Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлеченного в деятельность, - к человеку умеющему. Такая формулировка, как мы думаем, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, так как включает в себя и процесс, т.е. деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие проектной компетенции младших школьников »
Развитие проектной компетенции младших школьников
Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлеченного в деятельность, - к человеку умеющему. Такая формулировка, как мы думаем, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, так как включает в себя и процесс, т.е. деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.
Под проектной деятельностью можно понимать одну из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
Развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
Сформировать умение отстаивать свои права;
Развить способность к созидательной деятельности;
Воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
По мнению А.В. Хуторовского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Я разделяю точку зрения автора, считающего, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
Считая, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В настоящее время существуют различные классификации ключевых компетенций: Компетенции, определенные Советом Европы
Компетенции по А.В. Хуторскому. Компетенции по Г.В. Селевко
Политическая и социальная.
Межкультурная.
Коммуникативная.
Социально-информационная.
Персональная.
Ценностно-смысловая.
Общекультурная.
Учебно-познавательная.
Информационная.
Социально-трудовая.
Личностного самосовершенствования.
Математическая.
Автомизационная.
Социальная.
Продуктивная.
Нравственная.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что классификаций ключевых компетенций не мало, но все они складываются из четырёх ключевых компетенций:
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
При этом информационная компетенция является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями.
Необходимо заметить, что информационная компетентность понимается как интегрированное качество личности, представляющей собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. К таким источникам информации относятся:
Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы действия):
планирование информационного поиска; извлечение первичной (не обработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации;
обработка информации;
систематизация информации;
интерпретация (объяснение и толкование) информации;
представление информации в различных вариантах.
Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребёнка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако, текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить детей работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.
Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, причем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально - графическая (текст и графика), визуально – аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с данной информацией необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.
Основным показателем информационной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать её в выводы, аргументировано представить полученный вывод.
Одним из важнейших условий формирования информационной компетенции у младших школьников является использование современных педагогических технологий:
проектная деятельность;
исследовательская деятельность;
проблемно-диалогическое обучение;
дифференцированное обучение.
Наиболее эффективным способом формирования информационной компетенции является проектная деятельность. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной и письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен.