kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка как источник творчества детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка как источник творчества детей

Данилкина И.С., Кононова Е.Н.

педагог-организатор

МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,

г. Старый Оскол

Аннотация: Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих способностей детей, источник образного и абстрактного мышления.

Ключевые слова: Сказка, воспитание, творчество.

Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Хочется верить, что оно будет лучше предыдущего. Верой в лучшее будущее живёт человек. Этим подсознательным чувством полны дети. Ребёнок с помощью взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, понимать.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь самым распространённым видом детского творчества, наиболее близко и непосредственно связывает творчество с личными переживаниями ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится труд-

нее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем, ни сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

«Сказка, писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом твор-

чества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенности места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку» жил да был», «в некотором царстве», «добрый», «красна девица» – переходим от сказителя к сказителю, от одного народа к другому.

В сказке всегда есть сюжет, развитие событий, характеристика персона-

жей, есть зачин и концовка. Сказка может быть авторской, поэтической и прозаической, но она всегда ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств

формирования личности. Ей присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Формируя привычные навыки: приёмы, действия, умения детей, можно

вызвать не только в конечном результате, сколько в самом процессе творения

новых образов. Это соответствует деятельности природе творчества.

Требуется мобилизация всех способов, приемов, методик, формирующих

творческие качества личности: воображения, наблюдательности, образной памяти, способностью к импровизации, выразительному движению, то есть ко всему тому, что образует творческий потенциал личности. Ещё вполне естественно выделить развивающую – терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

В сказке присутствует и функция воспитания здорового образа жизни,

охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, безнравственных действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

Это соответствует становлению здоровье–сберегающего направления,

цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности,

утверждение здорового образа жизни.

Можно сделать такой вывод сказка – это средство эмоционального, нрав-

ственного погружения ребенка в новую область знания.

Есть разные варианты знакомства ребёнка со сказкой:

1) Сказка для театрализации.

2) Сказка для чтения и понимания своих чувств и поступков.

Такие сказки заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше, видеть промахи, учат детей нравственности. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы или грустны, радостны они или огорчены, ещё труднее научиться сопереживать, добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Сказка вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других.

Очень эмоционально и образно можно передавать сказку, используя ку-

кольный театр. Здесь всегда создаётся образ цельного детства, так как все манипуляции с куклами предварительно отобраны, звуки речи направляются к зрителю и сочетаются с движением куклы. Голос и речь соответствует внутренней характеристике персонажа. Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета.

С детьми очень хорошо обсуждать героев, особенности их характеров, по-

буждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение сочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, и извлечено под воздействием других ребят и взрослого. Каждый ребёнок вносит свой вклад, своё творчество в изображение кукольного персонажа. Особенно хорошо работать с кукольными сказками с неуверенными в себе детьми.

С помощью кукольной ширмы, которою ребёнок может спрятаться от

проблем и помощью куклы по ходу, сказки, можно проследить за реакциями таких детей.

«Если такой ребёнок, писал В.А Сухомлинский, не переживает борьбу

добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах принебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Игры-беседы с куклами позволяют уже на основе такого действия, сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему по своему, сочувствуя положительным персонажам и возмущением поступками отрицательных героев.

Это показано в методиках А. Медведевой и В. Шиловой при работе с та-

кими детьми, необходимо реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать мнение, умение оценить свои поступки с помощью сказочного персонажа.

Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих спо-

собностей детей, так как она является источником творчества детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как источник творчества детей»

Сказка как источник творчества детей


Данилкина И.С., Кононова Е.Н.

педагог-организатор

МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,

г. Старый Оскол


Аннотация: Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих способностей детей, источник образного и абстрактного мышления.


Ключевые слова: Сказка, воспитание, творчество.



Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Хочется верить, что оно будет лучше предыдущего. Верой в лучшее будущее живёт человек. Этим подсознательным чувством полны дети. Ребёнок с помощью взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, понимать.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь самым распространённым видом детского творчества, наиболее близко и непосредственно связывает творчество с личными переживаниями ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится труд-

нее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем, ни сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

«Сказка, писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом твор-

чества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенности места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку» жил да был», «в некотором царстве», «добрый», «красна девица» – переходим от сказителя к сказителю, от одного народа к другому.

В сказке всегда есть сюжет, развитие событий, характеристика персона-

жей, есть зачин и концовка. Сказка может быть авторской, поэтической и прозаической, но она всегда ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств

формирования личности. Ей присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Формируя привычные навыки: приёмы, действия, умения детей, можно

вызвать не только в конечном результате, сколько в самом процессе творения

новых образов. Это соответствует деятельности природе творчества.

Требуется мобилизация всех способов, приемов, методик, формирующих

творческие качества личности: воображения, наблюдательности, образной памяти, способностью к импровизации, выразительному движению, то есть ко всему тому, что образует творческий потенциал личности. Ещё вполне естественно выделить развивающую – терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

В сказке присутствует и функция воспитания здорового образа жизни,

охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, безнравственных действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

Это соответствует становлению здоровье–сберегающего направления,

цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности,

утверждение здорового образа жизни.

Можно сделать такой вывод сказка – это средство эмоционального, нрав-

ственного погружения ребенка в новую область знания.

Есть разные варианты знакомства ребёнка со сказкой:

1) Сказка для театрализации.

2) Сказка для чтения и понимания своих чувств и поступков.

Такие сказки заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше, видеть промахи, учат детей нравственности. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы или грустны, радостны они или огорчены, ещё труднее научиться сопереживать, добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Сказка вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других.

Очень эмоционально и образно можно передавать сказку, используя ку-

кольный театр. Здесь всегда создаётся образ цельного детства, так как все манипуляции с куклами предварительно отобраны, звуки речи направляются к зрителю и сочетаются с движением куклы. Голос и речь соответствует внутренней характеристике персонажа. Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета.

С детьми очень хорошо обсуждать героев, особенности их характеров, по-

буждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение сочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, и извлечено под воздействием других ребят и взрослого. Каждый ребёнок вносит свой вклад, своё творчество в изображение кукольного персонажа. Особенно хорошо работать с кукольными сказками с неуверенными в себе детьми.

С помощью кукольной ширмы, которою ребёнок может спрятаться от

проблем и помощью куклы по ходу, сказки, можно проследить за реакциями таких детей.

«Если такой ребёнок, писал В.А Сухомлинский, не переживает борьбу

добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах принебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Игры-беседы с куклами позволяют уже на основе такого действия, сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему по своему, сочувствуя положительным персонажам и возмущением поступками отрицательных героев.

Это показано в методиках А. Медведевой и В. Шиловой при работе с та-

кими детьми, необходимо реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать мнение, умение оценить свои поступки с помощью сказочного персонажа.

Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих спо-

собностей детей, так как она является источником творчества детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка как источник творчества детей

Автор: Данилкина Ирина Сергеевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "«Сказка как источник творчества детей»"
    ["seo_title"] => string(41) "skazka-kak-istochnik-tvorchiestva-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "284392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453976490"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "материал "Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(96) "matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "243710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445790155"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Научная работа ученика на тему: русские народные сказки "
    ["seo_title"] => string(61) "nauchnaia-rabota-uchienika-na-tiemu-russkiie-narodnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "182317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425490322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства