kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка как источник творчества детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка как источник творчества детей

Данилкина И.С., Кононова Е.Н.

педагог-организатор

МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,

г. Старый Оскол

Аннотация: Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих способностей детей, источник образного и абстрактного мышления.

Ключевые слова: Сказка, воспитание, творчество.

Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Хочется верить, что оно будет лучше предыдущего. Верой в лучшее будущее живёт человек. Этим подсознательным чувством полны дети. Ребёнок с помощью взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, понимать.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь самым распространённым видом детского творчества, наиболее близко и непосредственно связывает творчество с личными переживаниями ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится труд-

нее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем, ни сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

«Сказка, писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом твор-

чества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенности места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку» жил да был», «в некотором царстве», «добрый», «красна девица» – переходим от сказителя к сказителю, от одного народа к другому.

В сказке всегда есть сюжет, развитие событий, характеристика персона-

жей, есть зачин и концовка. Сказка может быть авторской, поэтической и прозаической, но она всегда ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств

формирования личности. Ей присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Формируя привычные навыки: приёмы, действия, умения детей, можно

вызвать не только в конечном результате, сколько в самом процессе творения

новых образов. Это соответствует деятельности природе творчества.

Требуется мобилизация всех способов, приемов, методик, формирующих

творческие качества личности: воображения, наблюдательности, образной памяти, способностью к импровизации, выразительному движению, то есть ко всему тому, что образует творческий потенциал личности. Ещё вполне естественно выделить развивающую – терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

В сказке присутствует и функция воспитания здорового образа жизни,

охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, безнравственных действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

Это соответствует становлению здоровье–сберегающего направления,

цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности,

утверждение здорового образа жизни.

Можно сделать такой вывод сказка – это средство эмоционального, нрав-

ственного погружения ребенка в новую область знания.

Есть разные варианты знакомства ребёнка со сказкой:

1) Сказка для театрализации.

2) Сказка для чтения и понимания своих чувств и поступков.

Такие сказки заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше, видеть промахи, учат детей нравственности. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы или грустны, радостны они или огорчены, ещё труднее научиться сопереживать, добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Сказка вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других.

Очень эмоционально и образно можно передавать сказку, используя ку-

кольный театр. Здесь всегда создаётся образ цельного детства, так как все манипуляции с куклами предварительно отобраны, звуки речи направляются к зрителю и сочетаются с движением куклы. Голос и речь соответствует внутренней характеристике персонажа. Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета.

С детьми очень хорошо обсуждать героев, особенности их характеров, по-

буждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение сочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, и извлечено под воздействием других ребят и взрослого. Каждый ребёнок вносит свой вклад, своё творчество в изображение кукольного персонажа. Особенно хорошо работать с кукольными сказками с неуверенными в себе детьми.

С помощью кукольной ширмы, которою ребёнок может спрятаться от

проблем и помощью куклы по ходу, сказки, можно проследить за реакциями таких детей.

«Если такой ребёнок, писал В.А Сухомлинский, не переживает борьбу

добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах принебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Игры-беседы с куклами позволяют уже на основе такого действия, сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему по своему, сочувствуя положительным персонажам и возмущением поступками отрицательных героев.

Это показано в методиках А. Медведевой и В. Шиловой при работе с та-

кими детьми, необходимо реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать мнение, умение оценить свои поступки с помощью сказочного персонажа.

Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих спо-

собностей детей, так как она является источником творчества детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как источник творчества детей»

Сказка как источник творчества детей


Данилкина И.С., Кононова Е.Н.

педагог-организатор

МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,

г. Старый Оскол


Аннотация: Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих способностей детей, источник образного и абстрактного мышления.


Ключевые слова: Сказка, воспитание, творчество.



Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Хочется верить, что оно будет лучше предыдущего. Верой в лучшее будущее живёт человек. Этим подсознательным чувством полны дети. Ребёнок с помощью взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, понимать.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие

зажатости - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь самым распространённым видом детского творчества, наиболее близко и непосредственно связывает творчество с личными переживаниями ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится труд-

нее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем, ни сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.

«Сказка, писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом твор-

чества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенности места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку» жил да был», «в некотором царстве», «добрый», «красна девица» – переходим от сказителя к сказителю, от одного народа к другому.

В сказке всегда есть сюжет, развитие событий, характеристика персона-

жей, есть зачин и концовка. Сказка может быть авторской, поэтической и прозаической, но она всегда ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств

формирования личности. Ей присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Формируя привычные навыки: приёмы, действия, умения детей, можно

вызвать не только в конечном результате, сколько в самом процессе творения

новых образов. Это соответствует деятельности природе творчества.

Требуется мобилизация всех способов, приемов, методик, формирующих

творческие качества личности: воображения, наблюдательности, образной памяти, способностью к импровизации, выразительному движению, то есть ко всему тому, что образует творческий потенциал личности. Ещё вполне естественно выделить развивающую – терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

В сказке присутствует и функция воспитания здорового образа жизни,

охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, безнравственных действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.

Это соответствует становлению здоровье–сберегающего направления,

цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности,

утверждение здорового образа жизни.

Можно сделать такой вывод сказка – это средство эмоционального, нрав-

ственного погружения ребенка в новую область знания.

Есть разные варианты знакомства ребёнка со сказкой:

1) Сказка для театрализации.

2) Сказка для чтения и понимания своих чувств и поступков.

Такие сказки заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше, видеть промахи, учат детей нравственности. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы или грустны, радостны они или огорчены, ещё труднее научиться сопереживать, добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Сказка вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других.

Очень эмоционально и образно можно передавать сказку, используя ку-

кольный театр. Здесь всегда создаётся образ цельного детства, так как все манипуляции с куклами предварительно отобраны, звуки речи направляются к зрителю и сочетаются с движением куклы. Голос и речь соответствует внутренней характеристике персонажа. Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета.

С детьми очень хорошо обсуждать героев, особенности их характеров, по-

буждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение сочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, и извлечено под воздействием других ребят и взрослого. Каждый ребёнок вносит свой вклад, своё творчество в изображение кукольного персонажа. Особенно хорошо работать с кукольными сказками с неуверенными в себе детьми.

С помощью кукольной ширмы, которою ребёнок может спрятаться от

проблем и помощью куклы по ходу, сказки, можно проследить за реакциями таких детей.

«Если такой ребёнок, писал В.А Сухомлинский, не переживает борьбу

добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах принебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Игры-беседы с куклами позволяют уже на основе такого действия, сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему по своему, сочувствуя положительным персонажам и возмущением поступками отрицательных героев.

Это показано в методиках А. Медведевой и В. Шиловой при работе с та-

кими детьми, необходимо реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать мнение, умение оценить свои поступки с помощью сказочного персонажа.

Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих спо-

собностей детей, так как она является источником творчества детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка как источник творчества детей

Автор: Данилкина Ирина Сергеевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "«Сказка как источник творчества детей»"
    ["seo_title"] => string(41) "skazka-kak-istochnik-tvorchiestva-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "284392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453976490"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "материал "Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(96) "matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "243710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445790155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Научная работа ученика на тему: русские народные сказки "
    ["seo_title"] => string(61) "nauchnaia-rabota-uchienika-na-tiemu-russkiie-narodnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "182317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425490322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства