формирование у учащихся нравственного сознания, освоения базовых понятий нравственности (добро, милосердие, сочувствие, сострадание, соучастие) и формах их проявления.
познавательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности. Добро и зло», учить детей участвовать в диалоге;
коммуникативные: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, самостоятельность суждений, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости;
личностные: воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивационный этап (2-3 минуты) Слайды 1-3 Слайд 4 | 1. Вступительное слово учителя: – Ребята, чтобы вам понять, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий из видеоряда. Подумайте, что связывает эти фотографии? 2. Работа с видеорядом: Учитель подводит детей к словам-понятиям: сочувствие, соучастие, сострадание, сопереживание. – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? 3. Целеполагание Помогает учащимся сформулировать тему урока, уточняет этимологию слов. Роль приставки «-со»: Почемучка уже выяснил из словаря, что приставка «-со» означает «вместе»: сочувствовать – чувствовать вместе, А вы догадались, что означают остальные слова? соучаствовать – … … (участвовать вместе), сострадать – … … (страдать вместе), сопереживать – … … (переживать вместе). | Просматривают видеоряд, высказывают свои догадки, версии. Определяют тему, цель урока. Высказывают предположения. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настроиться на работу на уроке. Познавательные УУД: перерабатывать информацию, самостоятельно делать выводы. Личностные УУД: оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил. |
II. Этап актуализации знаний (5-6 мин) | – Нам сегодня необходимо разобраться, что такое сочувствие и как его можно выразить. Попробуйте разгруппировать предложенные слова. Работа с интерактивной доской: В результате работы появляется таблица: Добро | Зло | Забота Милосердие Сочувствие Сострадание Соучастие | Зависть Обман Ненависть Вражда Унижение | | Учащиеся раскладывают слова на две группы: добро и зло. Контролируют ответы одноклассников, соглашаются или возражают. Делают вывод: какие поступки надо совершать, чтобы стать сочувствующим. | Личностные УУД: иметь представление о добре и зле, о милосердии. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, группировать понятия, самостоятельно делать выводы. |
III. Этап открытия новых знаний: (7-10 мин) а) выявление места и причины затруднения Слайд 5 б) построение проекта выхода из затруднения (постановка проблемы и выдвижение гипотезы) | 1. Цитата: Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует. А вы согласны с этой фразой? 2. Правила сочувствия Оказывается, чтобы быть добрым, сочувствующим, надо уметь жить по правилам: Правило первое – научись ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Правило второе – в каждом умейте видеть его достоинства, любите окружающих (людей, природу). 3. Практикум по группам: инсценирование ситуаций 4. Как выразить сочувствие? Слайды 6-9 Физминутка «Дорогою добра» | Отвечают на поставленный вопрос. Слушают ответы других детей. Слушают объяснение учителя. Инсценируют ситуации, отвечают на поставленные к ним вопросы. Анализируют, возражают, обосновывают, дополняют ответы одноклассников. Учащиеся слушают учителя, запоминают правила общения и формы выражения сочувствия. | Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция. Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Личностные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с моральными нормами. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в работе пары или группы, договариваться о распределении ролей, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному. |
IV. Включение в систему знаний с последующей проверкой по эталону ( 7-10 мин) Слайд 10 Слайд 11 | 1. Работа с притчей «Осколки доброты» Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка много лет посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. Не забывайте подарить добро. Соседям, родственнику, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернётся к вам по кругу. Вопросы: – Отнеслась ли семья с пониманием, сочувствием к старушке? – А старушка? По отношению к кому она относилась с сочувствием? 2. Работа с пословицами (в парах): – Существует много пословиц о добре, сочувствии. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Вы будете их восстанавливать, работая в паре. Для этого: а. Договоритесь, кто работает красным карандашом, а кто – синим. б. По очереди найдите окончание пословицы и соедините её части стрелкой. в. При проверке проанализируйте, кто в вашей паре допустил ошибки (по цвету карандаша). 3. Проверка по эталону Правильно выполненное задание высвечивается на доске. | Учащиеся слушают притчу, отвечают на вопросы учителя, контролируют ответы других детей: соглашаются или возражают, дополняют, исправляют. Работают в паре: восстанавливают пословицы, соединив её части стрелкой, контролируют правильность выполнения. | Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию. Коммуникативные УУД: участвовать в работе пары или группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Личностные УУД: оценивать своё отношение к поступкам других с позиции нравственности. |
V. Практическая часть (10-15 мин) Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | 1. Создаём «Дерево добра» Давайте проанализируем, кто уже совершал добрые, милосердные поступки для других? Кто с сочувствием и пониманием отнёсся к сложным ситуациям других? Какие наши добрые поступки мы могли бы ещё указать на нашем «Дереве добра»? Можете запланировать на будущее добрые, сочувствующие поступки? 2. Вывод: Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Люди, способные на сострадание, сочувствие, обладают добрым сердцем. 3. Практическая часть (работа в парах) Итак, мы с вами узнали, что такое сочувствие и доброе сердце. На уроке я вам предложу сделать поделку «Сердечко» в технике плетения, и если вы будете трудолюбивы, ответственны и старательны, то у вас всё получится. У вас есть две детали разного цвета, которые нужно наложить друг на друга указанным способом. По очереди вы будете плести по одной полоске в шахматном порядке (через одну). Договоритесь между собой, кто начнёт первым. Когда закончите, у вас получится сердечко. Научитесь плести такие сердечки и будете дарить друзьям и близким. Им будет приятно получать от вас знаки внимания, поддержки. Вдвойне приятно, когда такие подарки изготавливаются своими руками. Но помните, поделка должна быть изготовлена аккуратно и старательно. 4. Стихотворение: Пока мы сострадать умеем, Не всё так в мире безнадёжно. Пока сочувствуем, жалеем, То счастье на земле возможно! | Дополняют «Дерево добра» своими добрыми поступками. Планирование Слушают вывод, дополняют, высказывают своё отношение к услышанному и увиденному. Выполняют поделку в парах, помогая и контролируя работу друг друга. | Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |
VI. Итог урока (1-2 мин) Слайд 15 | 1. Пожелание учителя: Отдай миру лучшее, что есть в тебе – и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире. 2. Клип песни «Совершите чудо» Сочувствуйте – совершите чудо! Такие чудеса доступны каждому! | Просмотр клипа, подпевание. | Личностные УУД: получить представление о нравственности, сочувствии и формах его проявления, усвоить нормы нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками; милосердному обращению с животными. |