотрели энциклопедию, воспользовались информацией сети Интернет. Мы были удивлены огромному количеству предоставленного материала, эта тема волнует очень многих. Но есть и противоречивые сведения.  В этом мы решили разобраться.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом








Этапы






Деятельность учащихся




Деятельность учителя


1.






Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.




Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы




Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности, организует работу по формированию групп.


2.

Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.


Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

3.

Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулируют их деятельность

4.

Выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулируют их деятельность

5.






Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочёты, формулируют выводы

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении

6


Презентация – защита проекта




Докладывают о результатах совместной работы




Оценивает работу детей


























II.            Основная часть

1.     Вода на службе у человека.

         На долю воды приходиться примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому что основная масса воды солёная.  В ней столько соли, что можно покрыть всю сушу слоем 200м. Пресной же воды совсем немного.

Из общего количества всей воды на Земле примерно 94%, составляет соленая вода морей и океанов. Пресную воду можно взять в малодоступных местах в виде ледников и подземных хранилищ. Но она потребуют предварительной очистки.

   Более четверти человечества страдает от недостатка пресной воды. Нам трудно себе это представить, но в целом ряде стран Европы и Америки вводят норму на питьевую воду, продают ее в бутылках в   магазинах. Голландия – чистую воду завозит из Норвегии в количестве десятков тысяч тонн.   Разрабатываются проекты  транспортировки айсбергов из Антарктиды или использование ледников Гренландии.

Все это заставляет взглянуть по-иному на то богатство – воду, с которой мы небрежно обращаемся каждый день и постоянно размышлять над проблемами сохранения и экономичного использования чистой воды. Бережное отношение к воде в бытовых условиях должно сопровождаться её экономным расходованием. Достаточно вспомнить, какое огромное количество чистой воды тратится впустую, когда мы умываемся. Мы подсчитали, из неисправного крана в сутки вытекает 300 л воды -1 стакан за минуту.

2.     Вода – это источник жизни

 «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент-Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем, не особенно задумываясь. Нет, на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Разная бывает вода: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая.

Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в рационе человека.  В растениях содержится до 90% воды, а в теле  взрослого человека – около 70%.

   Значение воды в жизни человека очень велико.  Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий    здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление  достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить  образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и   обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.  



3.     Экологическое состояние рек, морей, океанов

В окружающую среду выбрасывается до 400 тыс. различных химических веществ природы. Из них наибольшую опасность для водоемов представляют примерно 800. Наиболее вредными химическими загрязнителями является нефть и нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы







Основные источники загрязнения питьевой воды.





Водоемы имеют замечательное свойство: самоочищение водоемов - это сложный процесс, при котором про­исходит разрушение компонентов загрязнения. Но водоемы не справляются сами с очищением из-за активной деятельности человека. Так для производства 1 тонны стали требуется 25 кубометров воды, искусственного шелка - 400 кубометров, бумаги - 1000 кубометров. Огромное количество воды требу­ется теплоэлектростанции. Станция мощностью 300 тысяч киловатт расхо­дует 120 кубометров воды в секунду. Засоренные  воды сбрасываются в реку, что делает ее непригодной для использова­ния в хозяйственной деятельности.

  Содержание в воде нефтепродуктов свыше вызывает гибель рыбы, нарушает развитие икры. Нефть опасна для крупных морских животных, китов, тюленей, дельфинов.

Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются   вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей.  Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученых стараются их заменить.

  Пестициды (ядохимикаты, химические средства защиты) и минеральные удобрения находятся в числе  загрязнителей водоемов, которые  приводят к недостатку кислорода в воде,  гибели рыбы.

Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья: рак, кариес, эпи­демии, умственную отсталость и другие заболевания.

4.     Наша бережливость

Никогда еще так много людей не было обеспокоено состоя­нием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причем для этого со­вершенно не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Просто природные ресурсы следует использовать рационально?

Вода,   является невос­полнимым продуктом. Мы потребляем много воды, в среднем 300 литров в день. Но нам необходимо выпивать лишь около 5 литров чистой воды, все остальное расходуется на другие бытовые нужды. А ведь на каждый литр во­ды, проходящей через кран, затрачены большие ресурсы.

Вполне реально каждому сократить потребление воды на пятую часть . Напри­мер, при мытье в ванне расходуется 150 - 180 литров, а если принимать душ, воды потребуется в три раза меньше. А еще можно пользоваться стаканом для полоскания рта при чистке зубов, мыть посуду не под струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой, обязательно устранить течи в кранах и других сантехнических приборах. Так за год мы сможем сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.

Кроме этого, мы   экономим химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку. И главное  ни в коем случае нельзя сливать в канализацию остатки красок, растворите­лей, машинных масел. Это также ведет к загрязнению воды.

5.     Социологический опрос

Для того чтобы выяснить уровень знаний населения и учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников и взрослых.

Мы задали  ряд вопросов: Что вы думаете о качестве воды? Вы пьете сырую воду? Какую воду вы пьете чаще? Ваши предложения по улучшению качества воды. И вот что получилось. Результат опроса показал, что более половины населения не употребляют сырую воду. На вопрос: какую воду вы чаще пьете, 7 человек из 40 сказали - кипяченую, 8 человек - профильтрованную, и 25 - сырую. При опросе о качестве воды, выяснилось, что более 16 человек из 40 считают, что надо улучшить систему очистки, 24 человека считают, что надо чаще проверять воду на пригодность к использованию.

Причина заключается в том, что население недостаточно информировано о последствиях воздействия некачественной воды  на организм каждого из нас. Взрослые и школьники недооценивают  вред, наносимый такой питьевой водой  всем живым существам и человеческому организму.

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, нами сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Многие имеют поверхностные, отрывочные  знания о проблеме воздействия воды на живые организмы, в том числе и организм человека. Не каждый из опрошенных  связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания    с качеством  питьевой  воды.

6. Мнение ученых.

Мнение ученых по вопросу очистки разделилось. Некоторые ученые считают, что вода для питья должна быть кипяченой.

Другие специалисты утверждают, что очищать воду не следует, так как теряются полезные микроэлементы. Лучше использовать отстоянную воду. Сейчас легко очистить воду до состояния, близкого к байкальской (очень чистой ледниковой воде), но трудно обеспечить наличие в ней ряда веществ в нужной для человека полезности.

В большинстве цивилизованных стран для питья применяют особую воду. По своим свойствам такая вода близка к талой воде ледников, считающейся идеально экологически чистой и наиболее безопасной для человека.

7.    Практическая работа №1 .

Как загрязненная вода влияет на семена и растения?

Цели:

- усвоить, что на прорастание семян воздействуют условия(состояние) окружающей среды;

- понять, что на состояние, рост и развитие растения воздействуют вещества, которые имеются в воде;

- понаблюдать, как происходит развитие побегов из семян при использовании питательных веществ, запасенных в семени;

Хозяйственная деятельность человека делает воду непригодной для использова­ния. Для того, чтобы наглядно подтвердить это проведем эксперимент. Возьмем семена фасоли.  Разложили эти семена в разные лотки и залили 1 лоток - отстоянной водопроводной водой, а другой лоток - водой с моющим средством, третий лоток - водой с солью, 4 лоток - талой водой.

Результаты экспери­мента приведены в таблице:

 Время наблюдений

1лоток водопроводная чистая вода




2 лоток вода с моющим средством

3 лоток вода с солью

4 лоток талая вода

4-й день

Семена набухли

Семена набухли

Семена набухли

Семена набухли

6-й день

Проклюнулись 5семян

Проклюнулись 4 семени

Проклюнулись 4 семени

Проклюнулись 6 семян

7-й день

7семян

5семян

4семени

8семян

8-10 дни

Ростки здоровые

Ростки ослабленные, 2погибли.

Ростки ослабленные, угнетенные, 1 погиб.

Ростки здоровые, хорошо развиваются.

Вывод: вода, загрязненная деятельностью человека, задерживает рост и развитие растений, способствует его гибели, степень прорастания семян - низкая. Хорошо развивались семена, политые отстоянной водой. Лучше всего поддерживает рост и развитие семян талая вода, лишенная жесткости.

8. Практическая работа № 2.

Как очистить воду?

 - Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи и в качестве питья? ( Из рек - речная вода, из артезианских скважин - грунтовая вода).

      Грунтовая вода представляет собой ценный источник питьевой воды благодаря своим  химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Она в значительной степени свободна от бактерий, не имеет запаха, бесцветна и прозрачна, сохраняет постоянную температуру.

- Почему вода не исчезает с Земли, ведь мы её используем в больших количествах, и она испаряется?

   Верно, она сохраняется благодаря круговороту воды в природе. Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

б). Грунтовая вода образуется в процессе проникания дождевой и речной воды в толщу земли. Она заполняет пустоты в рыхлых слоях почвы.

      Чистая вода прозрачна. Если вода не прозрачна, значит, в ней содержатся какие-то примеси, например ил. Для очищения  воды используют фильтр.

     Фильтр– это устройство для очищения  жидкости.

 - Почему вода, просачиваясь через почву в ручьях, родниках такая чистая?

 Проблемные вопросы:

        1.Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?

        2. На чём основана очистка воды?

        3.Что может и чего не может отфильтровать почва

Опыт 1. Через какой тип почвы вода просачивается быстрее всего?

           .

 

Учащиеся собирают оборудование для фильтрования воды (медный фильтр кладётся на дно фильтровальной трубки).

Ложкой положить почву в фильтровальную трубку.

Из большой мензурки налить воду (чистую) в фильтровальную трубку.

Проследить, сколько времени потребуется для просачивания через каждый тип почвы. По окончанию фильтрации сразу поднять руку.

Одновременно, пока просачивается вода через почву, предложить учащимся следующее задание

Дети рассматривают под микроскопом разные виды почвы: глину, перегной, песок

 Какой можно сделать вывод?

    На бумажном цветке написать одно свойство воды, которое больше всего нравится, закрыть его лепестками цветка и обменяться с соседом. Цветки положить в мензурки с водой и проследить, что произойдёт. Лепестки цветка раскрылись.

  - О чём свидетельствует этот опыт? (Так вода движется по капиллярам растений и др. живых организмов )                

  Вода – основа жизни.           

 6) Учащиеся делают выводы, через какой тип почвы вода просачивается быстрее. Выводы заносятся в таблицу.

- Какой тип почвы является водопроницаемым? (песок, гравий)

- Почему? (есть пустоты)

- Какой тип почвы является водонепроницаемым? (глина)

 Вывод: Чем мельче частицы почвы, чем плотнее они прилегают друг к другу, тем сильнее почва задерживает движение воды.

 - Где находится водоносный слой земли?

 Опыт 2.       На чём основана очистка воды?

   1). Мензурки с мутной водой. Из них вода выливается в фильтровальную трубку с почвой (глина, песок, гравий, почва с перегноем).

 - Через какую почву быстрее фильтруется быстрее – через сухую или влажную?

 Вывод: вода быстрее фильтруется через влажную почву.

- Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву?

- Через какой тип почвы вода просачивается более чистая?

 Вывод: песок – лучший тип почвы для фильтрации (очистки) воды.  

- Почему песок – лучший тип почвы для фильтрации  воды?

Вывод:

      1) песок не содержит вещества, которые выщелачиваются в                                      

  воде, т.е. делают её мутной;

     2) в песке меньше пустот, чем в каменистой почве.

  - Почему грунтовая вода в родниках, ручьях, реках чистая? (Она очищается почвой)

- Чем является почва для воды? (Почва – это природный фильтр.)

-Как добывается вода из водоносного слоя земли?

     Вода добывается из грунта путём бурения глубоких скважин. Она поднимается при помощи насосов, а потом проходит дополнительную соответствующую обработку.

- Какая угроза нависла над водой? (Загрязнение.)

Опыт 3. Что может и чего не может отфильтровать почва?

учащиеся удаляют из фильтровальных трубок все виды почв, кроме песка в мусорное ведро, промывают их водой;

во все фильтровальные трубки насыпается песок;

в разные мензурки с водой добавляются соль, мел, растительное масло;

рассмотрите под микроскопом на сколько прозрачна смесь после фильтрации. Какой можно сделать вывод?.

 Задание: профильтруйте загрязнённую воду и проследите, что может отфильтровать почва, а что не может.

-Что осталось на почве? (масло, мел,)

-Что почва смогла отфильтровать? -А что почва не отфильтровала?

 Вывод: почва не может отфильтровать растворяемые вещества в воде.

          Среди них могут быть и химические вещества, которые могут отравлять и воду, и почву.

          Таким образом, на грунтовую воду влияют все виды загрязнений окружающей среды. 

 - Назовите источники загрязнения воды. (Cтоки отбросов с заводов в реки, разлив нефти, мусор от кораблей)

    Над пресной водой нависла угроза. Её становится всё меньше. Это стало глобальной проблемой человечества.

 -  Что необходимо предпринимать людям, чтобы сберечь этот ценный дар природы, который является основой жизни?

ΙΙΙ. Заключение.

Вывод. В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.

Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной  планетой, как и другие планеты в солнечной системе.

Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.

Предлагаем ряд охранных мероприятий:

1.  Не сбрасывать в реку и не складировать на берегу   бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий.

2.  Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек.

3.  Не мыть автотранспортные средства у реки.

4.  Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц города от бытового мусора.

5. Пригодной для питья, на основании заключения СЭС, считается вода из глубинного колодца.

6. Следить за использование воды из источников, проверенных и допущенных санэпидстанцией.

7.  Использовать бытовые  фильтры для очистки воды от примесей, или отстаивать.

8.  Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их ис­пользовать.

ПЕРСПЕКТИВЫ    РАБОТЫ

1.Можно провести более широкое исследование  качества  всех видов воды.

 Рассказать все о воде невозможно в одной теме.

 Вода – источник жизни на Земле!

 Вода – источник жизни во Вселенной!

ΙV. Список литературы:

1.     «Мир моря»: Детская энциклопедия   – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.

2.     Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.

3.     Книга для чтения по охране природы: Для учащихся  сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 1986. – 175 с., ил.

4.     Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:

 5.   Интернет- ресурсы.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальный проект "Исследование качества воды".

Автор: Рехтина Любовь Ивановна, Петелина Татьяна Алексеевна, Григорьева Ольга Владимировна

Дата: 18.03.2019

Номер свидетельства: 503650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность учащихся "
    ["seo_title"] => string(93) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "240889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445154116"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья «Защита окружающей среды в Германии, России, Пензенской области»"
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-v-giermanii-rossii-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "296794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456078648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский проект "Красная Книга Жарковского района" "
    ["seo_title"] => string(64) "issliedovatiel-skii-proiekt-krasnaia-knigha-zharkovskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "121908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414087411"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства