Просмотр содержимого документа
«С чего начинается Родина?»
Внеклассное мероприятие « С чего начинается Родина?»
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин»,«конституция», развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: государственный флаг России, Государственный герб России, Государственный гимн России ( аудиозапись); физическая карта России; Конституция России, фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни « С чего начинается Родина? ( сл.М. Матусовского, муз. В.Баснера); национальные танцы песни народов России ( аудиозапись)
Ход урока:
Звучит песня « С чего начинается Родина?»
Учитель. Действительно, а с чего ,по – вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
- Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину . А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. ( Ю.Яковлев)
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. В течение года мы с вами будем знакомиться с историческим прошлым нашей страны, её символами, народами, географическими особенностями. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
Ответы учащихся.
- Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту. ( физическая карта России)
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь. Ребята, а почему мы часто употребляем выражение « московское время»? И почему к Москве какое – то другое отношение?
Ответы учащихся.
- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город – герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Учитель показывает слайды или фотографии Москвы, пейзажи русской природы, а в это время учащийся читает стихотворение С.Васильева « Россия».
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою.
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом « Русь»!
- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяют огромную страну?
Ответы учащихся.
- По данным последней переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом?
Ответы учащихся.
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и этнических групп. Да, много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. И все они составляют единую дружную семью. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва, Санкт – Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по – разному звучат на просторах нашей страны русская « Калинка», зажигательная « Лезгинка» и казацкая плясовая.
Учащиеся слушают аудиозапись данных мелодий.
- Велика численность населения Россия. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старки, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: « … государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?
Ответы учащихся.
- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Ответы учащихся.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово « Конституция» пишется с большой буквы.
Учащимся показывается Конституция РФ.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов, а вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
Ответы учащихся.
Давайте вспомним сказку « Буратино».
Какое право нарушено? О каком праве напоминает Мальвина? Понимает ли важность этого права Буратино?
- Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины. А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое « символ», какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся.
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. Поднимите руки те, кто может описать Государственный Герб и Государственный Флаг России.
Ответы учащихся.
- Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе : « Государственный Герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчен двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, на груди орла на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос. В верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.
Учитель читает описание Государственных символов, а учащиеся рассматривают их иллюстрации.
- А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.
Учащиеся слушают Государственный Гимн России.
-Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Шопенгауэр говорил: « Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, Свой народ и страну, свою землю и свою историю. И нам сегодня стоить помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить будущее. Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
* Как называется наша страна?
*Как называются люди, живущие в нашей стране?
*Что такое Конституция?
*Какой город является столицей России?
*Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.