Сказка – как источник творчества детей
Данилкина И.С., Кононова Е.Н.
педагог-организатор
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,
г. Старый Оскол
Аннотация: Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих способностей детей, источник образного и абстрактного мышления.
Ключевые слова: Сказка, воспитание, творчество.
Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Хочется верить, что оно будет лучше предыдущего. Верой в лучшее будущее живёт человек. Этим подсознательным чувством полны дети. Ребёнок с помощью взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, понимать.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие
зажатости - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь самым распространённым видом детского творчества, наиболее близко и непосредственно связывает творчество с личными переживаниями ребёнка.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится труд-
нее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем, ни сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Сказка поможет возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости.
«Сказка, писал В.А. Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка,
благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом твор-
чества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенности места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку» жил да был», «в некотором царстве», «добрый», «красна девица» – переходим от сказителя к сказителю, от одного народа к другому.
В сказке всегда есть сюжет, развитие событий, характеристика персона-
жей, есть зачин и концовка. Сказка может быть авторской, поэтической и прозаической, но она всегда ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости.
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств
формирования личности. Ей присуща креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Формируя привычные навыки: приёмы, действия, умения детей, можно
вызвать не только в конечном результате, сколько в самом процессе творения
новых образов. Это соответствует деятельности природе творчества.
Требуется мобилизация всех способов, приемов, методик, формирующих
творческие качества личности: воображения, наблюдательности, образной памяти, способностью к импровизации, выразительному движению, то есть ко всему тому, что образует творческий потенциал личности. Ещё вполне естественно выделить развивающую – терапевтическую функцию сказки. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
В сказке присутствует и функция воспитания здорового образа жизни,
охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, безнравственных действий. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию.
Это соответствует становлению здоровье–сберегающего направления,
цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности,
утверждение здорового образа жизни.
Можно сделать такой вывод сказка – это средство эмоционального, нрав-
ственного погружения ребенка в новую область знания.
Есть разные варианты знакомства ребёнка со сказкой:
1) Сказка для театрализации.
2) Сказка для чтения и понимания своих чувств и поступков.
Такие сказки заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше, видеть промахи, учат детей нравственности. Непросто ребёнку заметить, какое настроение у близких ему людей: веселы или грустны, радостны они или огорчены, ещё труднее научиться сопереживать, добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Сказка вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других.
Очень эмоционально и образно можно передавать сказку, используя ку-
кольный театр. Здесь всегда создаётся образ цельного детства, так как все манипуляции с куклами предварительно отобраны, звуки речи направляются к зрителю и сочетаются с движением куклы. Голос и речь соответствует внутренней характеристике персонажа. Особенный всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета.
С детьми очень хорошо обсуждать героев, особенности их характеров, по-
буждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение сочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, и извлечено под воздействием других ребят и взрослого. Каждый ребёнок вносит свой вклад, своё творчество в изображение кукольного персонажа. Особенно хорошо работать с кукольными сказками с неуверенными в себе детьми.
С помощью кукольной ширмы, которою ребёнок может спрятаться от
проблем и помощью куклы по ходу, сказки, можно проследить за реакциями таких детей.
«Если такой ребёнок, писал В.А Сухомлинский, не переживает борьбу
добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах принебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Игры-беседы с куклами позволяют уже на основе такого действия, сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от неё, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему по своему, сочувствуя положительным персонажам и возмущением поступками отрицательных героев.
Это показано в методиках А. Медведевой и В. Шиловой при работе с та-
кими детьми, необходимо реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать мнение, умение оценить свои поступки с помощью сказочного персонажа.
Сказка – лучший способ обучения, воспитания, развитие творческих спо-
собностей детей, так как она является источником творчества детей.