Тема: «Я»
Цели:1.Познакомить с понятиями «личность», «индивидуальность», «поведение», «темперамент».
2.Развивать представление о коммуникации.
3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование: листочки, цветная бумага, схематические картинки лиц людей разного темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик, карта страны Общения, паровозик.
Здравствуйте, ребята! С этого дня мы начинаем наше путешествие по стране Общения. Познакомьтесь с нашей картой. Красными кружками обозначены станции. На каждом занятии мы будем посещать одну из них. Жители этих городков поделятся с нами своими секретами удачного и запоминающегося общения. А передвигаться будем на паровозике. Итак, поехали…
Первая станция. Она называется «Я». Чем интересно это слово? Каково его значением? Чтобы узнать, кто я такой, немного поиграем. У вас на партах лежат листочки. Напишите кто вы по отношению к окружающим вас людям: родителям, сестре или брату, бабушке; в соответствии с вашими интересами, деятельности. На выполнение этого задания дается 8 минут, Продумайте свои записи и приступайте к работе.(анализ работ).Молодцы, ведь теперь вы больше знаете о своих товарищах, а я лучше узнала вас. Знаете, ребята, каждый человек на земле это личность. Он может быть кем угодно: и шахтером, и дровосеком, и фермером. Он может быть высоким или низким, привлекательным или не очень, умным или глупым, но каждый- это индивидуальность, которая имеет свои неповторимые качества. И у вас, ребята, есть свои индивидуальные качества. Пусть каждый скажет, что он умеет делать лучше всего… А теперь пусть ваш товарищ скажет, что, по его мнению, вы делаете лучше всего, что у вас получается лучше, чем у других…Как много вы можете сказать о себе, о своем товарище. Однако существует одна существенная особенность, которая отличает одного человека от другого. - Как вы считаете, в общении с друг другом вы все ведете себя одинаково? (Нет). А в чем вы отличаетесь друг от друга? (Кто-то говорит быстро, торопится, использует мимику и жесты, кто-то, наоборот, разговаривает медленно, не торопясь, спокойно, ровным, плавным голосом). Именно по этим признакам можно выделить среди людей представителей следующих типов темперамента: Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, (слова записаны на карточках или мелом на доске).
Наш темперамент зависит от особенностей человека и дается нам; от природы. Чтобы вам легче было разбираться, я расскажу сказку о том, что же такое темперамент.
Темпераментом - называются такие особенности человека, которые проявляются в том, несколько человек быстро или медленно действует, говорит, как глубоко переживает разные события.
В незапамятные времена жили в одном королевстве 4 рыцаря.
-звали их Холерик, Сангвиник, Флегматик и Меланхолик. Все они носили доспехи, ездили на прекрасных конях. Но все они были очень разные.
Холерик ни минуты не мог сидеть на месте. Носился на коне целый день, громко кричал, был подвижным, вспыльчивым, разгонял всех разбойников в округе. По незначительному поводу громко хохотал. Сангвиник тоже не сидел спокойно. Все делал быстро и весело. Он не прочь был посмеяться, пошутить с друзьями, был отзывчивым, общительным, находчивым. По его лицу легко было угадать, какое у него настроение.
Рыцарь Флегматик, напротив, все делал медленно, неторопливо. Его было трудно рассмешить, или огорчить. Но он был очень трудолюбивым, мог в любую минуту прийти на помощь. Больше всего Флегматик любил сидеть на лавочке в тишине своего парка. Меланхолик среди них был самый грустный и тихий. Незначительный повод мог вызвать у него слезы на глазах. Был чрезмерно обидчив. Меланхолик был неуверен в себе, всегда всего боялся, но помимо этого всегда помогал своим друзьям, мог хранить тайны, был очень добрый и доверчивый.
У короля, у которого служили рыцари, была дочь. И все четверо полюбили ее. Решили все вместе отправиться к ней, чтобы она выбрала одного из них. Когда рыцари прибыли к замку, увидели, что у ворот стоит великан с дубинкой и никого не пускает к принцессе.
Холерик, не раздумывая, крикнул: "Ага, великан, спасайся, сейчас я тебе покажу". Кинулся с ним в бой, но великан взмахнул ду-бинкой и холерик кубарем покатился по земле.
Увидев это, Меланхолик, всхлипнул и пробормотал: "Вот всегда так. Ну почему я такой невезучий?" Повернул своего коня и отправился назад.
А Сангвиник сразу смекнул, что с великаном ему не справиться, но решил его перехитрить. Лесом объехав замок, закинул веревку на башню и отправился к принцессе. Но и его ждала неудача - оборвалась веревка.
Флегматик почесал затылок, подумал и решил: "Ничего с этим великаном не сделаешь. Ну, да ладно, приеду-ка я завтра. Может ему надоест здесь сидеть? А нет, так я могу и подождать, пока он уйдет!" И тоже удалился восвояси.
Принцесса из своей башни видела, как поступили 4 рыцаря и разочаровалась в них. Холерик хоть и был храбр, но только кричал, а не искал выхода из этой ситуации. Флегматик, видно, не очень-то и торопился попасть к своей возлюбленной. Сангвиник хитрил и не желал вступить в бой с великаном. Меланхолик вообще испугался и отчаялся.
На следующий день все рыцари снова появились у замка. Холерик пришел первым во главе большого отряда. На воздушном шаре летел улыбающийся сангвиник, а рядом решительно настроенные флегматик и меланхолик. Все вместе они смогли одолеть злого великана.
Принцесса восхитилась рыцарями. А как вы думаете, кого же она выбрала? (Ответы детей). Одним принцессам нравятся меланхолики, другим флегматики, сангвиники или холерики. Главное, что надо понять: хороших или плохих типов темперамента нет, как нет только хороших или плохих людей. В каждом человеке есть всего понемножку и от холерика, и от флегматика, и от сангвиника с меланхоликом. Ну может быть, чего-то оказывается побольше, переделать свой темперамент почти невозможно, но каждый по-своему хорош. Ребята, а теперь ответьте на несколько вопросов.
-Кто из рыцарей был самым быстрым, энергичным, подвижным?
-Какие, по-твоему, есть хорошие черты у сангвиника? (устойчивость, упорство, жизнерадостность).
-Какими качествами превосходит других рыцарей флегматик (спокойный)
- Почему нельзя считать меланхолический темперамент плохим и неприятным? Какие достоинства есть у меланхолика? Посмотрите на рисунки и скажите, на каком из них изображен: флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик.(приложение 1). Покажите, как ходит флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Какую роль выбрал бы ты? Итак, какие темпераменты бывают? Важно ли это учитывать при общении? Почему? А теперь из цветной бумаги необходимо вырезать круг, нарисовать на нем глаза, нос, рот так, чтобы получилось выражение лица соответствую-щего вам темперамента( анализ работ).
Что интересного вы сегодня узнали? На этом наше занятие закончено, до свидания.