kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи будущих первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для выступления перед родителями будущих первоклассников. Изложение материала в доступной форме.
Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации. В работе указаны часто встречающиеся речевые ошибки детей,  здсь же предложено множество упражнений и игр для совместной работы родителей и их детей, для развития правильной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи будущих первоклассников. »

МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М. Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского района Республики Татарстан











ВЫСТУПЛЕНИЕ

на собрании родителей будущих первоклассников

на тему:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»









Подготовила

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

Хусаинова Анастасия Валерьевна











Кукмор 2014г.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители должны внимательно следить за тем, как развивается ребенок. Однако это возможно только в том случае, если известны основные требования к закономерностям развития.

Начать свое выступление я хотела бы с притчи о древнегреческом баснописце Эзопе. Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: - Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете. Хозяин позвал Эзопа: - Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете. Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык. - Эзоп, ты же принес язык! - А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви; языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: - Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела. - Эзоп, ты же опять принес язык! - А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Из этой притчи понятно, что культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Именно от того как мы общаемся со своими детьми, зависит развитие культуры речи ребенка.

Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации. Уже к моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по поводу обыденной жизни и вещей, входящих в сферу его интересов. Словарь ребенка увеличивается от 3000 до 7000 слов. Так какими же знаниями должен владеть первоклассник? Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи – «свинята», овцы – «овчата», лисы – «лисенки», курицы – «птенчики». Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула». Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только – только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА». Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа. У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет. Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ». Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформированности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. – и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет. Забота и желание каждого из нас – это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Учитель в школе помогает «расти», расширяет, углубляет полученные знания. Главными помощниками при подготовке детей к школе являются самые близкие - это родители учащегося. Ведь не секрет, кто лучше знает своего ребенка, понимает каждый его взгляд, движение, кто всегда рядом в трудную минуту. Все желают своему ребенку только удачи. Поэтому, уважаемые родители, мне хочется еще раз подчеркнуть, что речевое развитие влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживают трудности в общении, обучении и грамоте. Дети со средним уровнем развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Итак, развивать речь ребенка необходимо, но как, что необходимо делать, чтобы это принесло ощутимые результаты?

Во-первых, мне еще раз хочется привлечь ваше внимание, что речь ребенка напрямую зависит от развития тонкой моторики, недоразвитие которой отрицательно сказывается на умственном развитии и речи. Физиологи указывают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган.- такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть еще одна речевая зона мозга. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть достаточно развита зрительно-моторная координация. Существует много игр. упражнений для развития мелкой моторики. Воспитатели вас с данным видом работы знакомили. Главное - вы должны хорошо помнить, что истоки способностей и дарования ребенка лежат на кончиках пальцев.

Родители часто сетуют о том, что не хватает времени для систематических целенаправленных занятий с детьми. Но ведь многие упражнения можно выполнять и по дороге из сада, в магазин, транспорте, при ежедневной работе по дому. Прогулки по городу, на даче тоже можно использовать для бесед с ребенком. Главное - приохотить ученика говорить много и правильно, отвечая на поставленные вопросы. А для этого необходимы речевые упражнения, игры по развитию речи.

Замечено, что в речи детей мало присутствует прилагательных. Восполнить этот пробел помогут следующие упражнения:


опиши, снег какой? (белый, пушистый);


собака(какая)

Узнавание предмета по эпитетам.


Что это? (кудрявая, белоствольная, стройная...)

работа с антонимами:


пух легкий, а камень - широкий.

• Подбор слов к прилагательным.

Что бывает широким? Узким? Зеленым? Хмурым? Деревянным?

Подбор к предмету слов, обозначающих действия.


Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает,

освежает...)

Игра в увеличенные очки.


Я надела увеличенные очки. И теперь я вижу не дом, а домище.

Без потерь передать ребенку важнейшие знания, удается только разложив все по полочкам. Приучите ребенка и себя! К тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.

Сегодня многие дошкольники без труда управляют кнопками мобильного телефона, клавиатурой компьютера, но далеко не все школьники умеют работать с книгой, для многих современных детей трудно грамотно выражать свои мысли, речь отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Для того, чтобы этого не произошло с вашим ребенком необходимо прививать интерес к чтению, научить его любить книгу до школы. Взять за правило: каждый день ребенку читать вслух, а не ставить ему диск со сказкой. Когда мы читаем, он ищет возможность домыслить, представить, вообразить. Он творит вместе с автором и вступает в дружеские отношения с книгой.

Телеэкран же с обманчивой, легкостью представляет все уже в готовом виде - ярком, привлекательном.

Передозировка экранного времени приводит к облегченному восприятию нового. От потока информации до знаний, а от знаний до умения активно и творчески применять - расстояние большое. Ребенок должен прийти в школу не пассивным потребителем, а именно творцом своих знаний.

Необходимо выписать и читать детский журнал.

Беседуйте с ребенком о прочитанном. Не бойтесь хвалить! Помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью».



На первом собрании мною были поставлены следующие цели и задачи:

  1. Изучить все буквы русского алфавита

На моих занятиях мы с ребятами составляли рассказы по картинкам, изучили все буквы, научились различать согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, находили буквы в картинках, учились писать эти буквы, прописывали элементы письменных букв. Работали со сказками, учились пересказывать их. Читали по слогам и на последних занятиях старались читать целыми словами. Учитывая, то, что некоторым ребятам приходилось пропускать занятия по той или иной причине, у кого-то получалось всё, у кого-то возникали проблемы. В целом работой ребят я довольна.

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

  1. Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.

  2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

  3. Увеличивайте словарный запас ребёнка.

  4. Регулярно водите ребёнка в библиотеку.

  5. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.

  6. Учите с ребёнком стихотворения наизусть.

  7. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.

  8. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.

  9. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.

Наконец, для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько простых условий:

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи будущих первоклассников.

Автор: Хусаинова Анастасия Валерьевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Консультация для родителей: "Какой должна быть речь будущего первоклассника?""
    ["seo_title"] => string(76) "konsultatsiiadliaroditielieikakoidolzhnabytriechbudushchieghopiervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "260284"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448911327"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Программа "Школа будущего первоклассника" "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-shkola-budushchiegho-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "134437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416747724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства