Содержание программы кружка «Прекрасное рядом» внеурочной деятельности направлено на реализацию общекультурного направления, развития личности и формирование у младших школьников культурных ценностей.
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.
В основу авторской программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для 1 класса.
Актуальность: младший школьный возраст – это время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, наблюдателя посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей, а также посредством наблюдения за красотой вокруг нас.
Цель программы: создать условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создать условия для развития интереса к различным видам искусства, культуре родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- расширять кругозор и познавательную деятельность учащихся;
- учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- формировать представления об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
- развивать способности, помогающие достижению успеха в творческой деятельности;
- развивать способности наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к произведениям культуры;
- воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;
- воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Принципы:
-научности (предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человекознания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.)
-доступности (требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.)
-наглядности (реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.)
-сознательности и активности (требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.)
-воспитывающего обучения (отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами.)
Программа «Прекрасное рядом» разработана для 1 класса начальной школы. Возраст участников – 6 - 7 лет. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Всего в год 33 часа.
В практике работы программы возможны следующие формы работы: индивидуальная; работа в парах; индивидуально-коллективная работа; экскурсии; игровые занятия, знакомство с художественной литературой, с великими творческими людьми настоящего и прошлого, участие в различных творческих конкурсах.
Обучающийся научится:
- Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
- Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
- Придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
- Быть доброжелательными;
- Сострадать животным, не обижать их;
- Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
- Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Планируемые результаты:
Личностные:
определение и высказываниепод руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать свое предположение (версии) на основе работы с иллюстрацией; работа по предложенному учителем плану;
уметь делать предварительный отбор источников информации: энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы.
добывать новые знания: нахождение ответов на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и занятиях;
перерабатывать полученную информацию: уметь делать выводы в результате совместной работы всего класса;
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
уметь слушать и понимать речь других;
уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Форма подведения итогов - выставки продуктов детского творчества. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Литературном чтении», «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».
2.Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Общее количество часов
Теоретические
Практические
1.
Раздел 1. Прекрасное в искусстве
6
2
4
Тема 1.1 Осенние краски в картинах художников
1
0,5
0,5
Тема 1.2 Сказки и искусство
1
1
0
Тема 1.3 Сказочные художники
1
0
1
Тема 1.4 Мозаичное искусство
1
0,5
0,5
Тема 1.5 Мозаика и мы
1
0
1
Тема 1.6 Юные любители театра
1
0
1
2.
Раздел 2. Мир театра
7
1,5
5,5
Тема 2.1 Театральная азбука
1
1
0
Тема 2.2 Кукольный театр
1
0,5
0,5
Тема 2.3 Наши куклы
1
0
1
Тема 2.4 Мы – актёры
1
0
1
Тема 2.5 Что же такое этюды?
1
0
1
Тема 2.6 Музыкальные игры
1
0
1
Тема 2.7 Живописные этюды театра
1
0
1
3.
Раздел 3. Волшебный мир книг
7
2
5
Тема 3.1 Разнообразие букв
1
0,5
0,5
Тема 3.2 Народный фольклор: песенки, потешки, народные забавы
1
0
1
Тема 3.3 Народный фольклор: загадки, скороговорки считалки
1
0
1
Тема 3.4 Мир сказок
1
0,5
0,5
Тема 3.5 Из чего состоит моя книга?
1
0,5
0,5
Тема 3.6 Берегите книгу!
1
0
1
Тема 3.7 Где живут книги?
1
0,5
0,5
4.
Раздел 4. Культура родного края
6
2
4
Тема 4.1 Поэзия родного края
1
0,5
0,5
Тема 4.2 Традиции нашей Родины
1
0
1
Тема 4.3 Православие нашей страны
1
0,5
0,5
Тема 4.4 Знаменитые места малой Родины
1
0,5
0,5
Тема 4.5 Сказка на новый лад
1
0
1
Тема 4.6 Знаменитые люди родного края
1
0,5
0,5
5.
Раздел 5. В мире природы
7
1,5
5,5
Тема 5.1 Мы - экологи
1
0
1
Тема 5.2 Природа в стихах
1
0,5
0,5
Тема 5.3 Удивительное рядом
1
0,5
0,5
Тема 5.4 Природа – наше богатство
1
0
1
Тема 5.5 Что же такое небо?
1
0
1
Тема 5.6 Животные и их охрана
1
0,5
0,5
Тема 5.7 Зоопарк
1
0
1
Итого
33
9
24
3.Содержание программы
Раздел 1. Прекрасное в искусстве
Тема 1.1 Осенние краски в картинах художников (1ч)
Рассматривание картин, повторение техники безопасности с красками, смешивание красок по образцу, работа по этапам совместно с учителем.
Тема 1.2 Сказки и искусство (1ч)
Просмотр видеофильма, рассматривание картин и иллюстраций к книгам, высказывание своих историй о прочитанных книгах с иллюстрациями, беседа об увиденном, мнения библиотекаря о книгах.
Тема 1.3 Сказочные художники (1ч)
Просмотр мультфильма, снятого по сказке «Морозко», беседа об увиденном, повторение техники безопасности пользования красками, иллюстрирование сказки.
Тема 1.4 Мозаичное искусство (1ч)
Мозаика в мировом искусстве, просмотр презентации «Виды мозаик», подготовка к проекту, рассмотрение мозаик на сооружениях, собственное собирание мозаики.
Тема 1.5 Мозаика и мы (1ч)
Проектная деятельность, мозаики, собранные на прошлом занятии, складывают в одну целую, презентация работы класса.
Тема 1.6 Юные любители театра (1ч)
Посещение выставки в городском музее.
Раздел 2. Мир театра
Тема 2.1 Театральная азбука (1ч)
Знакомство с понятием «театр», его видами, выслушивание историй учащихся, которые посетили театры, виртуальная экскурсия в театры Краснодара.
Тема 2.2 Кукольный театр (1ч)
Театр Образцова, подготовка к проекту, повторение правил техники безопасности, изготовление кукол.
Тема 2.3 Наши куклы (1ч)
Завершение работы по изготовлению кукол, разыгрывание кукольного спектакля.
Тема 2.4 Мы – актёры (1ч)
Знакомство с текстом, выбор мультяшной сказки, распределение ролей, диалоги героев, инсценирование мультяшных сказок.
Тема 2.5 Что же такое этюды? (1ч)
Небольшой рассказ об этюдах, игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству: «Вижу, что дано, отношусь, что задано». Игры-пантомимы.
Тема 2.6 Музыкальные игры (1ч)
Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку.
Тема 2.7 Живописные этюды театра (1ч)
Создание образов с помощью жестов, мимики. Беседы по содержанию и представлению учащихся об игре актеров.
Раздел 3. Волшебный мир книг
Тема 3.1 Разнообразие букв (1ч)
Повторение букв. Рисование животных, с помощью букв, выкладывание картинок из букв.
Тема 3.2 Народный фольклор: песенки, потешки, народные забавы (1ч)
Игры, хороводы. Заучивание с помощью учителя наизусть.
Тема 3.3 Народный фольклор: загадки, скороговорки считалки (1ч)
Разучивание наизусть, сочинение своих загадок, считалок.
Тема 3.4 Мир сказок (1ч)
Рисование, инсценирование сказок.
Тема 3.5 Из чего состоит моя книга? (1ч)
Беседа о прочитанных книгах, проектная деятельность, рисование своей книги.
Тема 3.6 Берегите книгу! (1ч)
Проектная деятельность, составление правил, представление, создание плаката.
Тема 3.7 Где живут книги? (1ч)
Знакомство со школьной библиотекой, беседа с библиотекарем.
Раздел 4. Культура родного края
Тема 4.1 Поэзия родного края (1ч)
Знакомство с поэзией родного края, чтение, разучивание под руководством учителя стихов.
Тема 4.2 Традиции нашей Родины (1ч)
Знакомство с традициями нашей Родины, национальными костюмами, раскраски с костюмами, просмотр видеоролика.
Тема 4.3 Православие нашей страны (1ч)
Презентация красоты храмов, раскраски храмов и мечетей.
Тема 4.4 Знаменитые места малой Родины (1ч)
Заочное путешествие по городу. Собираем пазлы.
Тема 4.5 Сказка на новый лад (1ч)
Проектная деятельность: с героями русских, русских народных сказок сочинить новую.
Тема 4.6 Знаменитые люди родного края (1ч)
Рассказ о знаменитом соотечественнике. Экскурсия по скверу.
Раздел 5. В мире природы
Тема 5.1 Мы – экологи (1ч)
Выращиваем и наблюдаем за растениями.
Тема 5.2 Природа в стихах (1ч)
Презентация, рассказ учителя. Рассматривание и чтение. Составление пазлов.
Тема 5.3 Удивительное рядом (1ч)
Раскраски, презентации, рассказы о растениях и животных
Тема 5.4 Природа – наше богатство (1ч)
Экскурсия на поляну. Наблюдение за небом.
Тема 5.5 Что же такое небо? (1ч)
Рисование на основе наблюдений в природе.
Тема 5.6 Животные и их охрана (1ч)
Посещение городского эколого-биологического центра. Беседа об охране животных.
Тема 5.7 Зоопарк (1ч)
Вырезаем животных по трафарету. Составляем совместный зоопарк. Проектная деятельность.
Методическое обеспечение:
1.компьютер
2.интерактивная доска
3.специальная литература
4.наглядные пособия
5.шкаф для размещения и хранения работ детей
6.шаблоны, листочки бумаги с рисунками
Список литературы:
1. Колпакова Н. П. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016.
2.Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки / ред. В.Н. Морохин. - М.: Высшая школа, 2018.
3.Безымянная. О., Школьный театр. - М, 2020.
4.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2019.