«Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
«Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
Для развития познавательных интересов на уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с нарушениями интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитие познавательной активности ребенка.
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой "гимнастикой для ума", имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.
На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребенка. Основная задача обучения математике в данном случае - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. На каждом уроке ставится коррекционная задача, которая состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
Понижая планку образования за счет методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.
Эмоциональная включённость ребенка в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
Прежде, чем объяснить - заинтересовать.
Прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию.
Прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку.
Прежде, чем сообщить что-то новое - вызвать ожидание нового.
Ведение уроков в классах для детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Учитель должен уметь:
Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
Подбирать систему самостоятельных работ.
Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
Формировать мыслительные приемы работы, обучать рациональным приемам решения мыслительных задач.
Проводить дифференцированную работу в классе.
Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
Использовать разнообразные формы поощрения.
Формировать у учащихся веру в свои возможности.
Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями учителя сознательно стремятся к достижению не только образовательной дидактической цели, но и к решению развивающей, воспитательной и коррекционных задач, вытекающих из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока физические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»»
«Педагогические условия для активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики»
Для развития познавательных интересов на уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с нарушениями интеллекта необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитие познавательной активности ребенка.
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой "гимнастикой для ума", имеет особое значение. Учителю просто необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность учащихся.
На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребенка. Основная задача обучения математике в данном случае - сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. На каждом уроке ставится коррекционная задача, которая состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
Понижая планку образования за счет методических средств, учитель должен ввести в урок упражнения для развития психики, усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно использовать приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.
Эмоциональная включённость ребенка в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
Прежде, чем объяснить - заинтересовать.
Прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию.
Прежде, чем обратиться к реакциям - подготовить установку.
Прежде, чем сообщить что-то новое - вызвать ожидание нового.
Ведение уроков в классах для детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Учитель должен уметь:
Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
Подбирать систему самостоятельных работ.
Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
Формировать мыслительные приемы работы, обучать рациональным приемам решения мыслительных задач.
Проводить дифференцированную работу в классе.
Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
Использовать разнообразные формы поощрения.
Формировать у учащихся веру в свои возможности.
Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках математики в классах для детей с интеллектуальными нарушениями учителя сознательно стремятся к достижению не только образовательной дидактической цели, но и к решению развивающей, воспитательной и коррекционных задач, вытекающих из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока физические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.