Разработка внеклассного мероприятия по литературе.
7 класс.
Тема: « Строки, опалённые войной».
Учитель.
«Строки, опалённые войной»- тема сегодняшнего урока. Мы услышим голоса поэтов-фронтовиков, которые сквозь время и грохот войны обращаются к нам со своей болью, надеждой, верой, любовью. Мы знаем, в каких стихотворениях и поэмах черпали силы наши деды и прадеды, солдаты и офицеры Великой отечественной войны, те, «кто в боях отстояли Отчизну свою». Мы соприкоснёмся с огромным горем, выпавшем на долю нашего народа в военные годы.
Человек- смертен. Но лучшие из лучших шагнули в бессмертие. Они живут в книгах, песнях, в героических подвигах, совершённых ими во имя людей и для людей.
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
Эти слова Р.Рождественского- станут эпиграфом к нашему уроку.
Ученица.
22 июня 1941 года стал чёрным днём в истории нашей Родины.
Война- жесточе нет слова,
Война- печальней нет слова,
Война- святее нет слова,
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…-
Писал А. Твардовский.
Ученик.
Война… О том, как она началась,- стихотворение поэта- фронтовика Степана Щипачёва, которое вы сейчас услышите.
22 июня 1941 года.
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки
А немцы, кончив кофе пить,
В тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звучат первые строки песни «Священная война».
Музыка постепенно стихает, На фоне стихающей музыки учитель продолжает урок.
Учитель.
Когда на западной границе шли бои и погибали первые бойцы, так и не сдавшиеся врагу Брестской крепости, в Москве, 22 июня, собрались на митинг писатели. С краткими речами выступили А. Жарков, В. Лебедев- Кумач, а. Фадеев… «Писатели, - сказал А. Фадеев,- знают своё место в решительной схватке с врагом. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, но многие будут сражаться пером. Есть старый афоризм, известный многим: «Когда говоря пушки- музы молчат». Но в годы ВОВ, названной нашим народом, от мала до велика, поднявшегося на защиту своего Отечества,- музы не молчали! «А музы не молчали»- так мы назвали специальный выпуск стенгазеты, посвящённой сегодняшнему уроку.
Здесь вы видите фотографии К. Симонова, А. Суркова, О. Бергольц… Это они защищали нашу Родину, это их вдохновение рождало строки, опалённые войной…
«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как в годы войны»,- писал А. Сурков. Почему вы думаете, что из всех видов искусств в военное время так активно развивалась именно поэзия?
( Учащиеся отвечают, что стихи легко заучивались наизусть, их не читали во фронтовых газетах, бойцы с удовольствием читали их во время затишья меду боями, понравившиеся строки могли быстро переписать себе на память. В яркой, поэтической и краткой форме поэты рассказывали о родном доме, о близких любимых, которых надо было защищать от фашистов. Многие стихи, написанные в форме призыва,звали на решительный бой, укрепляя мужество наших солдат…)
Учитель.
Да, поэзия ВОВ была яркой, сильной, многоплановой. Но какая же тема, по вашему мнению, стала центральной, определяющей в поэзии военных лет?
( Ученики говорят, что во время войны решался для нашей Родины главный вопрос: быть или не быть ей свободной, независимой? И поэтому, главной темой военной поэзии- была тема любви к Родине, призыв к её защите.)
Ученик.
Родина! О ней писало много поэтов. В самые тяжёлые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о родине, такие, как стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое поэту А. Суркову.
Ученица читает наизусть это стихотворение.
Учитель.
Само понятие «Родина» в лирике военных лет не только углубилось психологически, но и приобрело более конкретные формы. Кокой же вы увидели нашу родину в симоновском стихотворении?
( Ученики отвечают, что образ Родины создают и дороги Смоленщины, и деревни со старыми погостами, и старуха в плисовом салопчике, и погибающие в бою фронтовые друзья, вернее которых не сыщешь…
Учащиеся отмечают, что в стихотворении показана нежная любовь поэта к Родине, к народу; щемящая боль за русских людей, вынужденных оставаться в оккупации, и за русских солдат, вынужденных отступать… Это горькая исповедь солдата, гордого своим народом, своей Родиной.
Стихотворение «Ты помнишь, Алёша» оптимистично, оно внушало уверенность, что неудачи на фронте- временны. Победа обязательно наступит придёт этот «долгожданный, заревой, победный день…» для нашей Родины.)
Ученица.
Родина… С какой любовью к ней написано другое стихотворение К. Симонова ( читает наизусть стихотворение «Родина»).
…. И эти берёзки, и неоглядные дали родной земли с её городами, лесами, полянами не отдали врагу наши воины. Не отдали потому, что, как сказал поэт Н. Рыленков:
Нам было всё отпущено сверх меры-
Любовь и гнев, и мужество в бою.
Теряли мы друзей, родных,
Но веры не потеряли в Родину свою.
Ученик.
Рядом с классическим образом симоновских трёх берёз возникает другой образ родины, истерзанной, измученной… Поэты рассказывали о зверствах фашистов, которые убивали, вешали, пытали, жгли…Послушайте стихотворение И. Сильвинского «Я это видел» ( две ученицы наизусть читают стихотворение)
Учитель.
Стихи военных лет складывались в суровых буднях войны, складывались из крови и боли.
Ученик читает наизусть отрывок из поэма Павла Антокольского «Сын».
Ученик.
В этой поэме боль всех отцов, потерявших своих сыновей. В годы войны появилось много стихов и поэм, зовущих на подвиг и рассказывающих о подвиге.
Ученица читает отрывок из поэмы М. Алигер «Зоя».
Ученица.
Это поэма московской школьнице Зое Космодемьянской, которую знала вся страна. Зверская расправа над ней потрясла людей.
Учитель.
…Да, «война- жесточе нету слова», но на войне люди не только воюют, но и мыслят, и чувствуют, и мечтают, ждут, и любят. Кто из вас не слышал знаменитой песни «Землянка», рождённой в первые месяцы войны на слова А. Суркова.
Звучит первый куплет песни «Землянка».
Учитель.
А что вы, ребята, услышали в этой песне?
(Ученики отвечают, что для солдата важно, чтобы его любили, помнили и ждали).
Учитель.
Удивительные стихи поэтов, которые мы сегодня услышали. Всем им- и К. Симонову, и А Суркову, и А. Твардовскому, и П. Антакольскому повезло дожить до светлого дня победы. Но многие из тех поэтов, которые ушли на фронт, не вернулись с той уже далёкой, наверное, самой жестокой войны. Но остались жить их стихи, стихи поэтов, погибших на войне.
Учитель читает наизусть «Реквием» Р. Рождественского.