«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Тема детского технического творчества очень актуальна в современном образовании детей, так как направлена на
- овладение опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
- развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений в мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
способствует обеспечению необходимых условий для развития интересов, способностей, талантов, общей культуры учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач. В программе по технологии в
1 - 4 классах предусмотрен раздел «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора». В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции. У детей расширяется политехнический кругозор, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса, отрабатываются умения работать с чертежами, схемами, рисунками.
Урок технического моделирования трактора рассчитан на общенаучную подготовку школьников, развивает их мышление, логику, математические и алгоритмические способности, реализует творческо-конструкторскую деятельность школьников, предполагают активные действия по поиску, обработке, организации информации.
Новизна методической разработки заключается в том, что все мы сегодня живем в век техники и технического прогресса, новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно- исследовательской деятельности, которая приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время, потому что знакомит ребёнка с законами реального мира, учит применять теоретические знания на практике, развивает наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.
Методическая разработка проста в реализации, так как требует небольших материальных затрат (наличие в школе любого из трех конструкторов: металлический конструктор, fischertechnik, лего), опирается на реальный опыт детей, тесно связана с жизнью, а значит интересна и доступна для младших школьников.
Реализация методической разработки по техническому творчеству для учащихся в области начально-технического моделирования по теме
«Работа с конструктором. Модель сельскохозяйственной техники. Трактор», несомненно, расширит знания учащихся об окружающей действительности, машинах и механизмах, их использовании в жизни. Ведь главное, создавая те или иные изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для их будущей профессиональной ориентации и воспитания уважения к труду. Как писал В.А.Сухомлинский: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».
Тема урока | Работа с конструктором. Модель сельскохозяйственной техники. Трактор |
Цель урока | Сконструировать модель трактора |
Задачи | Расширить знаний о мире вещей, созданных руками человека; Развивать конструкторско-технологическое мышление Развивать операции логического мышления, исследовательских умений Познакомить детей с различными сельскохозяйственными машинами и с назначением этих машин; Формировать умение использовать полученные знания по механике в новых моделях Формировать ценностное отношение к труду. |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | Познавательные УУД: Учить работать с необходимой информацией из словаря учебника, справочного материала, энциклопедии, интернета; расширить знания детей о различных видах механизмов; учить технологическими приемами работы с деталями конструктора. Коммуникативные УУД: учить слушать и понимать позицию своих одноклассников по различным вопросам, уважать их мнение; умение работать в группе (распределять общий объем работы, уметь договариваться) Личностные УУД - формировать социально-ценностныех личностные качества: ответственное отношение к делу, потребность помогать, инициативности, Регулятивные УУД учить составлять план работы; корректировать результаты действий, выполнять конструкторские задачи |
Основные понятия | Знакомство с новыми терминами: винт, гайка, шайба, отвертка, гаечный ключ, подвижное и неподвижное соединение; |
Межпредметные связи | Окружающий мир, технология |
Ресурсы | Конструктор: металлический конструктор, fischertechnik, лего Презентация (Приложение 1) |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Личностные УУД самоорганизация. | «Была бы охота, заладится всякая работа», - так гласит русская народная пословица. (слайд 1)А с каким настроем вы пришли сегодня на урок? Есть ли у вас «охота» смастерить что-то новое своими руками? | Эмоциональный настрой |
Целеполагание и мотивация | Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные УУД умение, слышать, слушать и понимать, | Желание у вас есть, но от желания к исполнению надо приложить умение. Подумайте, что объединяет эти рисунки? Давайте поиграем с вами в игру «Чья деталь?» (слайд 2). Проверим, правильно ли вы нашли транспорт, для этого отгадаем загадку Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. Сформулируйте тему нашего урока. Какую модель мы будем конструировать сегодня? (слайд 3) Определите цель нашего урока | Всё это транспортное средство Находят, какому транспортному средству принадлежит деталь Отгадывают загадку. Трактор. Конструирование модели трактора Собрать модель из конструктора |
Актуализация знаний | Личностные УУД Саморегуляция , нравственно-этическая ориентация Коммуникативные УУД правильно выражать свои мысли в речи | Беседа с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся. Какие сельскохозяйственные машины вы знаете? У кого родители работают на этих машинах? Могут ли люди в крупных хозяйствах обойтись без машин? А знаете ли вы, кто и когда изобрёл трактор ? Как изменялись модели со временем– Презентация (Слайд 4-7) | Предполагаемые ответы: «Комбайн, трактор. Без современной техники в хозяйстве не обойтись, так как она заменяет много помощников, экономит время (весенний день – год кормит), облегчает труд людей. Сообщение обучающихся (сбор информации о сель- скохозяйственной техники во внеурочное время). |
Усвоение новых знаний Поисково-исследовательская деятельность | Познавательные УУД : наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов, чтение графических изображений (чертежи, схемы) осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках | Рассмотри на рисунке детали — они имеют разные формы и размеры. Найди такие же детали в своём наборе. Как собираются эти детали. Рассмотреть рисунок с инструментами, объясните устройство и хватку инструментов: Назовите сборочные детали конструктора Для чего нужна шайба? Изучите способы соединения деталей по рисунку. Назовите способы соединения планок, соединения круглых деталей на оси. | Работа с инструкцией по сборке Ожидаемый ответ: «детали конструктора собирают с помощью винтов, гаек и шайб. Винт завинчивают отвёрткой, а гайку — гаечным ключом. У отвертки различают ручку, стержень и лезвие. Ширина лезвия соответствует размерам шлица (прорези). При завинчивании или отвинчивании отвертку вставляют лезвием в шлиц и вращают в нужном направлении. При этом нужно следить, чтобы оси инструментов и винта располагались на одной прямой линии. Гаечный ключ используют для завертывания и отвертывания гаек. Бывают односторонние, двусторонние и комбинированные ключи.» «Шайбу прокладывают между гайкой и винтом для их прочного соединения». Ожидаемые ответы: «Простое соединение осуществляется с помощью одного винта, шайбы и гайки»; «соединение контргайкой осуществляется с помощью одного винта, шайбы и двух гаек»; «неподвижное соединение планок осуществляется при помощи двух винтов, шайбы и двух гаек»; «Подвижное соединение двух планок на длинном винте осуществляется при помощи трех винтов». |
Физкультминутка | Здоровьесбережение Выполняют основные правила гигиены | Интерактивная физкультминутка | |
Анализ технологической последовательности изготовления изделия | Познавательные УУД : Анализ конструкторско-технологических особенностей задания, сравнение различных видов конструкций и способов их сборки Регулятивные УУД умение составлять план и последовательность действий Личностные УУД: осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания | Ребята, как вы думаете, целесообразно работать в группе или собирать модель одному? Обсудите в своих группах - конструкторском бюро модель, которую вы будете конструировать. Обоснуйте свой выбор. Какие знания необходимы вам, как конструкторам для моделирования? Составьте план работы. Распределите работу между собой. | Работа в группах Обсуждение в группах Изучение рисунков готовых моделей, схемы изготовления моделей; Подбор необходимых деталей и инструментов; Инструкция по сборке Ожидаемый ответ «Нужно знать название деталей, умение читать чертеж, выбирать инструменты.» Планирование работы в группах |
Конструирование | Регулятивные УУД Пооперационный контроль работы как своей, так и своего товарища, корректировка хода практической работы. Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные УУД Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности | Наблюдение, оказание помощи при необходимости. Ребята, создавая модель, вы можете вносить в её конструкцию изменения, что-то свое. | Работа в группах. Сборка моделей . |
Рефлексия | Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка; Регулятивные УУД: самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, чертежом), оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации; Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. | - Какими качественными характеристиками должен обладать трактор. Расскажите о назначении и использовании модели в сельском хозяйстве, а так же в городских условиях Назовите сборочные детали конструктора. В каких конструкциях можно использовать данные детали? В какую сторону надо вращать отвертку, чтобы завинтить винт в гайку? В какую сторону надо вращать гаечный ключ, чтобы отвинтить гайку? С помощью каких деталей можно осуществить подвижное соединение? С помощью каких деталей можно осуществить неподвижное соединение? Что на уроке было для вас наиболее интересным? Как вы оцениваете работу свою и своей группы? | Ходовые испытания; Презентация модели Ожидаемые ответы: «Гайка, шайба, винт» «При сборке автомобилей» « По часовой стрелке» «Против часовой стрелки» «С помощью гайки, контргайки, винта». «С помощью двух винтов, двух гаек, втулки и винта». |