Наверное, каждый из вас хотя бы изредка задумывался над тем: "Что значит толерантный человек и толерантность, в общем?" Толерантность является социологическим термином, означающим терпимость к иным обычаям, другому образу жизни, поведению, мировоззрению и т.п. Ни в коем случае не сравнивайте данное понятие с безразличием, это не правильно. Также это понятие не означает, что вы должны безоговорочно принимать чьи-либо мировоззрения либо образ жизни. Толерантность означает давать право другим жить соответственно собственным убеждениям и мировоззрениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разговор о толерантности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Старооскольского городского округа (МБОУ «СОШ №6»)
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«РАЗГОВОР О ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Подготовила: Гладышева М.А.,
тьютор ресурсного класса
г. Старый Оскол
2018
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- показать детям значимость отношений между людьми;
- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к
окружающим людям.
Задачи:
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Форма проведения: беседа, работа в группах.
Материалы: презентация, видео, мультфильм, карточки с ситуациями, картинки для рефлексии ( бабочка, тучка).
Ход занятия
Организационный момент
Создадим хорошее настроение. Посмотрите на соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. (слайд 1)
Сообщение темы
Здравствуйте, дети! Меня зовут Марина Анатольевна. Сегодня у нас необычное занятие. Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) (Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.)
Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
Вступительная беседа
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов. (слайд 2)
проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
легкое устанавливание контактов (общительность)
мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
стремление сделать другому добро (доброта)
сострадание (милосердие)
почтительное отношение (уважение)
готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
(Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (слайд 3)
Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали.
Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.
Физминутка (видео)
Работа в группах
Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях. (раздаются карточки с ситуациями)
1 ситуация. На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? (слайд 4)
2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? (слайд 5)
3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? (слайд 6)
4 ситуация. У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия? (слайд 7)
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
Просмотр и обсуждение мультфильма
Заключение:
Пришло время заканчивать наше необычное занятие. Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н.Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: (слайд 8)
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
В этом мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.
Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.
И закончить сегодня наш разговор, хочется обращением Василия Александровича Сухомлинского. Пусть эти слова будут вам напутствием, советом в вашей дальнейшей жизни.
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.»
Рефлексия: (слайд 9)
– Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора?
- Что нового открыли?
- Что вас особенно удивило?
- Хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели
сегодня?
Мне бы очень хотелось узнать какое у вас настроение в конце нашего занятия, если настроение хорошее, то приклейте бабочку на полянку, если вам грустно - тучку на небо.
Спасибо вам всем, очень приятно было с вами поработать!